Постановление Государственного Совета Республики Татарстан
от 18 февраля 1999 г. N 2009 "О Государственной комплексной программе
Республики Татарстан
по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы"

Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную комплексную программу Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы возложить на постоянную Комиссию Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам экологической безопасности, природным ресурсам и природопользованию.

Председатель Государственного
Совета Республики Татарстан                               Ф.Х.Мухаметшин


г.Казань, 18 февраля 1999 года, N 2009

Государственная комплексная программа
Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных
ситуаций на 1999-2003 годы
(утверждена постановлением ГС РТ от 18 февраля 1999 г. N 2009)

Паспорт Государственной программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

3. Система программных мероприятий

4. Оценка эффективности Программы

5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

6. Финансирование Программы

Паспорт
Государственной программы

Наименование Программы     Государственная комплексная программа  Респуб-
                           лики  Татарстан по предупреждению чрезвычайных
                           ситуаций на 1999-2003 годы

Основание для разработки   Решение  Комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям
Программы                  Республики Татарстан от 17.03.98 года N 7-98

Государственный заказчик   Комиссия по  чрезвычайным ситуациям Республики
                           Татарстан

Разработчики Программы     Министерство по делам  гражданской  обороны  и
                           чрезвычайным  ситуациям  Республики Татарстан,
                           Министерство внутренних дел Республики Татарс-
                           тан,  Министерство  здравоохранения Республики
                           Татарстан, Министерство охраны окружающей сре-
                           ды и природных ресурсов Республики Татарстан

Исполнители                Министерства, ведомства,  предприятия  и науч-
                           но-исследовательские учреждения Республики Та-
                           тарстан

Цели и задачи Программы    Комплексное решение  проблемы снижения природ-
                           ных и техногенных рисков,  смягчение  последс-
                           твий стихийных бедствий,  аварий и катастроф в
                           интересах повышения уровня  безопасности  лич-
                           ности,  общества и окружающей среды. Мероприя-
                           тия направлены на решение следующих задач:
                           1. Подготовка необходимой нормативной,  право-
                           вой и методической базы для  нормирования  до-
                           пустимых рисков.
                           2. Разработка  технического  проекта  создания
                           региональной  информационно-аналитической сис-
                           темы и интеграции ведомственных подсистем.
                           3. Формирование  экономических механизмов сти-
                           мулирования деятельности по снижению рисков  и
                           смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
                           4. Повышение эффективности ликвидации последс-
                           твий чрезвычайных ситуаций природного и техно-
                           генного характера.
                           5. Совершенствование  подготовки  населения  и
                           специалистов к действиям по  предупреждению  и
                           ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сроки и этапы реализации   1 этап - 1999-2000 годы.
                           2 этап - 2001-2003 годы.

Основные направления       1. Разработка и ввод в действие системы  госу-
Программы                  дарственного  регулирования в области снижения
                           рисков и  смягчения  последствий  чрезвычайных
                           ситуаций (нормативно-правовое, экономическое и
                           научно-методическое регулирование).
                           2. Разработка  и реализация системы мер по вы-
                           явлению опасностей, оценке риска и прогнозиро-
                           ванию чрезвычайных ситуаций, в том числе с ис-
                           пользованием средств и систем мониторинга.
                           3. Разработка и реализация системы мер по сни-
                           жению рисков чрезвычайных ситуаций  природного
                           и  техногенного характера и защите населения и
                           территорий.
                           4. Разработка и реализация системы мер по раз-
                           витию и совершенствованию сил ликвидации чрез-
                           вычайных ситуаций,  их техническому перевоору-
                           жению.
                           5. Разработка и реализация системы мер по под-
                           готовке населения и специалистов  к  действиям
                           по  предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных
                           ситуаций.  Развитие методической и  материаль-
                           но-технической базы подготовки.

Ожидаемые результаты       В результате реализации Программы будут:
реализации программы       определены пути по преодолению неблагоприятной
                           тенденции  роста  количества  и масштабов пос-
                           ледствий чрезвычайных  ситуаций  природного  и
                           техногенного характера;
                           разработана система показателей  и  нормативов
                           приемлемого  природного  и техногенного риска,
                           проведены расчеты рисков для населения;
                           сокращены финансовые  затраты  по  сравнению с
                           величиной предотвращенного ущерба и  уменьшены
                           потери населения от чрезвычайных ситуаций;
                           достигнуто выполнение    аварийно-спасательных
                           работ  при  чрезвычайных ситуациях в требуемые
                           по медицинским показателям сроки;
                           значительно уменьшен вред,  наносимый здоровью
                           населения в результате чрезвычайных ситуаций.

Источники финансирования   Средства республиканского и  местных  бюджетов
                           Республики  Татарстан,  федерального  бюджета,
                           внебюджетных фондов,  средства  предприятий  и
                           организаций

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В Республике Татарстан ежегодно возникает более 30 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых гибнут люди, а материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.

Сохраняющаяся тенденция возрастания чрезвычайных ситуаций, тяжесть их последствий обоснованно заставляют рассматривать их как серьезную угрозу безопасности личности, общества и окружающей среды, а также стабильности развития экономики республики.

Анализ ситуаций, оценка рисков, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка сценариев действий по их предупреждению и ликвидации должны базироваться на единой системе мониторинга окружающей природной и техногенной среды, использовании новейших информационных технологий сбора и обработки данных о состоянии территорий и объектов, эффективной интеграции всех информационно-аналитических подсистем Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полученный с помощью современных методов мониторинга окружающей среды и территорий фактический материал ляжет в основу реальной карты природного, техногенного, экологического и антропогенного риска в Республике Татарстан.

Для деятельности по обеспечению безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходима правовая основа. Действующая законодательная и нормативно-правовая база декларирует обязанности по осуществлению мер в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, однако требования многих законодательных документов не подкреплены механизмом их реализации. В них не предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за создание предпосылок к чрезвычайным ситуациям. Расчет на сознательное и ответственное отношение руководителей всех уровней к выполнению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не подкрепленный соответствующими финансовыми стимулами, а также санкциями, не дает должного эффекта.

До настоящего времени в Республике Татарстан не решена проблема обезвреживания обнаруженных взрывоопасных предметов и предотвращения угрозы взрывов.

Работы по обезвреживанию всех взрывоопасных предметов осуществляют сотрудники группы разминирования Министерства внутренних дел нештатного формирования, созданного из числа лиц, имеющих специальное образование и опыт работы с взрывчатыми веществами. Их действия не регламентированы никакими нормативными документами.

Необходимо в кратчайшие сроки создать группу из числа сотрудников Министерства внутренних дел Республики Татарстан, военных гарнизонов и Комитета государственной безопасности Республики Татарстан, определить ее правовой статус и обеспечить необходимым оборудованием.

В целях решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Татарстан на современном этапе развития Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приоритетное значение приобретает формирование общегосударственной политики, определяющей цель, методы, средства и организационные формы решения актуальных задач, что и легло в основу Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Государственная комплексная программа Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и увязана с Федеральной программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Целью Программы является комплексное решение проблемы снижения природных и техногенных рисков, а также смягчение последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в Республике Татарстан в интересах повышения уровня безопасности населения и окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

- подготовка необходимой нормативной, правовой и методической базы для нормирования допустимых рисков;

- разработка технического проекта создания региональной информационно-аналитической системы Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан и интеграции ведомственных подсистем (мониторинг факторов опасности, оценка ситуаций и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработка сценариев действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций);

- повышение эффективности ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- совершенствование подготовки населения и специалистов Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Программа реализуется в 2 этапа:

1 этап (1999-2000 годы).

На этом этапе предусматривается:

разработка научно-практических основ исследования факторов опасности и опасных взаимных причинно-следственных связей в окружающей среде;

проведение идентификации и районирования природно-техногенных и социально-экономических факторов опасности на территории Республики Татарстан с учетом трансграничных факторов;

разработка пакета научно и практически обоснованных методик по анализу риска и синтеза сценариев целесообразных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению вероятности чрезвычайных ситуаций и ожидаемых ущербов;

разработка системы контроля факторов опасности, опасных взаимосвязей и ситуаций, интегрированной с системой принятия целесообразных и согласованных решений;

развитие ведомственных, республиканских, городских, районных систем мониторинга, прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

развитие страховых фондов аварийных комплектов документации объектов экономики и жизнеобеспечения.

2 этап (2001-2003 годы).

На втором этапе предусматривается:

осуществление комплекса долгосрочных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков и смягчению последствий катастроф на территории Республики Татарстан, для которых комплексный риск является наибольшим и превышает допустимые значения;

внедрение и обеспечение эксплуатации на территориальном уровне системы превентивных мероприятий на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения населения.

3. Система программных мероприятий

Государственная программа состоит из 5 основных разделов:

1. Разработка и ввод в действие системы государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций (нормативно-правовое, экономическое и научно-методическое регулирование):

совершенствование нормативно-правового обеспечения, внедрение декларирования безопасности промышленных объектов и лицензирования потенциально опасных видов деятельности, развитие страхования от чрезвычайных ситуаций;

разработка экономических механизмов и нормативов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности функционирования потенциально опасных промышленных объектов.

2. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасности, оценке риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием средств и систем мониторинга:

оценка уровня природного и техногенного риска на территории Республики Татарстан;

разработка технического проекта создания региональной информационно-аналитической системы Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан и интеграции ведомственных подсистем;

завершение создания автоматизированной информационно-управляющей системы Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.

3. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защите населения и территорий:

разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих безопасный и поэтапный вывод из производственного процесса изношенного оборудования, снижение эксплуатационных параметров (нагрузок), уменьшение межремонтных периодов;

моделирование и системный анализ возможных видов опасностей, угроз и вредных воздействий на население и окружающую природную среду, а также мероприятий по комплексной защите от них;

обеспечение безопасности населения, проживающего вблизи радиационно и химически опасных объектов.

4. Разработка и реализация системы мер по развитию и совершенствованию сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, их техническому перевооружению, а также по развитию системы управления Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

оснащение сил постоянной готовности Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной и специальной техникой и оборудованием;

разработка и осуществление комплекса мер по организационно-техническому объединению существующих городских дежурно-диспетчерских служб (экстренного вызова "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства, штабов гражданской обороны, объектов экономики и других);

дальнейшее развитие системы управления Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и силами ликвидации;

техническое и организационное обеспечение функционирования на территориальном уровне системы страховых фондов аварийных комплектов документации объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения как части информационного обеспечения Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.

5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»