Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления жилищно-коммунального хозяйства как отрасли реальной рыночной экономики путем создания равных условий финансирования для всех собственников жилого фонда.
В условиях появления как разнообразных форм собственности на жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов республики, так и предприятий различных форм собственности в сфере производства жилищно-коммунальных услуг (жилищных производственных трестов, ЖСК, товариществ собственников жилья) резко возрастает роль государственного регулирования в обеспечении населения и других потребителей необходимым уровнем качества услуг, соответствующих социальным стандартам. Бюджетное дотирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства делает экономически нецелесообразным уплату предприятиями значительной части налогов и приводит к финансовым потерям. Для исключения перераспределительных финансовых потоков представляется целесообразным освободить отрасль от ряда налогов.
Изменение механизма финансирования отрасли предполагает решение следующих задач:
4.1. Разработать социальные стандарты и натуральные нормы удовлетворения потребностей населения и расходов на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, обеспечивающих защиту одиноко проживающих граждан и семей, состоящих из двух человек, а также таких категорий населения, как инвалиды и пожилые граждане.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Министерство социального обеспечения РТ, Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ - 1998 г.
4.2. Подготовить проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о выделении отдельной строкой в расходной части местных бюджетов средств, необходимых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, и рассматривать ее как защищенную статью бюджета. В местных бюджетах рекомендуется вводить защищенную статью по жилищно-коммунальному хозяйству.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
4.3. Переход на прямое взимание платежей за тепло и электроэнергию с населения непосредственно энергоснабжающими организациями и прямое финансирование предприятий тепловых сетей из местного бюджета.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ по согласованию с местной администрацией - 1998 г.
4.4. Разработать предложения по формированию фонда ресурсосбережения.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
4.5. Разработать программу капитального ремонта государственного жилищного фонда до 2000 года с учетом недоремонта.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
4.6. Внести предложение в Кабинет Министров Республики Татарстан о финансировании объемов капитального ремонта за счет собираемых с населения средств за наем жилого помещения.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ - 1998 г.
4.7. Совершенствовать порядок передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства от других ведомств на баланс местных органов управления. Финансовое обеспечение расходов по эксплуатации принимаемых от ведомств жилищно-коммунальных объектов возможно осуществлять в следующих вариантах:
- финансирование производится передающими ведомствами в первый год передачи в размере 75% от общих затрат; во второй год - 50%; третий год - 25%;
- финансирование производится передающей организацией в течение 1,5 лет за счет собственных источников.
4.8. Осуществить переход муниципальных предприятий на международные стандарты бухучета, что значительно расширит для них рынок инвесторов (кредиторов) и улучшит условия заимствования.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998-2000 гг.
4.9. Ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг за счет промышленных предприятий.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, РПО "Татводоканал" - 1998-2001 гг.