Недействующий

О мерах по развитию жилищного строительства и жилищной реформе в Республике Татарстан (утратило силу)


Утверждены
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 28 апреля 1995 г. N 255

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ) ЖИЛИЩНОЙ
РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

        Жилищная проблема  в  Республике  Татарстан,  обострившаяся в
    условиях  перехода  к  рыночной  экономике,  требует   проведения
    полномасштабной  и  комплексной  реформы  как  неотъемлемой части
    стабилизации   и   осуществления   последовательных   структурных
    качественных  изменений  в  экономике  республики,  ее социальной
    сфере.
        Правовой основой    жилищной   реформы   являются   положения
    Конституции Республики Татарстан:
        о  праве  граждан  Республики  Татарстан на жилище. Это право
    обеспечивается   развитием   государственного   и   общественного
    жилищного фонда,  содействием  кооперативному  и  индивидуальному
    строительству;
        о свободе  хозяйственной  деятельности  и  разнообразии  форм
    собственности;
        о функционировании  экономики  республики на основе принципов
    рыночного хозяйствования;
        о государственном    регулировании    экономики    республики
    посредством реализации  программ  экономического  и   социального
    развития, налоговой,  кредитной, инвестиционной и амортизационной
    политики, политики   ценообразования   на   товары   и    услуги,
    определяющие жизненный уровень населения.
        Эти положения дают все основания для того,  чтобы потребности
    населения в   жилье,   независимо   от  социального  положения  и
    имущественных возможностей,  были   удовлетворены   полностью   и
    эффективно.

I. ВВЕДЕНИЕ

        Настоящая  Концепция определяет основные направления жилищной
    реформы и подлежит  реализации  на  всех  уровнях  исполнительной
    власти в Республике Татарстан.
        1. Главной  целью  Концепции  является создание условий,  при
    которых всем гражданам республики,  независимо от  социального  и
    имущественного   положения,   будет   предоставлена   возможность
    удовлетворить свои жилищные потребности.
        2. Основными задачами жилищной реформы являются:
        а) разработка   условий,  форм  и  норм  адресной  социальной
    государственной      поддержки      населения      в      области
    жилищно-строительной деятельности;
        б) создание  рынка  жилья,  позволяющего  каждому  гражданину
    республики выбирать наиболее приемлемый для него способ улучшения
    своих жилищных условий;
        в) развитие коммерческого жилищного строительства и рост доли
    жилищного фонда, находящегося в частной собственности;
        г)  совершенствование  жилья  и жилой среды, с ориентацией на
    мировые стандарты;
        д) обеспечение сохранности жилого фонда.
        3. Основными принципами проводимой жилищной реформы являются:
        а) адресность государственной социальной поддержки населения,
    нуждающегося в улучшении жилищных условий;
        б) экономическое  стимулирование  всех  участников  жилищного
    строительства;
        в)  признание  прав  очередников  местных Советов на льготные
    условия получения жилья или адресной  государственной  социальной
    поддержки;
        г) признание  прав  граждан  на   свободный   выбор   способа
    удовлетворения  своих  потребностей  в  жилье:  собственный  дом,
    квартира, совместное владение, аренда и тому подобное;
        д) ответственность владельцев за сохранность  и  рациональное
    использование жилищного фонда;
        е) оптимальное государственное регулирование системы платежей
    за  жилье  и  коммунальные  услуги, с учетом доли этих платежей в
    структуре доходов граждан.
        4. Основными условиями реализации жилищной реформы являются:
        а) создание  в  республике  благоприятного  микроклимата  для
    инвестиционной и инновационной деятельности в жилищной сфере;
        б)  обеспечение  протекционистской  политики  с  целью защиты
    местных  природных,  производственных  и  трудовых  ресурсов  для
    реализации жилищной реформы;
        в) открытость и информационное обеспечение жилищной реформы;
        г)  совершенствование  механизмов  и  способов  приватизации,
    землепользования и градорегулирования.

II. СОЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ

        1. Адресная социальная защита граждан,  остро  нуждающихся  в
    жилье,  путем  предоставления  бесплатно или на льготных условиях
    жилой площади.
        2. Государственная поддержка удовлетворения гражданами  своих
    жилищных   потребностей   за   счет  собственных  и  привлеченных
    ресурсов.
        3.   Стимулирование   использования   средств    предприятий,
    организаций  и  учреждений,  внебюджетных  фондов  для  жилищного
    строительства.
        4.  Социальная  поддержка  отдельных  категорий  граждан  при

передаче ими права собственности на занимаемую жилую площадь в

коммунальный жилищный фонд.

III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ

        Основными источниками финансирования  жилищной  сферы  должны
    стать  средства  населения, предприятий, организаций, учреждений,
    фондов, в том числе фонда приватизации, а также пенсионного фонда
    и фонда социального страхования на возвратной основе.
        Основными направлениями  финансово-экономической  политики  в
    области реформы являются:
        1.  Разработка  и  реализация  комплекса  мер, обеспечивающих
    благоприятный  инвестиционный  и  инновационный   микроклимат   в
    жилищной сфере:
        проведение льготной финансово-кредитной политики, в том числе
    на ипотечной основе;
        предоставление   налоговых  льгот  для  инвесторов  и  других
    субъектов  жилищно-строительной  деятельности,  в  том  числе  на
    условиях инвестиционного налогового кредита;
        внедрение    условий    и    механизмов    контролируемой   и
    прогнозируемой вторичной и  последующих  эмиссий  инвестиционного
    капитала  на  территории  республики в процессе протекционистской
    политики;
        организация и  регулирование  деятельности  целевых  жилищных
    фондов;
        стимулирование   направления   инвестиционных   капиталов  на
    реконструкцию ветхого и аварийного жилья;
        стимулирование  мер,  направленных  на  внедрение  достижений
    науки  и  техники,  прогрессивных  технологий  в  стройиндустрию,
    градостроительство, инженерно-техническое обеспечение.
        2. Разработка  и  реализация  комплекса  мер  амортизационной
    политики,  направленной  на  стимулирование  жилищно-строительной
    деятельности.
        3.  Обеспечение  свободной  конкуренции  в  сфере   жилищного
    строительства   всех   участников   градостроительного  процесса,
    особенно в среде подрядчиков и заказчиков.
        4. Развитие ипотечных механизмов и ипотечного кредитования, а
    также мер государственной поддержки и гарантий по снижению  риска
    кредиторов жилищного строительства.
        5.   Разработка   механизмов  использования  ценных  бумаг  в
    жилищной сфере.
        6. Разработка и внедрение комплекса иных мер, направленных на

привлечение в инвестиционную сферу капитала из сферы обращения и

финансовых операций, особенно сопровождающихся его оттоком в

другие регионы и за рубеж.

IV. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАУЧНОЕ
И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        1. Осуществление  единой  градостроительной  политики,  в том
    числе   четкое   определение   разрешительной    и    согласующей
    документации,  с  целью  недопущения  административными  органами
    управления ограничения жилищно-строительной деятельности.
        2. Развитие     и     совершенствование     лицензионной    и
    сертификационной  деятельности  в  строительстве  и  коммунальном
    хозяйстве.
        3.  Создание рынка земельных участков для строительства жилых
    домов.
        4. Разработка и внедрение  механизма  обеспечения  инженерной
    подготовки  территории  для  ведения жилищного строительства всех
    форм собственности.
        5. Разработка  и внедрение нормативных и стимулирующих мер по
    осуществлению        государственной,         научно-технической,
    ресурсосберегающей  и  экологической  политики  в сфере жилищного
    строительства  и  эксплуатации  жилья,   значительное   улучшение
    сохранности и рациональное использование жилищного фонда.
        6.  Разработка  и  осуществление  программ,  направленных  на
    снижение   стоимости   строительства,   повышение   экологической
    безопасности жилья.
        7.  Разработка и утверждение региональных строительных норм и
    правил, ориентированных на энерго- и ресурсосбережение.
        8.  Расширение   набора   архитектурно-строительных   систем,
    отвечающих специфике малоэтажного домостроения.
        9.  Разработка  и  внедрение комплекса технических решений по
    созданию автономных теплоисточников и  систем  очистки,  а  также
    приборов учета и контроля.
        10.  Использование  резервов  увеличения жилого фонда за счет
    лучшей  эксплуатации,  реконструкции,  расширения  и   надстройки
    существующих жилых зданий.
        11. Поэтапный  переход  от сборного железобетона как базового
    строительного   материала   для   жилищного    строительства    к
    прогрессивным     строительным     материалам,    изготавливаемым
    преимущественно на местном сырье;
        высокоэффективным керамическим    стеновым    и    кровельным
    материалам;
        ячеистым бетонам;
        производству  вяжущих  материалов,  в первую очередь, гипса и
    извести.
        12. Разработка    и    осуществление    инженерно-технических
    мероприятий  по  повышению  конкурентоспособности  производимых в
    республике строительных материалов и конструкций.
        13.  Разработка  и  совершенствование  системы  контроля   по
    осуществлению  единой  градостроительной политики, в том числе по
    вопросам:
        совершенствования механизма отвода земельных участков;
        проектирования и согласования проектной документации;
        проведения экспертизы проектно-сметной документации;
        поэтапное  введение  аттестации  жилья,  ориентированной   на
    мировые стандарты.
        14. Совершенствование         системы        функционирования
    республиканских              банков               статистической,
    законодательно-нормативной,    методической,   научно-технической
    документации и информации.

V. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ

        Реализация Основных направлений (концепции) жилищной  реформы
    в     Республике     Татарстан    предполагает    законодательное
    регулирование:
        жилищных отношений (Жилищный кодекс);
        земельных отношений (внесение изменений в Земельный кодекс);
        отношений  в  области  градостроительства  (Градостроительный
    кодекс).
        Кроме того, требуют нормативного  регулирования  отношения  в
    сфере  инвестиционной  деятельности, инвестиционного и ипотечного
    кредитования, условия концессии.
        Неотъемлемой частью правового  обеспечения  жилищной  реформы
    являются   акты  Государственного  Совета  Республики  Татарстан,

Президента Республики Татарстан, Кабинета министров Республики

Татарстан, министерств и госкомитетов.

            VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ

        Для организации   деятельности   государственных  органов  по
    реализации   жилищной   реформы    образуется    межведомственный
    координационный совет (МКС).