Настоящий Закон Республики Татарстан устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан, определяет полномочия республиканских и местных органов государственной власти и управления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности в области связи или пользующихся услугами связи.
Настоящий Закон направлен на обеспечение прав граждан Республики Татарстан на передачу, получение и распространение информации.
Статья 1. Назначение связи
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Татарстан и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд государственных органов, органов местного самоуправления в Республике Татарстан, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Связь Республики Татарстан включает в себя все сети и сооружения электрической и почтовой связи, расположенные на территории Республики Татарстан, за исключением внутрипроизводственных технологических сетей связи и объектов связи, которые законодательством или специальными соглашениями отнесены к федеральной.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства.
Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины:
электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;
почтовая связь -прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также переводов денежных средств; сети электросвязи - технологические системы, обеспечивающие одинили несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;
взаимоувязанная сеть связи Республики Татарстан - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Республики Татарстан, обеспеченный общим централизованным управлением;
сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Республики Татарстан, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
ведомственные сети связи - сети электросвязи органов государственного управления, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи органов государственного управления Республики Татарстан, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
сеть почтовой связи - совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов;
предприятия, учреждения и организации связи (далее предприятия связи) - юридические лица, независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности;
государственные предприятия связи - предприятия связи, в том числе унитарные предприятия связи, специализированные и территориальные обособленные структурные подразделения, филиалы, дочерние предприятия, относящиеся к объектам государственной собственности Республики Татарстан;
оператор связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи;
услуги связи - продукт деятельности по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений или передаче сообщений по сетям электросвязи;
пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;
лицензия - специальное разрешение, на основании которого юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность в области связи;
сертификат - документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;
оконечное устройство - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;
средства связи - технические средства, используемые для обеспечения процессов формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи, предоставления услуг почтовой связи;
почтовые отправления - письма и почтовые карточки, бандероли, пакеты, посылки, почтовые контейнеры, печатные издания в соответствующей упаковке;
объект почтовой связи - обособленные подразделения почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, почтовые обменные пункты, узлы почтовой связи, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи идругие);
почтовый ящик - ящик установленной формы и размера, предназначенный для сбора писем и почтовых карточек;
абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с ящиками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочном участке в сельской местности для получения адресатами почтовых отправлений;
почтовый шкаф опорного пункта - специальный шкаф, предназначенный для временного хранения почтовых отправлений на доставочном участке или для получения адресатом почтовых отправлений;
тайна связи - соблюдение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных форм сообщений.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти и управления, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи.
Статья 4. Общее регулирование в области связи
Нормативные правовые акты и распоряжения по вопросам регулирования управления сетями связи, организационно-технического обеспечения, устойчивого функционирования сетей связи, а также технической эксплуатации средств связи, издаваемые органами государственного управления в области связи, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности. Ответственность за общее регулирование связи в Республике Татарстан несут Кабинет Министров Республики Татарстан и уполномоченный орган государственного управления в области связи.
Статья 5. Принципы деятельности в области связи
Деятельность в области связи осуществляется на основе:
- законности;
- рыночного хозяйствования;
- государственного регулирования посредством разработки программ экономического и социального развития, налоговой, кредитной, инвестиционной, лицензионной и тарифной политики на социально значимые услуги связи;
- равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;
- свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений и транзита почты на всей территории Республики Татарстан;
- соблюдения интересов пользователей связи;
- развития предпринимательской деятельности, ограничения монополизма в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи;
- обеспечения надежности и управляемости связью с учетом ее сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Республики Татарстан и Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и Устава Всемирного почтового союза;
- внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
- содействия расширению международного сотрудничества в области связи и развитию всемирной связи;
- подотчетности и подконтрольности предприятий связи независимо от организационно-правовых форм собственности органам государственногоуправления в области связи.
Действие абзацев пятого и шестого части первой настоящей статьи в условиях чрезвычайного положения может быть ограничено в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 6. Взаимоувязанная сеть связи Республики Татарстан
Взаимоувязанная сеть связи Республики Татарстан представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории Республики Татарстан, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Развитие и совершенствование взаимоувязанной сети связи осуществляются с учетом технологического единства всех сетей и средств электросвязи в интересах их комплексного использования, повышения эффективности и устойчивости функционирования.
Республика Татарстан оказывает поддержку предприятиям связи в реализации программ развития связи, проведении мероприятий по повышению надежности взаимоувязанной сети связи и создании мобилизационного резерва оборудования и материалов, обеспечивая развитие всех видов
связи, входящих в указанную сеть.
Статья 7. Сеть связи общего пользования
Сеть связи общего пользования как составная часть взаимоувязанной сети связи Республики Татарстан предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам и включает в себя все сети электросвязи, независимо от их принадлежности и форм собственности, кроме выделенных и ведомственных сетей связи. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на орган государственного управления в области связи. При построении и оборудовании сети связи общего пользования учитываются требования обеспечения надежности указанной сети при воздействии на нее дестабилизирующих факторов.
Статья 8. Ведомственые сети связи, выделенные сети связи физических и юридических лиц
Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд республиканских органов государственного управления Республики Татарстан, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования и получения лицензии в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
Выделенные сети связи на территории Республики Татарстан могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
При сопряжении выделенных сетей связи с сетью связи общего пользования указанные сети переходят в категорию сети связи общего пользования.
Порядок сопряжения ведомственных и выделенных сетей связи с сетью связи общего пользования устанавливается законодательством.
Статья 9. Сети связи для нужд управления и охраны правопорядка в Республике Татарстан
Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти Республики Татарстан, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
Каналы сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи для нужд управления и охраны правопорядка предоставляются на арендной основе в порядке, предусмотренном законодательством.
Порядок подготовки и использования сети связи общего пользования для нужд управления и охраны правопорядка определяется законодательством.
Орган государственного управления Республики Татарстан в области связи, операторы связи, независимо от форм собственности, обязаны обеспечивать первоочередное предоставление каналов связи для нужд управления, охраны правопорядка, принимать первоочередные и неотложные меры по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения.
Статья 10. Почтовая связь
Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Республики Татарстан, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих оказание универсальных услуг связи.
Организации почтовой связи обеспечивают прием, обработку, перевозку и выдачу посылок, почтовых контейнеров, а также на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выплату пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, предоставляют телефонные переговоры и услуги по приему и передаче телеграфных сообщений, осуществляют реализацию ценных бумаг, прием и инкассацию денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги и выполняют иную деятельность, разрешенную законодательством.
Свобода почтовых отправлений и транзита почты гарантируется на всей территории Республики Татарстан.
Услуги почтовой связи могут оказываться негосударственными предприятиями почтовой связи на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке.
Государственные и негосударственные организации почтовой связи Республики Татарстан образуют единую почтовую территорию для обмена почтовыми отправлениями.
Государство оказывает экономическую поддержку развитию и функционированию почтовой связи, осуществляет социальную защиту ее работников.
Статья 11. Орган государственного управления в области связи Республики Татарстан
Управление деятельностью в области связи в Республике Татарстан осуществляется уполномоченным органом государственного управления, который в пределах своих полномочий несет ответственность за состояние и развитие всех видов связи Республики Татарстан. Полномочия и организация деятельности уполномоченного органа государственного управления в области связи Республики Татарстан определяются положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан. Уполномоченный орган государственного управления в области связи Республики Татарстан также осуществляет полномочия, передаваемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области связи на основании межведомственных соглашений.
Основными задачами уполномоченного органа государственного управления в области связи Республики Татарстан являются:
- разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечения ее реализации, общее регулирование в области связи;
- разработка проектов развития связи и обеспечение их реализации;
- межотраслевая координация функционирования и развития электрической и почтовой связи;
- организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;
- лицензирование деятельности в области связи;
- проведение тарифной политики в области связи в республике и подготовка предложений по изменению тарифов на услуги связи, регулируемые Кабинетом Министров Республики Татарстан и Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Регулирование использования радиочастотного спектра
В целях эффективного использования радиочастот в интересах Республики Татарстан распределение радиочастотного спектра в пределах имеющегося радиочастотного ресурса, определяемого в соответствии с законодательством и межведомственными соглашениями, осуществляется уполномоченным органом государственного управления в области связи Республики Татарстан.
Порядок выделения радиочастот, регистрации средств связи, в том числе используемых для целей телерадиовещания, и иных технических средств, являющихся источниками электромагнитного излучения, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств устанавливаются законодательством.
Частотные присвоения предприятиям связи могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления и охраны правопорядка с компенсацией предприятиям связи ущерба, связанного с переходом на другие частоты.
Статья 13. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения
Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством уполномоченным органом государственного управления в области связи во взаимодействии с органом управления правительственной связью, уполномоченным органом государственного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и иными органами государственного управления, в ведении которых находятся ведомственные сети связи.