Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства определила основные направления перехода отрасли на рыночные принципы хозяйствования с учетом усиления мер социальной поддержки малообеспеченных категорий населения. Защита населения состоит в недопущении включения в экономически обоснованные тарифы необоснованных затрат и сверхнормативных потерь.
В Республике Татарстан защита малоимущих слоев населения осуществляется с одновременным предоставлением компенсации в виде расчетных жетонов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Наличие у большинства населения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг требует пересмотра государственной политики по этому вопросу. По каждой льготе должен быть четко указан источник ее финансирования. Льготы, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку, должны финансироваться из бюджетов соответствующих организаций и ведомств.
Основные направления реформирования социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
5.1. Совершенствовать порядок адресной социальной защиты малоимущих слоев населения на территории республики при оплате жилищных и коммунальных услуг.
Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998-1999 гг.
5.2. Выделить задачу социальной защиты населения в части льготного жилищно-коммунального обслуживания в самостоятельный институт, финансово и экономически не связанный с предприятиями, производящими воду и тепло, ремонтирующими и эксплуатирующими здания, и разработать механизм предоставления этих льгот непосредственно самому населению.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ, Государственный комитет РТ по защите прав потребителей - 1998-1999 гг.
5.3. В целях укрепления и дальнейшего развития населенных пунктов:
подготовить предложения по содействию в содержании жилого фонда в сельской местности;
законодательно предусмотреть льготное индивидуальное финансирование и выделение кредитов пайщикам на развитие жилищно-коммунального хозяйства сельских населенных пунктов;
для улучшения платежеспособности сельского населения, пользующегося льготами, предусмотреть выплату компенсаций через органы социального обеспечения в виде ценных бумаг, гарантированных государством;
для улучшения жилищных условий сельского населения расширить практику выдачи государственными кредитными учреждениями ссуд с последующим погашением в размере не более 25% совокупного семейного дохода до полного погашения ссуды.
Кабинет Министров РТ, Минфин РТ, главы администраций городов и районов - 1998-1999 гг.
5.4. Разработать предложения и внедрить подходы по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг. Создать при администрациях городов и районов комиссии по соблюдению дисциплины платежей.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главы администраций городов и районов - 1998 г.
5.5. Разработать проект Закона РТ "О социальном страховании жилья граждан, принадлежащего им на праве личной собственности".
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ, Минсобес РТ - 1998 г.