Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 января 1996 г. N 33
"Об утверждении Приоритетных направлений структурной перестройки
базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях
рыночных отношений"
(с изменениями от 23 июня 1998 г.)

В целях проведения коренных преобразований в развитии строительной индустрии Республики Татарстан и проведения структурной перестройки ее базы для вывода отрасли из кризисного состояния и постепенного вывода ее на уровень строительных отраслей других технически развитых стран по конкурентоспособности в части качества продукции и экономической эффективности Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить представленные Государственным комитетом Республики Татарстан по строительству и архитектуре совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию Приоритетные направления структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений (прилагаются).

2. Министерствам, госкомитетам и ведомствам Республики Татарстан, администрациям городов и районов, предприятиям и организациям строительного комплекса руководствоваться Приоритетными направлениями структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений при решении вопросов по созданию и развитию предприятий строительной индустрии.

3. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Государственному комитету Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом и Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре обеспечить проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Приоритетными направлениями структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений за счет средств внебюджетных фондов, по тематическим планам, ежегодно формируемым Государственным комитетом Республики Татарстан по строительству и архитектуре.

5. Внебюджетным фондам, находящимся на территории Республики Татарстан, принять участие в реализации Приоритетных направлений структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений, определяя степень своего участия ежегодно совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по строительству и архитектуре.

Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре представлять обобщенные предложения по реализации Приоритетных направлений структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан на утверждение Кабинету Министров Республики Татарстан ежегодно до 1 сентября года, предшествующего реализации.

6. Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Государственным комитетом Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом и другими заинтересованными организациями определить в срок до 30 мая 1996 года первоочередные меры по реализации Приоритетных направлений структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений на 1996-1997 годы, а также объемы и источники инвестирования по объектам и производствам, включенным в перечень первоочередных мер.

7. Поручить Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре осуществлять функции координатора деятельности министерств, госкомитетов, ведомств, предприятий, строительных, проектных и научных организаций по структурной перестройке базы строительной индустрии в соответствии с Приоритетными направлениями структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений.

8. Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре совместно:

с Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Татарским производственным объединением энергетики и электрификации, Татарским производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства и Казанской государственной архитектурно-строительной академией разработать в течение 1996 года республиканскую программу ресурсо- и энергосбережения в строительстве;

с заводами крупнопанельного домостроения, акционерным обществом открытого типа "Татстрой", акционерным обществом "Камгэсэнергострой", акционерным обществом "Татэнергострой", государственным предприятием "Татнефтегазстрой", кооперативно-государственным проектно-строительным объединением "Татагропромстрой" и Казанской государственной архитектурно-строительной академией в срок до 31 июня 1996 года подготовить предложения по перепрофилированию мощностей заводов крупнопанельного домостроения на выпуск экономичных конструкций, материалов и изделий для жилищного строительства;

с Министерством внешних экономических связей Республики Татарстан до 30 мая 1995 года подготовить предложения по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в строительстве новых, перепрофилирование и реконструкцию действующих и строящихся предприятий стройиндустрии;

с Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан в срок до 30 марта 1996 года разработать комплекс мер по привлечению и поддержке малого предпринимательства в части реализации Приоритетных направлений структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений;

с основными организациями-потребителями специальных видов строительной продукции (Татарским проектно-ремонтно-строительным объединением автомобильных дорог, Татарским производственным объединением энергетики и электрификации, Республиканским государственным производственным предприятием "Татстройгазификация" и др.) определить до 30 мая 1996 года объемы ввозимых в республику специальных видов изделий и конструкций с целью организации их выпуска на предприятиях стройиндустрии Республики Татарстан;

с Татарским производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства, администрациями городов Казани, Набережные Челны, Казанской государственной архитектурно-строительной академией, фирмой "Татинвестгражданпроект" и арендным предприятием "Институт Казгражданпроект" в течение 1996-1997 годов произвести обследование технического состояния панельных жилых домов первых серий и разработать рекомендации по их реконструкции;

с Казанской государственной архитектурно-строительной академией в срок до 30 марта 1996 года подготовить предложения по структуре и плану первоочередных мероприятий по организации Татарского научно-исследовательского института по строительству и строительным материалам.

В первом полугодии 1996 года провести организационную работу по созданию отраслевых союзов производителей кирпича и черепицы, бетонных и железобетонных изделий, конструкций и деталей, теплоизоляционных и кровельных материалов, нерудного минерального сырья.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - председателя Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре Денисова Н.Д.

Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин


Руководитель Аппарата   Кабинета   Министров   Республики  Татарстан
Н.Б.Бакиров


Приоритетные направления
структурной перестройки базы строительной индустрии
Республики Татарстан в условиях рыночных отношений
(утверждены постановлением КМ РТ от 19 января 1996 г. N 33)

1. ВВЕДЕНИЕ

В Республике Татарстан один из крупнейших в Российской Федерации строительный комплекс, в состав которого входит более 600 различных строительно-монтажных организаций, более 60 заводов и цехов бетонных и железобетонных изделий, заводов крупнопанельного домостроения, около 100 заводов и цехов по производству кирпича, 7 заводов и цехов по производству керамзита и других предприятий.

Общая мощность действующих кирпичных заводов и цехов составляет 758 млн.шт. условного кирпича. Общая среднегодовая мощность заводов и цехов бетонных и железобетонных изделий составляет 2666 тыс.куб.м. Заводы крупнопанельного домостроения имеют общую мощность по производству 1238 тыс.кв.м жилья в год. В целом строительный комплекс республики имеет базу стройиндустрии, позволяющую возводить жилье площадью более 2 млн.кв.м в год. Строятся новые и реконструируются действующие предприятия стройиндустрии, что позволит производить в республике около 3 млн.куб.м бетонных и железобетонных изделий и около 1 млрд. 300 млн.штук кирпича в год.

Вместе с тем, как и во всей экономике, в строительной отрасли происходит спад производства, характерный для нынешней кризисной ситуации, вследствие усугубляющихся проблем в народном хозяйстве, таких, как резкое снижение инвестиционной активности, бессистемность в области финансирования и кредитования, изменение структуры жилищного домостроения по источникам финансирования, типам зданий и технологии их возведения, переход к рыночным отношениям, стремление к интеграции в мировую экономику.

В 1994 г. по сравнению с 1993 г. снизилось производство бетонных и железобетонных изделий - на 48.8%, строительного песка - 43,2%, щебня 44%, линолеума - 59,5%, кирпича строительного - 18,9%.

Цель разработки Приоритетных направлений структурной перестройки базы строительной индустрии Республики Татарстан в условиях рыночных отношений (далее - Приоритетные направление):

коренные преобразования в развитии строительной индустрии Республики Татарстан и проведение структурной перестройки ее базы с целью вывода отрасли из кризисного состояния и постепенного вывода ее на уровень строительных отраслей других технически развитых стран по конкурентоспособности в части качества продукции и экономической эффективности.

Приоритетными направлениями предполагается:

расширение ассортимента эффективных и экологически чистых строительных материалов и изделий;

уменьшение материало- энерго- и трудоемкости производства строительных материалов, изделий и конструкций;

сокращение поставок сырья, материалов и оборудования из соседних регионов и иностранных государств;

сокращение сроков возведения зданий и снижение расходов, связанных с их эксплуатацией;

создание организационных, экономических и правовых стимулов и предпосылок для последовательного изменения структуры и увеличения номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций;

создание экономических стимулов и правового обеспечения доли внебюджетных инвестиций в развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов.

Приоритетные направления разработаны на основе анализа мировых тенденций строительной отрасли, современного состояния строительной отрасли Республики Татарстан, возможностей сырьевой базы Республики Татарстан для развития строительной индустрии, концепции структурной перестройки строительной базы в условиях рыночных отношений Российской Федерации и Республики Татарстан, подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" - "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства", предложений специалистов строительной индустрии Республики Татарстан, работников министерств и ведомств, администраций городов и районов.

2. ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Общемировые тенденции развития строительной отрасли в последние десятилетия связаны с решением современных проблем мировой экономики: энергоснабжения, ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

Разразившийся в восьмидесятых годах текущего столетия мировой энергетический кризис поразил экономику многих стран и заставил их ориентировать экономическую политику на нейтрализацию последствий кризиса по различным направлениям, в том числе строительной отрасли, путем стимулирования производства и применения строительных материалов, техники, технологии, способствующих максимальной экономии энергетических ресурсов; стимулирования производства строительных материалов из местного сырья во избежание дорогостроящихё дальних перевозок; ужесточения строительных норм и правил в отношении повышения теплозащиты зданий и сооружений; разработки новых типов ограждающих конструкций, конструктивных решений и систем зданий и сооружений, обеспечивающих экономию энергетических затрат при их эксплуатации; реконструкцию существующих зданий и сооружений с целью снижения энергетических затрат на их отопление; повышение эффективности работы систем отопления и вентиляции зданий, сооружений и тепловых систем. Такая политика в большинстве технически развитых стран привела к следующим достижениям:

производство и применение значительно малоэнергоемких по сравнению с цементом и известью гипсовых вяжущих и строительных материалов на их основе за последние 30 лет достигло четверти и более от объема производимых и применяющихся вяжущих и материалов на их основе;

производство высокопористых и пустотелых керамических и силикатных кирпичей, камней, блоков и плит достигает 80-90% от общего объема их производства;

производство ячеистых бетонов с высокими теплозащитными свойствами составляет 150-400 куб.м в год на 1000 жителей, из ячеистых бетонов производятся как стеновые материалы, так и несущие конструкции перемычки, плиты перекрытий и покрытий;

производство теплоизоляционных материалов из стеклянной и минеральной ваты и изделий из них, а также пенопластов составляет 200-300 куб.м в год на 1000 жителей;

в крупнопанельном домостроении 70-100% стеновых панелей изготавливается трехслойными с утеплителем плотностью 15-60 кг/куб.м;

расширилось производство энергетически выгодных смешанных и низкомарочных известьсодержащих цементов с использованием местного сырья.

Большинство технически развитых стран в больших объемах производит строительные материалы и изделия, отличающиеся высокой долговечностью и обеспечивающие ресурсосбережение и высокую производительность труда, например:

производство керамической и цементно-песчаной черепицы, долговечность которых составляет 100-300 лет;

производство рулонных кровельных и гидроизоляционных однородных и комбинированных материалов на различных основах - полимерной, полимербитумной, стеклохолсте и синтетическом каучуке этиленпропиленовом тройном, обеспечивающих долговечность однослойной кровли на срок 20-25 лет - в 4-5 раз долговечнее применяемой у нас трехслойной кровли на обычном рубероиде;

производство сухих строительных растворов, применение которых в десятки раз повышает производительность труда при устройстве полов и штукатурке.

В странах Европы черепица применяется в 60-90% жилых зданий, а производство сухих строительных растворов составляет 60-120 кг на душу населения в год.

Систематическое обновление технологий и оборудования строительной индустрии в технически развитых странах обеспечивается широкой сетью предприятий, производящих оборудование, оснастку и инструменты для промышленности строительных материалов и строительства. В ФРГ таких предприятий более 5 на один миллион жителей.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ
И СЫРЬЕВАЯ БАЗА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

По объему выпуска продукции отрасли промышленности строительных материалов Татарстана превосходит все республики Поволжья. Сырьевая база республики позволяет организовать производство эффективных строительных материалов с учетом общих мировых тенденций формирования баз строительной индустрии с решением задач вывода строительной отрасли из временного кризиса и выхода ее со временем на уровень строительных отраслей передовых технически развитых стран.

Имеющиеся запасы гипсового камня одного из крупнейших в Российской Федерации Камско-Устьинского рудника позволяют организовать производство гипсовых вяжущих изделий на душу населения на уровне самых передовых в этом отношении стран. В республике имеются достаточные запасы кварцевого песка и карбонатных пород для организации производства на таком же уровне: изделий из ячеистых бетонов, строительного стекла, высокоэффективных теплоизоляционных материалов из стеклянной и минеральной ваты, низкомарочных известьсодержащих вяжущих для строительных растворов и бетонов, ангидритового и доломитового цементов, эффективных многокомпонентных цементов на основе привозных цементов и клинкера, некоторых видов пигментов. Продолжение последовательного изучения сырьевых запасов Республики Татарстан, переоценка имеющихся сырьевых запасов с позиций последних достижений науки и технологии позволит расширить сырьевую базу промышленности строительных материалов. В Республике Татарстан имеются значительные возможности организации производства эффективных теплоизоляционных, кровельных и гидроизоляционных материалов на основе использования сырья продукции и вторичных продуктов различных промышленных предприятий.

Дестабилизирующее влияние на всю экономику республики оказывает нарастание сверхнормативного незавершенного строительства. На текущий момент в стадии незавершенного строительства в Республике Татарстан более 5000 объектов производственного и непроизводственного назначения.

Сохранение действующих норм по теплозащите зданий ведет экономику республики в тупик. Построенный до сих пор по этим нормам фонд зданий в Республике Татарстан уже на сегодня требует затрат на их отопление в объеме, равном бюджету республики. И это при стоимости энергоресурсов, еще не достигших мирового уровня. В связи с этим необходимы пересмотр норм по теплозащите зданий, реконструкция существующего фонда с обеспечением теплозащиты в соответствии с нормами, принятыми в других технически развитых странах.

По сравнению с другими технически развитыми странами в Республике Татарстан на душу населения эффективных современных строительных материалов производится меньше: гипсовых вяжущих и изделий до 20 раз; изделий из ячеистых бетонов до 10 раз; конструкционных материалов на основе древесины до 10 раз; кровельных и гидроизоляционных материалов до 20 раз; алюминиевых изделий и конструкций до 90 раз.

В Республике Татарстан нет производства строительного стекла, теплоизоляционных материалов из стеклянной и минеральной ваты, низкомарочных известьсодержащих вяжущих, эффективных сухих строительных растворов, многокомпонентных цементов.

В Республике Татарстан кирпич до 90% от общего объема производства производится полнотелым, энерго- и материалоемкость которого в 2 раза выше, чем у высокопористого и пустотелого кирпича, производство которого в других технически развитых странах составляет до 90% от общих объемов производства.

В Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, получило широкое распространение крупнопанельное домостроение с применением однослойных железобетонных конструкций. Мировой и отечественный опыт показал, что это направление является самым высоко материало- и энергоемким и неэффективным экономически как при их производстве, так и при эксплуатации зданий из них. В связи с этим для экономики республики является необходимым прекращение развития новых мощностей заводов крупнопанельного домостроения и переориентация действующих предприятий на выпуск эффективной продукции.

Высвобождающиеся мощности предприятий полносборного домостроения необходимо перепрофилировать на производство комплектов эффективных изделий для возведения комбинированных (смешанных) систем средне- и малоэтажного домостроения, блокированных, усадебных, индивидуальных домов, коттеджей. Указанные домостроительные системы должны сочетать эффективный утеплитель, мелкоштучные ограждающие конструкции, несущие элементы из крупных панелей или объемных элементов, монолитные вставки, цементо-песчаную черепицу или асфальтовую кровельную плитку. Для этого на домостроительных комбинатах и заводах крупнопанельного, объемно-блочного и монолитного домостроения необходимо на дополнительных и высвобожденных площадях организовать производство эффективных видов мелкоштучных блоков и камней, теплоизоляционных плит и перегородок из ячеистого бетона, порогипса, пенополистриролбетона, местных материалов из крупнотоннажных отходов промышленности, а также цветной цементно-песчаной и керамической черепицы, асфальтовых кровельных плиток и т.п.

Необходимо перейти на выпуск сборно-монолитных, каркасно-монолитных, панельно-блочно-монолитных домостроительных систем с использованием легких ограждающих мелкоштучных блоков.

Перепрофилирование домостроительных комбинатов на указанных принципах необходимо провести скорейшими темпами, поскольку это не требует значительных капвложений, снижает ресурсоемкость домостроения, позволяет разнообразить архитектурно-планировочные решения, обеспечить нужды социального государственного заказа и спрос индивидуальных и коллективных застройщиков (предприятий и кооперативов).

Дальнейшее сохранение сегодняшнего состояния базы строительной индустрии Республики Татарстан с преимущественным производством материало- и энергоемких строительных материалов и изделий с низкими теплозащитными свойствами, дальнейшее сохранение в сегодняшнем состоянии фонда зданий и сооружений со сложившимся уровнем тепловых потерь, дальнейшее проектирование и строительство зданий с существующими нормами по теплозащите чревато усугублением кризиса экономики Республики Татарстан с губительными последствиями.

В связи с этим очевидна необходимость структурной перестройки базы строительной индустрии по следующим приоритетным направлениям на ближайшее десятилетие.

4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ
БАЗЫ СТРОЙИНДУСТРИИ ДО 2005 ГОДА

4.1. Приоритетные направления в развитии промышленности строительных материалов.

4.1.1. Производство вяжущих веществ:

создание предприятий по производству низкообжиговых и высокообжиговых гипсовых вяжущих общей мощностью 600-800 тыс.т в год с размещением их в Казанской, Набережно-Челнинской и Юго-Восточной зонах республики и с выходом по объему их производства и применения на уровень технически развитых стран;

создание предприятий смешанных тонкомолотых многокомпонентных цементов на основе местного сырья и привозных товарных клинкера и портландцемента с размещением их в Казанской, Набережно-Челнинской и ЮгоВосточной зонах республики;

создание предприятий по производству извести общей мощностью 200250 тыс.т в год для заводов ячеистых бетонов с размещением их в Казанской, Набережно-Челнинской и Юго-Восточной зонах республики;

создание производств доломитового цемента.

4.1.2. Производство стеновых материалов:

завершение строительства кирпичных заводов и производств бетонных стеновых камней, предполагающих выпуск преимущественно высокопустотных изделий;

реконструкция заводов керамического и силикатного кирпича с выводом их на производство пустотелых и высокопористых изделий с высокими теплозащитными свойствами до 80% от общего объема их производства;

реконструкция заводов крупнопанельного домостроения и железобетонных изделий с переводом их на производство легких стеновых камней, панелей и блоков с эффективным теплоизоляционным слоем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»