В целях решения жилищной проблемы, как решающего фактора в социально-экономической политике, создания реальных (работающих) механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу, существенного снижения затрат, связанных с производством строительных материалов, строительством и эксплуатацией жилья, с учетом особенностей переходного периода, и во исполнение Указа Президента Республики Татарстан "О мерах по развитию жилищного строительства в Республике Татарстан" от 30 марта 1995 года N УП-213 Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить разработанные комиссией, образованной в соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан от 17.12.1994 г. N 39, Основные направления (концепцию) жилищной реформы в Республике Татарстан (прилагаются).
3. Образовать при Кабинете Министров Республики Татарстан Государственный внебюджетный жилищный фонд Республики Татарстан.
4. Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре до 28 апреля 1995 года разработать и представить на утверждение Положение о Межведомственном координационном совете и Положение о Государственном внебюджетном жилищном фонде.
5. Межведомственному координационному совету в срок до 15 мая 1995 года разработать и представить на утверждение программу дополнительных мер по созданию благоприятных условий для развития рынка жилья в Республике Татарстан, включая разработку необходимых нормативно-правовых актов.
6. Главам администраций районов и городов Республики Татарстан обеспечить содействие работе Межведомственного координационного совета и его рабочей группе по реализации жилищной реформы.
7. Образовать в структуре Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре до 28 апреля 1995 года Управление жилищной политики.
8. Установить Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре дополнительный фонд оплаты труда работников (в расчете на год) в сумме 21400,0 тыс.рублей и дополнительные ассигнования на заработную плату и начисления на заработную плату (в расчете на год) в сумме 29800,0 тыс.рублей.
9. Государственному комитету Республики Татарстан по строительству и архитектуре совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию и Министерством финансов Республики Татарстан до 25 мая представить в Кабинет Министров Республики Татарстан проект постановления о реорганизации Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре.
10. Министерству финансов Республики Татарстан предусмотреть в бюджете республики отдельной строкой финансирование Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре, включая научно-исследовательские, нормативно-методические и проектные работы.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Денисова Н.Д.
Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Зам.начальника Секретариата Кабинета Министров Республики Татарстан
Р.Н.Абзалов
Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 28 апреля 1995 г. N 255
Состав
Межведомственного координационного совета (МКС)
Денисов Н.Д. - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель
Канеева Р.А. - первый заместитель министра финансов Республики Татарстан, заместитель председателя
Салин А.А. - заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, заместитель председателя
Члены:
Абдуллин Т.М. - управляющий "Ак Барс" Банком
Антосенко О.Д. - зам.главы администрации г.Казани
Асадуллин И.Ш. - первый зам.председателя Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре
Бадамшин Ш.С. - начальник Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
Богачев Е.Б. - председатель Национального банка Республики Татарстан
Владимиров А.А. - зам.генерального директора АО
"Камгэсэнергострой"
Давлетшин С.Х. - зам.управляющего банком "Аверс"
Даутов М.А. - начальник объединения "Татжилкомхоз"
Ефремов А.А. - председатель Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе
Захаров Г.Н. - председатель Сбербанка "Татарстан"
Камалетдинова Г.В. - зам.председателя Государственного комитета Республики Татарстан по статистике
Каримуллин Р.К. - председатель Республиканского комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов
Котвицкий А.В. - вице-мер г.Набережные Челны
Ланцов В.М. - проректор по науке Казанской государственной архитектурно-строительной академии
Мустафин Н.В. - генеральный директор АО "Синдикат"
Пелевин В.Ю. - зам.председателя Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом
Салахов А.М. - зам.начальника объединения "Татагропромстрой"
Саяхов Р.А. - зам.министра юстиции Республики Татарстан
Султанов Р.З. - директор Казанского домостроительного комбината
Токарев В.С. - зам.председателя Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре
Зам.начальника Секретариата Кабинета Министров Республики Татарстан
Приложение N 2
к постановлению КМ РТ
от 28 апреля 1995 г. N 255
Состав
рабочей (аналитической) группы
Токарев В.С. - зам.председателя Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре, руководитель
Саттаров Р.Н. - первый зам.генерального директора АО "Синдикат", заместитель руководителя
Салахов А.М. - зам.начальника объединения "Татагропромстрой", заместитель руководителя
Члены рабочей группы:
Булгар Н.Р. - гл.специалист Министерства юстиции Республики Татарстан
Гришин Е.А. - нач.отдела валютного регулирования и ценных бумаг Министерства финансов Республики Татарстан
Давлетшин С.Х. - зам.управляющего банком "Аверс"
Кудрявцева А.Н. - зам.директора Центра социальных проблем Республики Татарстан
Ланцов В.М. - проректор по науке Казанской государственной архитектурно-строительной академии
Осетров Е.Б. - директор Центра экономики и финансов АО "Корпорация "Жилищная инициатива"
Пелевин В.Ю. - зам.председателя Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом
Федосеев В.И. - начальник отдела инвестиций и регионального развития Государственного комитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию
Черных В.С. - гл.инженер производственного объединения "Татжилкомхоз"
Зам.начальника Секретариата Кабинета Министров Республики Татарстан
Утверждены
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 28 апреля 1995 г. N 255
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ) ЖИЛИЩНОЙ
РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Жилищная проблема в Республике Татарстан, обострившаяся в
условиях перехода к рыночной экономике, требует проведения
полномасштабной и комплексной реформы как неотъемлемой части
стабилизации и осуществления последовательных структурных
качественных изменений в экономике республики, ее социальной
сфере.
Правовой основой жилищной реформы являются положения
Конституции Республики Татарстан:
о праве граждан Республики Татарстан на жилище. Это право
обеспечивается развитием государственного и общественного
жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному
строительству;
о свободе хозяйственной деятельности и разнообразии форм
собственности;
о функционировании экономики республики на основе принципов
рыночного хозяйствования;
о государственном регулировании экономики республики
посредством реализации программ экономического и социального
развития, налоговой, кредитной, инвестиционной и амортизационной
политики, политики ценообразования на товары и услуги,
определяющие жизненный уровень населения.
Эти положения дают все основания для того, чтобы потребности
населения в жилье, независимо от социального положения и
имущественных возможностей, были удовлетворены полностью и
эффективно.
I. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция определяет основные направления жилищной
реформы и подлежит реализации на всех уровнях исполнительной
власти в Республике Татарстан.
1. Главной целью Концепции является создание условий, при
которых всем гражданам республики, независимо от социального и
имущественного положения, будет предоставлена возможность
удовлетворить свои жилищные потребности.
2. Основными задачами жилищной реформы являются:
а) разработка условий, форм и норм адресной социальной
государственной поддержки населения в области
жилищно-строительной деятельности;
б) создание рынка жилья, позволяющего каждому гражданину
республики выбирать наиболее приемлемый для него способ улучшения
своих жилищных условий;
в) развитие коммерческого жилищного строительства и рост доли
жилищного фонда, находящегося в частной собственности;
г) совершенствование жилья и жилой среды, с ориентацией на
мировые стандарты;
д) обеспечение сохранности жилого фонда.
3. Основными принципами проводимой жилищной реформы являются:
а) адресность государственной социальной поддержки населения,
нуждающегося в улучшении жилищных условий;
б) экономическое стимулирование всех участников жилищного
строительства;
в) признание прав очередников местных Советов на льготные
условия получения жилья или адресной государственной социальной
поддержки;
г) признание прав граждан на свободный выбор способа
удовлетворения своих потребностей в жилье: собственный дом,
квартира, совместное владение, аренда и тому подобное;
д) ответственность владельцев за сохранность и рациональное
использование жилищного фонда;
е) оптимальное государственное регулирование системы платежей
за жилье и коммунальные услуги, с учетом доли этих платежей в
структуре доходов граждан.
4. Основными условиями реализации жилищной реформы являются:
а) создание в республике благоприятного микроклимата для
инвестиционной и инновационной деятельности в жилищной сфере;
б) обеспечение протекционистской политики с целью защиты
местных природных, производственных и трудовых ресурсов для
реализации жилищной реформы;
в) открытость и информационное обеспечение жилищной реформы;
г) совершенствование механизмов и способов приватизации,
землепользования и градорегулирования.
II. СОЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ
1. Адресная социальная защита граждан, остро нуждающихся в
жилье, путем предоставления бесплатно или на льготных условиях
жилой площади.
2. Государственная поддержка удовлетворения гражданами своих
жилищных потребностей за счет собственных и привлеченных
ресурсов.
3. Стимулирование использования средств предприятий,
организаций и учреждений, внебюджетных фондов для жилищного
строительства.
4. Социальная поддержка отдельных категорий граждан при
передаче ими права собственности на занимаемую жилую площадь в
коммунальный жилищный фонд.
III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ
Основными источниками финансирования жилищной сферы должны
стать средства населения, предприятий, организаций, учреждений,
фондов, в том числе фонда приватизации, а также пенсионного фонда
и фонда социального страхования на возвратной основе.
Основными направлениями финансово-экономической политики в
области реформы являются:
1. Разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих
благоприятный инвестиционный и инновационный микроклимат в
жилищной сфере:
проведение льготной финансово-кредитной политики, в том числе
на ипотечной основе;
предоставление налоговых льгот для инвесторов и других
субъектов жилищно-строительной деятельности, в том числе на
условиях инвестиционного налогового кредита;
внедрение условий и механизмов контролируемой и
прогнозируемой вторичной и последующих эмиссий инвестиционного
капитала на территории республики в процессе протекционистской
политики;
организация и регулирование деятельности целевых жилищных
фондов;
стимулирование направления инвестиционных капиталов на
реконструкцию ветхого и аварийного жилья;
стимулирование мер, направленных на внедрение достижений
науки и техники, прогрессивных технологий в стройиндустрию,
градостроительство, инженерно-техническое обеспечение.
2. Разработка и реализация комплекса мер амортизационной
политики, направленной на стимулирование жилищно-строительной
деятельности.
3. Обеспечение свободной конкуренции в сфере жилищного
строительства всех участников градостроительного процесса,
особенно в среде подрядчиков и заказчиков.
4. Развитие ипотечных механизмов и ипотечного кредитования, а
также мер государственной поддержки и гарантий по снижению риска
кредиторов жилищного строительства.
5. Разработка механизмов использования ценных бумаг в
жилищной сфере.
6. Разработка и внедрение комплекса иных мер, направленных на