Тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг формируются на основе реально обоснованных затрат, необходимых для предоставления услуг населению на требуемом уровне качества и надежности, а также реновации жилья. При этом в системе управления отраслью предполагается уже с начала 1998 года ввести аудит производственно-хозяйственной деятельности всех подотраслей. Это позволит создать стандарты управления отраслью и выйти на методики расчета экономически обоснованных реальных тарифов на услуги отрасли. Кроме того, в этой же системе предполагается ввести подсистему контрактных отношений с руководителями предприятий с указанием измеряемых индикаторов оценки их деятельности. Другими словами, управление отраслью станет частью системы индикативного управления экономикой.
При определении тарифов будут учитываться такие факторы, как:
- целесообразность прибыльности подотрасли (как правило, эффективнее сделать предприятие условно бесприбыльным и финансировать расходы на развитие из бюджета);
- целесообразность включения отдельных затрат в себестоимость;
- целесообразность установления отдельных налогов для отрасли и другие факторы.
Очень важно также выполнить работу по экономическому анализу ситуации, когда очищаемая на водозаборах вода соответствует предъявляемым к качеству воды требованиям, а по причине вторичного загрязнения воды потребители используют питьевую воду, практически негодную к употреблению. Уже в 1 квартале 1998 года предполагается получить ответ на этот вопрос.
Кроме того, планируется утвердить на республиканском уровне схему водно-хозяйственного баланса республики как базовую (сегодня она просто отсутствует) и с ее использованием строить политику по эффективному водоснабжению потребителей питьевой и хозяйственной водой.
Будут также подготовлены предложения по изменению организационной структуры управления таким важным ресурсом, как вода.
Принятая система водно-хозяйственного баланса и проведенная паспортизация всех водозаборных объектов (включая ведомственные скважины и родники) позволит создать схему продуктовых потоков по такому стратегически важному ресурсу, без которой невозможно эффективно им управлять.
Цель тарифной политики заключается в обеспечении уровня экономически обоснованных тарифов на услуги отрасли и создания необходимых условий для оплаты потребителями предоставляемых услуг по реальной стоимости.
В этой связи на первом этапе также необходимо постепенно переводить всех потребителей услуг на единые тарифы, достигнув оплаты жильцами по полному тарифу за занимаемое ими жилье, включая второе жилье. На втором этапе предполагается введение дифференцированной оплаты за излишнее жилье в сторону увеличения для отдельных категорий населения. Такая этапность объясняется тем, что лишь незначительное число граждан трудоспособного возраста сейчас имеют излишнюю жилую площадь и применение к ним мер по взиманию повышенных тарифов не сыграет значительную роль в улучшении экономической ситуации в отрасли.
Такой подход позволит на первом этапе:
- повысить конкурентоспособность продукции промышленных предприятий, обеспечивающих покрытие затрат за услуги, предоставляемые населению и другим категориям потребителей;
- вывести уровень сбора платежей на уровень окупаемости;
а на втором этапе: сделать жилье доходным.
Для реализации ключевых аспектов в этой части программы необходимо:
3.4.1. Ввести систему регулирования, управления и контроля за установлением технически обоснованных норм, формированием экономически обоснованных тарифов за оказываемые потребителям услуги, обеспечить контроль затрат и рентабельности, проводить анализ расходов, включаемых в себестоимость предоставляемых услуг.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - постоянно
3.4.2. Определить перечень видов ремонтных работ, которые должны проводиться на конкурсных началах.
РПО "Таткоммунэнерго", РПО "Татводоканал", РПО "Татсельжилкомхоз" - 1998 г.
3.4.3. Разработать порядок использования средств, оплачиваемых населением за наем жилого помещения, имея в виду направление части средств:
на восстановление жилья;
на капитальный ремонт жилого фонда.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центр экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ - 1998-1999 гг.
3.4.4. Разработать предложения по ограничению по предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства уровня расходов, перекладываемых с населения на промышленные группы потребителей.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
3.4.5. Разработать мероприятия, направленные на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, снижение потерь в сетях, включающих внедрение энергосберегающего оборудования и технологий, применение новых видов тепловой изоляции и других мероприятий, которые позволят сократить расходы и соответственно снизить тарифы на тепловую энергию.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, РПО "Таткоммунэнерго", РПО "Татводоканал", РПО "Татсельжилкомхоз" - 1998-1999 гг.