ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 03 июля 1998 года N 1703
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О занятости населения"
Утратил силу Законом ГС РТ от 19.06.2006 N 39-ЗРТ
Принят повторно Постановлением ГС РТ от 3.07.1998 г. N 1704
Изменения:
Закон ГС РТ от 25.10.2001 г. N 1145.
Изменения введены в действие с 1 декабря 2001 г.
Статья 1.
Внести в Закон Республики Татарстан "О занятости населения (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1992, N 3, 1994, N 7) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН ЗАКОН от 26.11.1991 г. N 1297-XII О занятости населения Введен в действие Постановлением ВС РТ от 27.11.1991 г. N 1323-XII
Изменения:
Закон ГС РТ от 3.07.1998 г. N 1703
настоящий Закон был изложен в новой редакции.
Новая редакция вступает в силу со дня ее опубликования.
Закон ГС РТ от 28.06.2001 г. N 949
Изменения вступили в силу с 31.07.2001 г.
Закон ГС РТ от 25.10.2001 г. N 1145.
Изменения введены в действие с 1 декабря 2001 г.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства в реализации конституционных прав граждан Республики Татарстан на труд и социальную защиту от безработицы
Глава I. Общие положения
Статья 1. Занятость граждан
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд допускается только в установленном законодательством порядке.
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также члены производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие по найму (трудовому договору, контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные и временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах государственной безопасности и внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях включая обучение по направлению органа службы занятости;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций, предприятий и учреждений (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее организаций) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органом службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления органу службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органом службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органом службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органом службы занятости в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работы временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка) по одной и той же профессии (специальности) дважды;
которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органом службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными.
Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующей местной администрацией с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал прожиточный минимум в Республике Татарстан, исчисленный в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума в Республике Татарстан, исчисленного в установленном порядке.
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1. Республика Татарстан проводит единую с Российской Федерацией политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Республики Татарстан независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
обеспечение добровольности труда;
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу, лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости (по возрасту), беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, семьи, в которых оба родителя признаны безработными, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
сочетание самостоятельности местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
координацию деятельности государственных органов профессиональных союзов иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
международное и межреспубликанское сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы связанные с трудовой деятельностью граждан Республики Татарстан за ее пределами и иностранных граждан на территории Республики Татарстан, соблюдение международных трудовых норм.
3. Специально уполномоченный государственный орган управления Республики Татарстан, органы службы занятости совместно с органами государственной власти и управления Республики Татарстан осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
Статья 6. Законодательство о занятости населения
1. Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан и регулирующих отношения в сфере занятости населения.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами Республики Татарстан и Российской Федерации.
Глава II. Права граждан на обеспечение занятости
Статья 7. Право граждан на выбор места работы
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация - юридическое лицо либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения) или путем бесплатного посредничества органа службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством о труде.
Статья 8. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в государственных органах труда и занятости