Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 апреля 1998 г. N 200
"О Программе содействия занятости и социальной защиты незанятого
населения Республики Татарстан на 1998 год"

В целях создания предпосылок для эффективной занятости экономически активного населения и социальной защиты незанятого населения республики Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1998 год.

2. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости внести в Кабинет Министров Республики Татарстан в декабре 1998 года проект плана основных мероприятий по содействию занятости и социальной защите незанятого населения Республики Татарстан на 1999-2000 годы, разработанный в рамках Государственной программы занятости населения Республики Татарстан на 1998-2000 годы.

3. Исполнителям Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1998 год: Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству социального обеспечения Республики Татарстан, Министерству образования Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Государственному комитету Республики Татарстан по делам детей и молодежи, Государственному комитету Республики Татарстан по статистике, Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Татарскому республиканскому фонду финансовой поддержки малого предпринимательства представить в Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости в июле 1998 года и феврале 1999 года отчет о реализации Программы для обобщения и представления в Кабинет Министров Республики Татарстан.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Конюшеву А.И.

Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин


Руководитель Аппарата   Кабинета   Министров   Республики  Татарстан
Н.Б.Бакиров


Программа
содействия занятости и социальной защиты незанятого
населения Республики Татарстан на 1998 год
(утверждена постановлением КМ РТ от 23 апреля 1998 г. N 200)

г.Казань
1998 г.

Содержание

Паспорт Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1998 год

Введение

1. Анализ ситуации на рынке труда и тенденции его развития

1.1. Экономическое положение Республики Татарстан

1.2. Общая ситуация в сфере занятости

1.3. Безработица

2. Основные цели Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1998 год

3. Активная политика на рынке труда

3.1. Развитие нормативной базы

3.2. Экономическая поддержка занятости населения

3.3. Меры по трудовой реабилитации безработных и незанятых граждан

3.3.1. Содействие в трудоустройстве

3.3.2. Временная занятость и общественные работы

3.3.3. Социальные гарантии для граждан, особо нуждающихся в социальной защите

3.3.4. Содействие развитию самозанятости и предпринимательства

3.3.5. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

4. Материальная поддержка безработных граждан

5. Содействие занятости населения в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда

6. Финансовое обеспечение Программы

7. Эффективность и контроль за реализацией Программы

Приложения

Паспорт
Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого
населения Республики Татарстан на 1998 год

Основание для разработки   Закон Республики  Татарстан "О занятости насе-
                           ления",  постановление Кабинета Министров Рес-
                           публики Татарстан от 17.06.97 г. N 497

Разработчик Программы      Рабочая группа, созданная постановлением Каби-
                           нета Министров РТ от 27.06.97 г. N 514

Цели и задачи разработки   - Снижение напряженности на  рынке  труда  от-
Программы                  дельных городов и районов;
                           - Формирование благоприятных условий для быст-
                           рейшего трудоустройства безработных граждан;
                           - Социальная защита незанятого населения путем
                           обеспечения адресности мер поддержки безработ-
                           ных  и членов их семей,  смягчения последствий
                           долговременной безработицы,  обеспечения соци-
                           альных гарантий и квотирования рабочих мест;
                           - Определение  основных  направлений  активной
                           политики  занятости для предупреждения резкого
                           роста уровня безработицы.

Сроки  реализации  Прог-   В течение 1998 года
раммы

Объемы  и  источники фи-   Финансовые затраты на реализацию Программы  из
нансирования               Государственного  фонда  занятости  Республики
                           Татарстан составят в 1998 году 453,7  млн.руб-
                           лей

Важнейшие целевые  пока-   - Сдержать  уровень регистрируемой безработицы
затели                     по республике в 1998 году в среднем за  год  в
                           пределах 2,4 процентов от численности экономи-
                           чески активного населения;
                           - Оказать  содействие  в  сфере  занятости 400
                           тыс.  человек (с учетом консультаций),  в  том
                           числе 176 тыс. незанятых граждан;
                           - Трудоустроить 31 тыс.  незанятых граждан,  в
                           том числе 7 тыс.  безработных на условиях вре-
                           менной занятости;
                           - Предоставить возможность для участия  в  об-
                           щественных работах 5 тыс. человек;
                           - Поддержать  предпринимательскую   инициативу
                           600 безработных граждан;
                           - Предоставить возможность получения професси-
                           ональных навыков для последующего трудоустрой-
                           ства 7 тыс. безработных;
                           - Обеспечить поддержку доходов 125 тыс. безра-
                           ботных;
                           - Обеспечить возможность создания 2 тыс. новых
                           рабочих мест и сохранения 1,2 тыс.  существую-
                           щих

Контроль  за исполнением   Контроль за реализацией Программы осуществляет
Программы                  Государственный  комитет  Республики Татарстан
                           по труду и занятости совместно с другими заин-
                           тересованными   министерствами  и  ведомствами
                           республики

Введение

Главной задачей социальной политики, проводимой в Республике Татарстан, является одновременное обеспечение экономического и социального прогресса, что предполагает стремление к обеспечению эффективной занятости населения и формирование гибкой государственной системы его социальной поддержки.

Программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1998 год содержит основные мероприятия по реализации Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан для незанятых и безработных граждан.

1. Анализ ситуации на рынке труда и тенденции его развития

1.1. Экономическое положение Республики Татарстан

Процессы экономического реформирования затронули практически все ключевые отрасли и сферы экономики Республики Татарстан. Однако трудовые отношения и рынок рабочей силы изменились меньше всего. Экономические исследования показывают, что слишком медленное реформирование трудовых отношений начинает все сильнее сдерживать общее хозяйственное развитие республики.

Ситуация же в самой экономике противоречива. С одной стороны, глубокий кризис, охвативший экономику с 1990 года, миновал наиболее острую фазу, с другой - сохраняется угроза его перерастания в хроническую форму.

Итоги развития народнохозяйственного комплекса за 1997 год свидетельствуют о закреплении тенденций стабилизации и постепенного устойчивого экономического роста.

Объем произведенной промышленной продукции в 1997 году составил 103,5 процента по отношению к 1996 году. Сохраняется наращивание выпуска продукции на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, топливной и пищевой. Несмотря на общую стабилизацию объемов производства в ряде отраслей экономики, испытывающих острую конкуренцию со стороны импортной продукции (легкая, промстройматериалов, лесная и деревообрабатывающая), продолжается спад, хотя темпы падения объемов производства уменьшились.

В результате падения объемов производства в отдельных отраслях продолжается сокращение общего количества рабочих мест, хотя и меньшими темпами, чем регистрируемое снижение численности работающих. По данным Государственного комитета Республики Татарстан по статистике согласно методологии Международной организации труда уровень общей безработицы составляет 7,9 процента (по Российской Федерации - 9,6 процента). Однако реальный уровень безработицы с учетом граждан, находящихся в административных отпусках и работающих в режиме неполного рабочего времени, значительно выше и превышает 11 процентов от численности экономически активного населения.

По прогнозу Министерства экономики Республики Татарстан рост объема промышленного производства составит в 1998 году предположительно 104,0 процента к уровню 1997 года. Рост производства ожидается практически во всех отраслях промышленности, за исключением топливной. Общий объем инвестиций в 1998 году должен составить 101 процент к уровню 1997 года, в том числе инвестиции производственного назначения составят 100,5 процента, непроизводственного - 103,9 процента.

1.2. Общая ситуация в сфере занятости

Определяющим фактором демографической ситуации на данном этапе развития является снижение темпов роста численности населения республики. Незначительная величина общего прироста населения обуславливается как величиной естественной убыли населения, так и сокращением миграционного прироста. Демографическая ситуация в целом в настоящее время не оказывает существенного влияния на положение в области занятости.

В числе главных причин нарастания проблем в сфере трудовых отношений необходимо выделить следующие:

- Изменение общей социально-экономической ситуации, связанное с необходимостью структурной перестройки экономики.

Основные негативные факторы, воздействующие на экономическую ситуацию:

недостаточная эффективность политики в области конверсии предприятий оборонного комплекса;

недостаточность бюджетных инвестиций;

нарастание реальной и мощной конкуренции со стороны зарубежных товаров и фирм.

- Падение объемов бюджетных вливаний в экономику через оборонный заказ и инвестиции привело к свертыванию производства в отраслях, производящих средства производства (группа А,) снижению доходов работников этих отраслей и сокращению платежеспособного спроса на продукцию предприятий, производящих средства народного потребления (группа Б) и сельскохозяйственную продукцию. Это в совокупности с нарастающей конкуренцией со стороны зарубежных фирм и товаров вызвало спад реализации отечественных товаров и привело к необходимости сокращения их производства (в том числе и сельскохозяйственной продукции). Поэтому одной из задач в сфере регулирования занятости является создание действенной системы контроля за экспортом и импортом и регулирование импорта с целью повышения спроса на продукцию отечественного производства и товаропроизводителей.

- Сокращение производства затронуло почти все отрасли экономики и неминуемо вызвало снижение занятости.

Численность занятых в экономике снизилась за последние несколько лет с 1878,0 тыс. человек в 1990 году до 1628,3 тыс. в 1996 году. По оценке Министерства экономики Республики Татарстан численность занятых в 1997 году составит порядка 1600,0 тысяч человек, в 1998 году ожидается ее снижение до 1580,0 тысяч человек.

Перераспределение работающих между государственным и негосударственным секторами экономики привело к преобладанию удельного веса работающих в негосударственном секторе. Доля работников негосударственных предприятий в 1995 году составляла 49 процентов, в 1996 году увеличилась до 51 процента, в 1997 году составит по оценке 60 процентов, по прогнозу в 1998 году - 64 процента (Оценка и прогноз Министерства экономики Республики Татарстан). Ожидается, что именно в этом секторе экономики будут создаваться рабочие места, и здесь необходима реальная поддержка со стороны государства.

Решение проблем занятости должно осуществляться по следующим направлениям:

- содействие неработающим гражданам в подборе подходящей работы, организация их профессиональной подготовки и оказание социальной поддержки безработным гражданам государственными органами труда и занятости республики;

- сохранение экономически эффективных рабочих мест;

- получение достаточно полных и точных данных о состоянии трудовых ресурсов по городам и районам и системы их постоянного мониторинга;

- разработка методов устранения диспропорций в структуре трудовых ресурсов;

- повышение экономической активности населения и разработка действенных мер, направленных на повышение этой активности;

- проведение социально-экономической экспертизы республиканских, городских, районных целевых и инвестиционных программ на влияние на занятость населения, создание и сохранение рабочих мест.

1.3. Безработица

Несмотря на ожидаемую стабилизацию экономической ситуации, предполагается дальнейший рост общей и регистрируемой безработицы. По оценке Министерства экономики Республики Татарстан среднегодовая общая численность безработных в 1997 году увеличилась на 7 процентов, а регистрируемая на 13 процентов. В 1998 году эти показатели составят соответственно 8,7 и 10,9 процентов.

Основные показатели безработицы
(в среднем за год)

                                                          (тысяч человек)
-------------------------------------------------------------------------
                                              ¦1996 год¦1997 год¦1998 год
                                              ¦  факт  ¦ оценка ¦прогноз
----------------------------------------------+--------+--------+--------
Численность экономически активного населения  ¦ 1757,3 ¦ 1738,0 ¦ 1730,0
из них:                                       ¦        ¦        ¦
                                              ¦        ¦        ¦
занятые в экономике                           ¦ 1628,3 ¦ 1600,0 ¦ 1580,0
                                              ¦        ¦        ¦
не занятые трудовой деятельностью             ¦  129,0 ¦  138,0 ¦  150,0
                                              ¦        ¦        ¦
в процентах к экономически активному населению¦    7,3 ¦    7,9 ¦    8,7
в том числе:                                  ¦        ¦        ¦
                                              ¦        ¦        ¦
Безработные, зарегистрированные в органах тру-¦   33,1 ¦   37,5 ¦   41,6
да и занятости                                ¦        ¦        ¦
                                              ¦        ¦        ¦
в процентах к экономически активному населению¦    1,9 ¦    2,2 ¦    2,4
-------------------------------------------------------------------------

Сужение возможностей для самостоятельного поиска работы увеличит число обращений в органы труда и занятости.

За 1997 год численность зарегистрированных безработных составила 89,1 тыс. человек, из них 39,7 тыс. состоят на учете на конец года. Средняя продолжительность безработицы имеет тенденцию к росту и составляет в настоящее время почти 7 месяцев. Средний период безработицы колеблется по территориям от 2 до 9 месяцев. Наибольшие трудности с поиском работы испытывают инвалиды, беженцы. Увеличивается доля длительно (более 8 месяцев) безработных - 33 процента от общего числа безработных. В городах и районах республики, в которых сложился более высокий уровень безработицы, доля длительно безработных, как правило, выше (город Зеленодольск - 43 процента, город Азнакаево - 54 процента, город Елабуга - 39 процентов, город Набережные Челны - 34 процента).

Состав безработных

Анализ состава безработных показывает, что среди них преобладают граждане, добровольно уволившиеся с места работы, хотя и происходит небольшой рост числа высвобожденных работников. Доля этих категорий составляет в настоящее время 38 и 33 процента соответственно. Выпускники учебных заведений составляют 9 процентов безработных, безработные с высшим образованием - 12 процентов, средним профессиональным - 25 процентов, каждый третий безработный - в возрасте 16-29 лет, каждый четвертый имеет перерыв в работе более года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»