Утверждены
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 28 апреля 1995 г. N 255
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ) ЖИЛИЩНОЙ
РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Жилищная проблема в Республике Татарстан, обострившаяся в
условиях перехода к рыночной экономике, требует проведения
полномасштабной и комплексной реформы как неотъемлемой части
стабилизации и осуществления последовательных структурных
качественных изменений в экономике республики, ее социальной
сфере.
Правовой основой жилищной реформы являются положения
Конституции Республики Татарстан:
о праве граждан Республики Татарстан на жилище. Это право
обеспечивается развитием государственного и общественного
жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному
строительству;
о свободе хозяйственной деятельности и разнообразии форм
собственности;
о функционировании экономики республики на основе принципов
рыночного хозяйствования;
о государственном регулировании экономики республики
посредством реализации программ экономического и социального
развития, налоговой, кредитной, инвестиционной и амортизационной
политики, политики ценообразования на товары и услуги,
определяющие жизненный уровень населения.
Эти положения дают все основания для того, чтобы потребности
населения в жилье, независимо от социального положения и
имущественных возможностей, были удовлетворены полностью и
эффективно.
I. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция определяет основные направления жилищной
реформы и подлежит реализации на всех уровнях исполнительной
власти в Республике Татарстан.
1. Главной целью Концепции является создание условий, при
которых всем гражданам республики, независимо от социального и
имущественного положения, будет предоставлена возможность
удовлетворить свои жилищные потребности.
2. Основными задачами жилищной реформы являются:
а) разработка условий, форм и норм адресной социальной
государственной поддержки населения в области
жилищно-строительной деятельности;
б) создание рынка жилья, позволяющего каждому гражданину
республики выбирать наиболее приемлемый для него способ улучшения
своих жилищных условий;
в) развитие коммерческого жилищного строительства и рост доли
жилищного фонда, находящегося в частной собственности;
г) совершенствование жилья и жилой среды, с ориентацией на
мировые стандарты;
д) обеспечение сохранности жилого фонда.
3. Основными принципами проводимой жилищной реформы являются:
а) адресность государственной социальной поддержки населения,
нуждающегося в улучшении жилищных условий;
б) экономическое стимулирование всех участников жилищного
строительства;
в) признание прав очередников местных Советов на льготные
условия получения жилья или адресной государственной социальной
поддержки;
г) признание прав граждан на свободный выбор способа
удовлетворения своих потребностей в жилье: собственный дом,
квартира, совместное владение, аренда и тому подобное;
д) ответственность владельцев за сохранность и рациональное
использование жилищного фонда;
е) оптимальное государственное регулирование системы платежей
за жилье и коммунальные услуги, с учетом доли этих платежей в
структуре доходов граждан.
4. Основными условиями реализации жилищной реформы являются:
а) создание в республике благоприятного микроклимата для
инвестиционной и инновационной деятельности в жилищной сфере;
б) обеспечение протекционистской политики с целью защиты
местных природных, производственных и трудовых ресурсов для
реализации жилищной реформы;
в) открытость и информационное обеспечение жилищной реформы;
г) совершенствование механизмов и способов приватизации,
землепользования и градорегулирования.
II. СОЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ
1. Адресная социальная защита граждан, остро нуждающихся в
жилье, путем предоставления бесплатно или на льготных условиях
жилой площади.
2. Государственная поддержка удовлетворения гражданами своих
жилищных потребностей за счет собственных и привлеченных
ресурсов.
3. Стимулирование использования средств предприятий,
организаций и учреждений, внебюджетных фондов для жилищного
строительства.
4. Социальная поддержка отдельных категорий граждан при
передаче ими права собственности на занимаемую жилую площадь в
коммунальный жилищный фонд.
III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ
Основными источниками финансирования жилищной сферы должны
стать средства населения, предприятий, организаций, учреждений,
фондов, в том числе фонда приватизации, а также пенсионного фонда
и фонда социального страхования на возвратной основе.
Основными направлениями финансово-экономической политики в
области реформы являются:
1. Разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих
благоприятный инвестиционный и инновационный микроклимат в
жилищной сфере:
проведение льготной финансово-кредитной политики, в том числе
на ипотечной основе;
предоставление налоговых льгот для инвесторов и других
субъектов жилищно-строительной деятельности, в том числе на
условиях инвестиционного налогового кредита;
внедрение условий и механизмов контролируемой и
прогнозируемой вторичной и последующих эмиссий инвестиционного
капитала на территории республики в процессе протекционистской
политики;
организация и регулирование деятельности целевых жилищных
фондов;
стимулирование направления инвестиционных капиталов на
реконструкцию ветхого и аварийного жилья;
стимулирование мер, направленных на внедрение достижений
науки и техники, прогрессивных технологий в стройиндустрию,
градостроительство, инженерно-техническое обеспечение.
2. Разработка и реализация комплекса мер амортизационной
политики, направленной на стимулирование жилищно-строительной
деятельности.
3. Обеспечение свободной конкуренции в сфере жилищного
строительства всех участников градостроительного процесса,
особенно в среде подрядчиков и заказчиков.
4. Развитие ипотечных механизмов и ипотечного кредитования, а
также мер государственной поддержки и гарантий по снижению риска
кредиторов жилищного строительства.
5. Разработка механизмов использования ценных бумаг в
жилищной сфере.
6. Разработка и внедрение комплекса иных мер, направленных на
привлечение в инвестиционную сферу капитала из сферы обращения и
финансовых операций, особенно сопровождающихся его оттоком в
другие регионы и за рубеж.
IV. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАУЧНОЕ
И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Осуществление единой градостроительной политики, в том
числе четкое определение разрешительной и согласующей
документации, с целью недопущения административными органами
управления ограничения жилищно-строительной деятельности.
2. Развитие и совершенствование лицензионной и
сертификационной деятельности в строительстве и коммунальном
хозяйстве.
3. Создание рынка земельных участков для строительства жилых
домов.
4. Разработка и внедрение механизма обеспечения инженерной
подготовки территории для ведения жилищного строительства всех
форм собственности.
5. Разработка и внедрение нормативных и стимулирующих мер по
осуществлению государственной, научно-технической,
ресурсосберегающей и экологической политики в сфере жилищного
строительства и эксплуатации жилья, значительное улучшение
сохранности и рациональное использование жилищного фонда.
6. Разработка и осуществление программ, направленных на
снижение стоимости строительства, повышение экологической
безопасности жилья.
7. Разработка и утверждение региональных строительных норм и
правил, ориентированных на энерго- и ресурсосбережение.
8. Расширение набора архитектурно-строительных систем,
отвечающих специфике малоэтажного домостроения.
9. Разработка и внедрение комплекса технических решений по
созданию автономных теплоисточников и систем очистки, а также
приборов учета и контроля.
10. Использование резервов увеличения жилого фонда за счет
лучшей эксплуатации, реконструкции, расширения и надстройки
существующих жилых зданий.
11. Поэтапный переход от сборного железобетона как базового
строительного материала для жилищного строительства к
прогрессивным строительным материалам, изготавливаемым
преимущественно на местном сырье;
высокоэффективным керамическим стеновым и кровельным
материалам;
ячеистым бетонам;
производству вяжущих материалов, в первую очередь, гипса и
извести.
12. Разработка и осуществление инженерно-технических
мероприятий по повышению конкурентоспособности производимых в
республике строительных материалов и конструкций.
13. Разработка и совершенствование системы контроля по
осуществлению единой градостроительной политики, в том числе по
вопросам:
совершенствования механизма отвода земельных участков;
проектирования и согласования проектной документации;
проведения экспертизы проектно-сметной документации;
поэтапное введение аттестации жилья, ориентированной на
мировые стандарты.
14. Совершенствование системы функционирования
республиканских банков статистической,
законодательно-нормативной, методической, научно-технической
документации и информации.
V. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ
Реализация Основных направлений (концепции) жилищной реформы
в Республике Татарстан предполагает законодательное
регулирование:
жилищных отношений (Жилищный кодекс);
земельных отношений (внесение изменений в Земельный кодекс);
отношений в области градостроительства (Градостроительный
кодекс).
Кроме того, требуют нормативного регулирования отношения в
сфере инвестиционной деятельности, инвестиционного и ипотечного
кредитования, условия концессии.
Неотъемлемой частью правового обеспечения жилищной реформы
являются акты Государственного Совета Республики Татарстан,
Президента Республики Татарстан, Кабинета министров Республики
Татарстан, министерств и госкомитетов.
VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ
Для организации деятельности государственных органов по
реализации жилищной реформы образуется межведомственный
координационный совет (МКС).