Проведенный анализ, а также передовой зарубежный опыт позволяют определить следующие концептуальные основы формирования эффективной организации системы оплаты труда в экономике Республики Татарстан. При этом в рамках государственного регулирования оплаты труда представляется целесообразным выделить два уровня - макроэкономический и микроэкономический.
На макроэкономическом уровне целями регулирования являются:
1) смягчение и последующее исправление существующих отраслевых деформаций в оплате труда;
2) формирование постоянных положительных изменений в уровнях оплаты труда всех категорий занятых в соответствии с динамикой индекса потребительских цен и минимального потребительского бюджета;
3) создание соответствующих макроэкономических условий для проведения эффективной государственной политики доходов и стимулирования высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Указанные цели достигаются на основе специальных экономических методов государственного регулирования, методов налогово-бюджетного регулирования, а также широкого использования возможностей и инструментов тарифно-договорного регулирования оплаты труда.
На макроэкономическом уровне предлагаемые меры по формированию эффективной организации системы оплаты труда включают индексацию заработной платы для всех групп занятого населения Республики Татарстан на основе ежемесячно (а в перспективе и еженедельно) определяемого Кабинетом Министров Республики Татарстан Социального Индекса. При этом решение о ежемесячной величине Социального Индекса рекомендуется принимать коллегиально специально организованной комиссией, в составе которой были бы представлены Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости, Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан и Федерация профсоюзов Республики Татарстан.
Другой важной мерой является поддержание в рамках проводимой государством политики доходов межотраслевой дифференциации заработной платы. Это во многом будет способствовать обеспечению высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Для реализации указанной задачи предлагается широко использовать механизм ежегодных отраслевых республиканских тарифных соглашений, при заключении которых государство в лице Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости выступало бы в роли арбитра. Это позволило бы представителям государства влиять на структуру оплаты труда через ежегодное определение системы отраслевых индексов изменения оплаты труда, их минимальных и максимальных значений.
Вместе с тем тарифно-договорное регулирование было бы неполным без активного включения соответствующих механизмов в систему организации оплаты труда на всех уровнях социального партнерства в республике, тарифное регулирование наряду с ежегодными отраслевыми тарифными республиканскими соглашениями должно также обеспечиваться через ежегодное Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Федерацией профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан (включающем в себя межотраслевое тарифное соглашение), специальными территориальными и территориально-отраслевыми соглашениями, коллективными договорами.
Генеральное соглашение разрабатывается и заключается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, Федерации профсоюзов и работодателей. Отраслевые тарифные соглашения разрабатываются и заключаются в рамках Генерального соглашения между соответствующими отраслевыми объединениями профсоюзов, объединениями работодателей при координации со стороны Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости как представителя государства и отраслевых министерств и ведомств. Специальные территориальные и территориально-отраслевые соглашения заключаются между территориальными органами исполнительной власти, местными отраслевыми организациями профсоюзов и работодателями. Сторонами коллективного договора соответственно выступают дирекция и профсоюзы предприятий.
Также, используя инструменты налогово-бюджетного регулирования, было бы целесообразно разработать и утвердить в Кабинете Министров Республики Татарстан процедуры формирования расходов, направляемых на функционирование целого ряда бюджетных отраслей, значимых с точки зрения потенциала и темпов экономического роста.
Использование аналогичных процедур совместно с применением единого социального и отраслевых индексов позволят в течение нескольких лет выправить существующие отраслевые диспропорции в оплате труда.
К мерам макроэкономического характера, наряду с вышеизложенным, рекомендуется отнести и меры, направленные на нормализацию внутриотраслевой дифференциации в оплате труда.
На микроэкономическом уровне целями регулирования являются:
1) упорядочение системы оплаты труда на предприятии, в первую очередь, за счет инструментов нормирования;
2) более тесная увязка уровней оплаты труда с результатами хозяйственной деятельности и производительностью труда;
3 ) оптимизация структуры отпускной цены за счет рационализации учета затрат на оплату труда и повышение конкурентоспособности продукции предприятия.
На этом уровне предлагается значительную часть осуществляемых предприятием социальных выплат включить в заработную плату.
Целесообразно также в рамках деятельности Фонда занятости Республики Татарстан образовать специальные централизованные фонды поддержки временно незанятых работников. Данные фонды существовали бы в форме взаимозачетов, образующихся за счет оформления соответствующих компенсационных выплат предприятием временно незанятым работникам как платежей предприятия в специализированные централизованные фонды и как взаимозачетных государственных дотаций из указанных фондов. Данный подход позволит освободить от налогообложения платежи предприятий по содержанию временно незанятых работников (41%) без конфликтов с действующим федеральным законодательством в части Порядка калькулирования затрат и формирования себестоимости, исключив соответствующие выплаты из фонда оплаты труда.
В ряде подотраслей значительно актуализировались и проблемы расширения тарифной сетки рабочих разрядов (с доведением их числа до восемнадцати).
Рекомендуется также усовершенствовать контрактную систему оплаты труда с руководителями предприятий, организаций и учреждений Республики Татарстан, контролируемыми правительственными учреждениями Республики Татарстан, и сделать ее строго обязательной. При этом увязку уровней оплаты труда данных руководителей следует строго увязывать со значениями определяемых соответствующим постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан индикаторов, отражающих результативность деятельности вышеназванных предприятий, организаций и учреждений.
Вместе с тем позитивным, с точки зрения соответствия предъявляемым квалификационным требованиям, было бы введение обязательной системы трудовых контрактов, заключаемых руководителями министерств и ведомств Республики Татарстан с руководителями своих функциональных подразделений.
Наконец назрел вопрос и о переводе работников бюджетной сферы сельской местности на единую систему оплаты труда, принятую для работников бюджетной сферы в Республике Татарстан.
Таковы общие контуры концепции эффективной организации системы оплаты труда в экономике республики.