При решении вопросов рационализации структуры оплаты труда следует учитывать многомерность ее структурных срезов и характеристик. Представляется целесообразным сосредоточение усилий
государственного управления на следующих важнейших структурных элементах системы оплаты труда: - макроэкономическая рационализация (сглаживание структурных деформаций) отраслевой структуры оплаты труда;
- создание условий для гармоничного распределения занятых по уровню оплаты труда;
- оптимизация соотношения между тарифной и нетарифной частью оплаты труда в государственном секторе и на предприятиях, контролируемых государственными органами и предприятиями;
- обеспечение своевременной выплаты начисленной заработной платы населению, ликвидация задолженности по заработной плате;
- создание условий для эффективного сочетания повременной и сдельной, поденной и почасовой форм оплаты труда в целях увеличения занятости населения и повышения трудовой мотивации;
- дифференциация и рациональное управление социальными выплатами в составе затрат на рабочую силу в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
- использование инструментов оптимизации структуры оплаты труда для нормализации процессов профессиональной миграции трудовых ресурсов в Республике Татарстан.
В Республике Татарстан немало предприятий, организаций и учреждений финансируется по федеральным каналам и программам. Ввиду того, что общефедеральные программы социальной защиты населения несколько запаздывают, возникают существенные различия в уровнях заработной платы между предприятиями, финансируемыми за счет федеральных источников, и аналогичными предприятиями республиканского подчинения. В связи с этим предлагается подготовить и подписать соглашение между Правительством Республики Татарстан и Правительством Российской Федерации, в котором был бы отрегулирован порядок выплаты работникам бюджетной сферы, финансируемым из Российской Федерации, компенсационных надбавок, применяемых в Республике Татарстан. Реализация указанных мер позволит не только унифицировать подходы к оплате труда в бюджетных отраслях народного хозяйства Республики Татарстан, но и существенно снизить растущую социальную напряженность. Это одновременно с применением процедур индексации позволит постепенно переходить на новые, более высокие социальные бюджетные нормативы, эффективно ежемесячно индексировать заработную плату в отраслях бюджетной, в первую очередь непроизводственной, сферы и поддерживать устойчивые прогрессивные отраслевые пропорции в оплате труда.
При рационализации структуры оплаты труда особое внимание должно быть уделено вопросам перехода на почасовую заработную плату. Анализ показывает, что такой переход является несколько преждевременным. В сложившихся условиях переход стимулировал бы временную занятость в ущерб постоянной занятости. В то же время работу по подготовке нормативно-правовых актов, обеспечивающих такой переход, следовало бы начать уже сегодня как в рамках Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости, так и на предприятиях. При этом почасовые тарифные ставки рекомендуется устанавливать в соответствии с подходами и принципами оплаты труда, изложенными в данной Концепции, изменяя структуру оплаты труда квалифицированных рабочих и работников промышленно-производственного персонала.