1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории Республики Татарстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
2. В зависимости от вида, масштаба и характера чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные работы проводятся силами специальных штатных, нештатных формирований, в том числе формирований гражданской обороны, создаваемых на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы.
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным работам привлекаются дежурные подразделения сил постоянной готовности учреждений и организаций с последующим наращиванием их численности до полного штатного состава.
Силы и средства для защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан привлекаются по запросу и решению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации (локальной, местной, территориальной) из состава сил и средств территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.
Привлечение дополнительных сил и средств производится на договорной основе по решению руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением Премьер-министра Республики Татарстан, руководителя исполнительного комитета муниципального района и городского округа.
Ведомственные аварийно-спасательные формирования привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ по согласованию с руководством ведомства без нарушения технологии производства данного ведомства.
При недостаточности сил и средств для локализации или ликвидации чрезвычайной ситуации комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасностисоответствующего уровня может обратиться за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Территориальные аварийно-спасательные формирования привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ по решению председателя Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.
3. Порядок применения аварийно-спасательных формирований определяется планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждаемыми руководителями республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций. Аварийно-спасательные формирования используются в соответствии со своим предназначением.
4. Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности объекта (территории).
Для управления и осуществления координационных действий всеми силами и средствами в зоне чрезвычайной ситуации руководителем аварийно-спасательных работ создается орган управления - рабочая группа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которая формируется из числа членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, представителей соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов.
Разворачивается подвижный пункт управления. Рабочая группа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности оснащается средствами защиты, транспортными средствами, средствами связи и необходимой оргтехникой.
5. Непосредственным руководителем аварийно-спасательных работ является председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности объекта (территории). Ему подчиняются все подразделения, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ на объекте (территории).
6. Решения руководителя аварийно-спасательных работ оформляются распоряжениями и обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации. Распоряжения руководителя аварийно-спасательных работ могут быть отданы как в устной форме, так и письменно.
7. Руководитель аварийно-спасательных работ отвечает:
за своевременное начало и окончание спасательных работ;
за организацию и проведение аварийно-спасательных работ;
за обеспечение безопасности людей, участвующих в аварийно-спасательных работах.
8. Руководитель аварийно-спасательных работ обязан;
провести разведку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;
организовать сети связи;
поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения;
при необходимости вызвать дополнительные силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ, организовать их прием, расстановку и максимальную загрузку работой;
создать резерв сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, организовать посменную работу аварийно-спасательных подразделений, их питание и отдых;