Постановление Государственного Совета Республики Татарстан
от 18 февраля 1999 г. N 2009 "О Государственной комплексной программе
Республики Татарстан
по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы"
Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Государственную комплексную программу Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы возложить на постоянную Комиссию Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам экологической безопасности, природным ресурсам и природопользованию.
Председатель Государственного
Совета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
г.Казань, 18 февраля 1999 года, N 2009
Паспорт Государственной программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Оценка эффективности Программы
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Финансирование Программы
Наименование Программы Государственная комплексная программа Респуб-
лики Татарстан по предупреждению чрезвычайных
ситуаций на 1999-2003 годы
Основание для разработки Решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям
Программы Республики Татарстан от 17.03.98 года N 7-98
Государственный заказчик Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики
Татарстан
Разработчики Программы Министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,
Министерство внутренних дел Республики Татарс-
тан, Министерство здравоохранения Республики
Татарстан, Министерство охраны окружающей сре-
ды и природных ресурсов Республики Татарстан
Исполнители Министерства, ведомства, предприятия и науч-
но-исследовательские учреждения Республики Та-
тарстан
Цели и задачи Программы Комплексное решение проблемы снижения природ-
ных и техногенных рисков, смягчение последс-
твий стихийных бедствий, аварий и катастроф в
интересах повышения уровня безопасности лич-
ности, общества и окружающей среды. Мероприя-
тия направлены на решение следующих задач:
1. Подготовка необходимой нормативной, право-
вой и методической базы для нормирования до-
пустимых рисков.
2. Разработка технического проекта создания
региональной информационно-аналитической сис-
темы и интеграции ведомственных подсистем.
3. Формирование экономических механизмов сти-
мулирования деятельности по снижению рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
4. Повышение эффективности ликвидации последс-
твий чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного характера.
5. Совершенствование подготовки населения и
специалистов к действиям по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сроки и этапы реализации 1 этап - 1999-2000 годы.
2 этап - 2001-2003 годы.
Основные направления 1. Разработка и ввод в действие системы госу-
Программы дарственного регулирования в области снижения
рисков и смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций (нормативно-правовое, экономическое и
научно-методическое регулирование).
2. Разработка и реализация системы мер по вы-
явлению опасностей, оценке риска и прогнозиро-
ванию чрезвычайных ситуаций, в том числе с ис-
пользованием средств и систем мониторинга.
3. Разработка и реализация системы мер по сни-
жению рисков чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера и защите населения и
территорий.
4. Разработка и реализация системы мер по раз-
витию и совершенствованию сил ликвидации чрез-
вычайных ситуаций, их техническому перевоору-
жению.
5. Разработка и реализация системы мер по под-
готовке населения и специалистов к действиям
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. Развитие методической и материаль-
но-технической базы подготовки.
Ожидаемые результаты В результате реализации Программы будут:
реализации программы определены пути по преодолению неблагоприятной
тенденции роста количества и масштабов пос-
ледствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
разработана система показателей и нормативов
приемлемого природного и техногенного риска,
проведены расчеты рисков для населения;
сокращены финансовые затраты по сравнению с
величиной предотвращенного ущерба и уменьшены
потери населения от чрезвычайных ситуаций;
достигнуто выполнение аварийно-спасательных
работ при чрезвычайных ситуациях в требуемые
по медицинским показателям сроки;
значительно уменьшен вред, наносимый здоровью
населения в результате чрезвычайных ситуаций.
Источники финансирования Средства республиканского и местных бюджетов
Республики Татарстан, федерального бюджета,
внебюджетных фондов, средства предприятий и
организаций
В Республике Татарстан ежегодно возникает более 30 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых гибнут люди, а материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.
Сохраняющаяся тенденция возрастания чрезвычайных ситуаций, тяжесть их последствий обоснованно заставляют рассматривать их как серьезную угрозу безопасности личности, общества и окружающей среды, а также стабильности развития экономики республики.
Анализ ситуаций, оценка рисков, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка сценариев действий по их предупреждению и ликвидации должны базироваться на единой системе мониторинга окружающей природной и техногенной среды, использовании новейших информационных технологий сбора и обработки данных о состоянии территорий и объектов, эффективной интеграции всех информационно-аналитических подсистем Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полученный с помощью современных методов мониторинга окружающей среды и территорий фактический материал ляжет в основу реальной карты природного, техногенного, экологического и антропогенного риска в Республике Татарстан.
Для деятельности по обеспечению безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходима правовая основа. Действующая законодательная и нормативно-правовая база декларирует обязанности по осуществлению мер в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, однако требования многих законодательных документов не подкреплены механизмом их реализации. В них не предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за создание предпосылок к чрезвычайным ситуациям. Расчет на сознательное и ответственное отношение руководителей всех уровней к выполнению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не подкрепленный соответствующими финансовыми стимулами, а также санкциями, не дает должного эффекта.
До настоящего времени в Республике Татарстан не решена проблема обезвреживания обнаруженных взрывоопасных предметов и предотвращения угрозы взрывов.
Работы по обезвреживанию всех взрывоопасных предметов осуществляют сотрудники группы разминирования Министерства внутренних дел нештатного формирования, созданного из числа лиц, имеющих специальное образование и опыт работы с взрывчатыми веществами. Их действия не регламентированы никакими нормативными документами.
Необходимо в кратчайшие сроки создать группу из числа сотрудников Министерства внутренних дел Республики Татарстан, военных гарнизонов и Комитета государственной безопасности Республики Татарстан, определить ее правовой статус и обеспечить необходимым оборудованием.
В целях решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Татарстан на современном этапе развития Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приоритетное значение приобретает формирование общегосударственной политики, определяющей цель, методы, средства и организационные формы решения актуальных задач, что и легло в основу Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы.
Государственная комплексная программа Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и увязана с Федеральной программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
Целью Программы является комплексное решение проблемы снижения природных и техногенных рисков, а также смягчение последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в Республике Татарстан в интересах повышения уровня безопасности населения и окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- подготовка необходимой нормативной, правовой и методической базы для нормирования допустимых рисков;
- разработка технического проекта создания региональной информационно-аналитической системы Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан и интеграции ведомственных подсистем (мониторинг факторов опасности, оценка ситуаций и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработка сценариев действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций);
- повышение эффективности ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- совершенствование подготовки населения и специалистов Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Программа реализуется в 2 этапа:
1 этап (1999-2000 годы).
На этом этапе предусматривается:
разработка научно-практических основ исследования факторов опасности и опасных взаимных причинно-следственных связей в окружающей среде;
проведение идентификации и районирования природно-техногенных и социально-экономических факторов опасности на территории Республики Татарстан с учетом трансграничных факторов;
разработка пакета научно и практически обоснованных методик по анализу риска и синтеза сценариев целесообразных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению вероятности чрезвычайных ситуаций и ожидаемых ущербов;
разработка системы контроля факторов опасности, опасных взаимосвязей и ситуаций, интегрированной с системой принятия целесообразных и согласованных решений;
развитие ведомственных, республиканских, городских, районных систем мониторинга, прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
развитие страховых фондов аварийных комплектов документации объектов экономики и жизнеобеспечения.
2 этап (2001-2003 годы).
На втором этапе предусматривается:
осуществление комплекса долгосрочных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков и смягчению последствий катастроф на территории Республики Татарстан, для которых комплексный риск является наибольшим и превышает допустимые значения;
внедрение и обеспечение эксплуатации на территориальном уровне системы превентивных мероприятий на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения населения.
Государственная программа состоит из 5 основных разделов:
1. Разработка и ввод в действие системы государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций (нормативно-правовое, экономическое и научно-методическое регулирование):
совершенствование нормативно-правового обеспечения, внедрение декларирования безопасности промышленных объектов и лицензирования потенциально опасных видов деятельности, развитие страхования от чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов и нормативов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности функционирования потенциально опасных промышленных объектов.
2. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасности, оценке риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием средств и систем мониторинга:
оценка уровня природного и техногенного риска на территории Республики Татарстан;
разработка технического проекта создания региональной информационно-аналитической системы Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан и интеграции ведомственных подсистем;
завершение создания автоматизированной информационно-управляющей системы Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.
3. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защите населения и территорий:
разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих безопасный и поэтапный вывод из производственного процесса изношенного оборудования, снижение эксплуатационных параметров (нагрузок), уменьшение межремонтных периодов;
моделирование и системный анализ возможных видов опасностей, угроз и вредных воздействий на население и окружающую природную среду, а также мероприятий по комплексной защите от них;
обеспечение безопасности населения, проживающего вблизи радиационно и химически опасных объектов.
4. Разработка и реализация системы мер по развитию и совершенствованию сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, их техническому перевооружению, а также по развитию системы управления Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
оснащение сил постоянной готовности Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной и специальной техникой и оборудованием;
разработка и осуществление комплекса мер по организационно-техническому объединению существующих городских дежурно-диспетчерских служб (экстренного вызова "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства, штабов гражданской обороны, объектов экономики и других);
дальнейшее развитие системы управления Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и силами ликвидации;
техническое и организационное обеспечение функционирования на территориальном уровне системы страховых фондов аварийных комплектов документации объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения как части информационного обеспечения Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.
5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе: