Плата за пользование недрами включает:
- плату за добытые полезные ископаемые;
- плату за использование недр, не связанную с добычей полезных ископаемых;
- плату на воспроизводство запасов минеральных ресурсов и повышение эффективности добычи полезных ископаемых;
- могут взиматься и другие платежи, в том числе - за землю, геологическую информацию, за компенсацию ущерба, нанесенного окружающей среде, а также штрафы, налоги и сборы, предусмотренные законодательством Республики Татарстан.
2.1. Плата за добытые полезные ископаемые.
2.1.1. Размер платы за добытые полезные ископаемые определяются умножением количества добытого полезного ископаемого на ставку платы за добычу этого полезного ископаемого (таблица N 1).
2.1.2. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых рассчитываются пользователями недр самостоятельно, исходя из ставок платы (таблица N 1). Стоимость реализации полезных ископаемых, без налога на добавленную стоимость, акциза и экспортной таможенной пошлины, в пределах Республики Татарстан определяется по данным бухгалтерской отчетности за соответствующий период. Для юридических и физических лиц, осуществляющих прямой обмен или реализацию полезных ископаемых ниже себестоимости за пределы Республики Татарстан, стоимость полезных ископаемых, для целей определения размеров платы за полезные ископаемые, определяются исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции, применяемых на момент внесения платы.
2.1.3. Плата за добытые полезные ископаемые вносится плательщиками в республиканский и местный бюджеты, на территории которых испрашиваемый ресурс добывается.
2.1.4. Плата в бюджеты различных уровней вносится в следующем соотношении:
- по торфу, сапропелю:
в бюджеты районов (городов) - 100%;
- по общераспространенным полезным ископаемым (приложение N 1):
в республиканский бюджет - 50%;
в бюджеты районов (городов) - 50%;
- по нефти, газу, песчано - гравийной смеси, добываемой в руслах рек Волги и Камы, природному битуму, гипсовому камню, цементному сырью, минеральным водам:
в республиканский бюджет - 70%;
в бюджеты районов (городов) - 30%;
- по остальным видам полезных ископаемых (фосфориты, глины бентонитовые, глины керамзитовые, карбонатные породы на строительную известь, пильный камень, стекольные, формовочные пески, глаукониты, цеолиты):
в республиканский бюджет - 50%;
в бюджеты районов (городов) - 50%.
2.1.5. Затраты плательщиков, вносящих плату за пользование недрами, в пределах установленных лимитов (квот), относятся на себестоимость продукции и отражаются по соответствующим статьям затрат.
2.1.6. Расходы по оплате за сверхлимитное и нерациональное потребление (превышение установленных лимитов) полезных ископаемых возмещаются за счет прибыли (дохода), остающегося в распоряжении плательщика.
2.1.7. За потребление полезных ископаемых, превышающее установленные в лицензии лимиты (квоты), плата взимается по ставке, увеличенной в 5 раз. При этом 90% суммы платы за сверхнормативное потребление вносится в республиканский бюджет, а 10% - на счет органа, установившего сверхнормативное потребление.
2.1.8. Плата за добытые полезные ископаемые плательщиками вносится на раздел 27:
- плата за пользование недрами.
2.1.9. Руководители и главные бухгалтера плательщиков несут ответственность за правильное исчисление и своевременное внесение платы за пользование полезными ископаемыми, а также правильное составление и своевременное представление государственным налоговым инспекциям и соответствующим органам установленной отчетности по плате.
2.1.10. Платежи за пользование недрами взимаются в форме разовых взносов (бонусов) и регулярных платежей (роялти) в течение всего срока действия предприятий, в порядке оговоренном в лицензии.
Предприятия плательщики представляют налоговому органу месячные, квартальные и годовые отчеты по форме, установленной Министерством финансов Республики Татарстан.