На структурную перестройку базы строительной индустрии Российской Федерации в соответствии с подпрограммой "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства" Федеральной целевой программы "Жилище" намечено затратить в 1995 году 1339,5 млрд.руб. (в ценах 1994 г.), из них соответственно в 1994 г. - 460,7 млрд.руб. и в 1995 г. - 878,8 млрд.руб. Принимая соответствующие затраты на душу населения Республики Татарстан на структурную перестройку базы строительной индустрии, целесообразно предусмотреть затраты в 1995 году - 31 млрд.руб и в 1996 году - 48 млрд.руб. При этом учтены затраты на структурную перестройку базы строительной индустрии как жилищного, так и промышленного строительства. Реализацию структурной перестройки в части развития производства в 1995 году - 30,55 млрд.руб., и в 1996 году 47,3 млрд.руб. рекомендуется осуществлять за счет инвестиционных кредитов и привлечения внебюджетных источников.
Средства на инвестиционные кредиты, создание базы научно-технического сопровождения развития промышленности строительных материалов, создание базы сертификации строительных материалов образуются за счет:
использования с 01.01.1996 г. 2/3 специального налога, взимаемого с предприятий и организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 г. N 717 "О мерах государственной поддержки структурной перестройки производственной базы жилищного строительства" и Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2270 "О некоторых мерах в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней";
инвестиционных средств, полученных от продажи незавершенного строительство объектов промышленности строительных материалов и строительной индустрии, в целях последующего использования их для завершения строительства приоритетных объектов строительного комплекса и внедрения научно-исследовательских разработок;
Государственного внебюджетного жилищного фонда Республики Татарстан, образованного в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 30 марта 1995 года "О мерах по развитию жилищного строительства в Республике Татарстан".
Внебюджетные средства на развитие промышленности строительных материалов образуются за счет:
собственных средств предприятий (амортизационные отчисления и фонд накопления);
кредитов банков;
средств иностранных инвесторов;
средств частного капитала.
Финансирование капитальных вложений, предназначенных для завершения и начала строительства предприятий, на которых создаются мощности по производству продукции общереспубликанского значения, отвечающей целям и приоритетам структурной перестройки, будет осуществляться на возвратной основе в форме долевого участия государства.
Обязательным условием участия государства в финансировании инвестиционных проектов является наличие у заемщиков иных финансовых источников. Приоритеты будут отданы социальной направленности, высокой строительной готовности (свыше 70%) объекта, а также эффективности производства (быстрая окупаемость проекта и возврат заемных средств в течение 2-3 лет с момента получения ссуды). Организация массовых видов производств местных строительных материалов (кирпича, черепицы, нерудных и др.) будет осуществляться за счет бюджетов городов и районов, а также внебюджетных источников финансирования. К ним относятся средства предприятий, вложения частного капитала, кредиты банков и пр.
Собственные средства предприятий (амортизационные отчисления и фонд накопления) будут направляться на техническое перевооружение и реконструкцию производств для поддержания основных фондов и переориентации производства на современные виды продукции, пользующиеся спросом на строительном рынке. Это, прежде всего, предприятия по производству стеновых, кровельных материалов, предприятия химической и нефтехимической промышленности, оборонных отраслей, развивающих производство строительных материалов на базе использования сырья и отходов собственного производства.
В целях сохранения научно-технического потенциала и обеспечения прогресса в отрасли предлагается сохранить финансирование научноисследовательских и опытно-конструкторских работ из республиканского бюджета.
В целях привлечения капиталов коммерческих банков к реализации программы по перестройке структуры производственной базы строительства предлагается разработать меры государственного экономического стимулирования (налоги, льготы), побуждающие банки и акционерные общества строительного комплекса к созданию финансово-промышленных групп.
В процессе становления рыночных отношений предполагается, что соотношения между республиканскими и внебюджетными источниками финансирования будет изменяться в пользу последних.