Механизм индексации заработной платы широко используется в развитых странах дальнего зарубежья в качестве одного из наиболее действенных инструментов социальной защиты населения. Порядок и методы индексации, и следовательно результаты социальной политики при этом, различны. Для выбора наиболее приемлемой модели для Республики Татарстан необходимо комплексно рассмотреть накопленный международной практикой опыт через призму отечественных особенностей социальной сферы:
- Порядок и методы индексации могут быть зафиксированы в государственных нормативно-правовых и законодательных актах и носить общенациональный характер (то есть распространяться практически на все категории населения).
Достоинством такого порядка является то, что используется наиболее жесткая форма индексации, учитывающая преимущественно общегосударственные интересы.
Недостатком является то, что поскольку интересы товаропроизводителей поставлены в этой модели на второй план, экономические возможности предприятий ограничиваются. Это ведет к некоторому замедлению темпов экономического роста в целом.
Принимая во внимание сложившиеся принципы государственного регулирования социальной политики в Республике Татарстан хорошо просматриваются логика и контуры именно такого подхода. В среднесрочной перспективе использование такого порядка индексации позволит обеспечить последовательное и планомерное реформирование как оплаты труда, так и социальной сферы.
- Индексация также может осуществляться на уровне отдельных отраслей или фирм, фиксироваться в коллективных договорах предпринимателей и профсоюзов, как это имеет место, например, в США, Великобритании, Японии, Швейцарии.
Достоинством этой второй модели индексации является то, что используется наиболее либеральная форма государственного регулирования, учитывающая преимущественно интересы товаропроизводителей.
Недостатком ее является то, что интересы занятого населения поставлены в этой модели на второй план, в результате чего периодически возникают социальные конфликты.
Для Республики Татарстан данная модель будет эффективна в долгосрочной перспективе - через 20-25 лет, после формирования экономики устойчивого рыночного типа.
- Индексы могут быть закреплены только в тарифных соглашениях, заключенных между работодателями, профсоюзами и государством, как это делается, например, в Бельгии, Греции, Дании, Италии,
Это промежуточный вариант, учитывающий преимущества обеих вышеописанных моделей.
В условиях Российской Федерации и Республики Татарстан данная модель может не сработать, поскольку нет опыта разработки рациональных компромиссных решений между работодателями, профсоюзами и государством.
Данный подход представляется рациональным через 10-15 лет, когда участниками рынка рабочей силы будет накоплен необходимый опыт в регулировании указанных отношений.
Различны и подходы при определении индексов в зависимости от величины индексируемой заработной палаты:
1. Возможна полная индексация заработной платы по всем категориям населения и применение унифицированных индексов. В этом случае многое зависит от величины применяемых в различные периоды индексов, поскольку, с одной стороны, индексация защищает население от существующей инфляции, с другой стороны - при высоких значениях унифицированных индексов может наоборот способствовать усилению инфляции. Последнее в конечном счете подрывает механизм индексации и существенно сужает возможности его применения вплоть до вынужденного полного отказа. Таким образом, высокая эффективность полной индексации достигается при применении максимально допустимого индекса в каждый период времени, не приводящего к росту инфляции. Если же применяются достаточные с точки зрения возмещения потерь от инфляции компенсационные индексы и инфляция при этом продолжает снижаться, то эффективность проводимой политики индексации может быть оценена как близкая к максимальной.
2. Используется и другой вариант, когда полностью индексируется только часть заработной платы, определяемая государством в абсолютном ее выражении. При этом другая часть заработной платы индексируется лишь частично. (Так, например, в Италии полностью индексируется лишь заработная плата в размере 600 тыс.лир в месяц. Остальная сумма индексируется лишь в размере 30%.) При таком варианте оценки эффективности индексации усложняются. Во-первых, как и в предыдущем случае, эффективность индексации заключается в достижении высоких индексов (максимально близких к темпам инфляции), которые не приводят к росту цен. Во-вторых, такая форма индексации компенсирует недостатки прогрессивной шкалы подоходного налога и, следовательно, ее эффективность оценивается с точки зрения динамики уровня дифференциации доходов населения.
Аналогичная оценка эффективности индексации заработной платы имеет место, когда размер применяемого индекса зависит от уровня заработной платы. Например, когда осуществляется полная индексация лишь минимальной заработной платы или же средней заработной платы в отрасли или народном хозяйстве.
В зарубежных странах различна и периодичность индексации заработной платы. Часть стран предпочитает применять продолжительный базовый период индексации, позволяющий исключить и не учитывать при индексации сезонные колебания цен. Однако при этом искусственно замедляется рост заработной платы и цен. Так, например, в США индексация заработной платы производится один раз в квартал, а в Италии - один раз в год. Другая часть стран осуществляет индексацию ежемесячно (например, Бельгия, Люксембург).
В Республике Татарстан в настоящее время существует техническая возможность индексировать заработную плату в рамках вводимого Социального индекса один раз в две недели. Вместе с тем, учитывая сложность определения эффективного Социального индекса, отсутствие практического опыта индексации у соответствующих государственных структур, существующий график начисления заработной платы на предприятиях, в учреждениях предлагается индексацию (с использованием Социального индекса) производить ежемесячно. В перспективе со снижением уровня инфляции и стабилизацией воспроизводственных процессов в экономике республики реально будет перейти к применению двухнедельных индексов при одновременном использовании почасовых тарифных ставок заработной платы.
Определенный интерес представляет опыт индексации, проводимой в Польше. Здесь индексы не учитывали рост цен на алкогольные напитки и табачные изделия. Индексация была автоматической (как это предлагается делать и в Республике Татарстан). При этом устанавливался коэффициент 0,8 за каждый процент роста индекса потребительских цен. Этот коэффициент может быть, однако, уменьшен, если этого требовало финансовое положение предприятия. В условиях Республики Татарстан последнее неприемлемо. Рекомендуется применять механизм безусловной индексации в соответствии с ежемесячно определяемым единым Социальным индексом. Если же предприятие испытывает временные финансовые трудности, может быть использован лишь механизм откладываемых платежей по заработной плате с полной компенсацией потерь от инфляции, возникающих из-за более поздней даты платежа. При длительной неплатежеспособности предприятия оно должно подвергнуться санации и реструктуризации с одновременным реструктурированием рабочих мест и рабочей силы.
В производственных отраслях в Польше индексация осуществлялась ежеквартально. Элементы заработной платы, в отношении которых проводилась индексация, при этом выглядели следующим образом. Для работников предприятия, получающих месячный оклад, индексировались основная заработная плата, надбавка за знание иностранного языка, а также заводская надбавка за рост стоимости жизни. Для работников с повременной системой оплаты труда индексировались часовая тарифная ставка, а также часть премии (частичная индексация в размере 20-25%) и бригадирская надбавка (частичная индексация в размере 10-15%). Для рабочих-сдельщиков индексировались расценка за операцию, часть премии (частичная индексация в размере 20-25%) и бригадирская надбавка (частичная индексация в размере 10-15%). Для работников, охваченных повременно-премиальной системой в объеме, превышающем определенный соответствующими государственными органами уровень, индексировались часовая ставка, надбавка за вредность, частично (в размере 20% основной заработной платы) надбавка за вторую смену. Аналогичные процедуры индексации предлагается использовать и в Республике Татарстан. Для этого на основе предложений Ассоциации промышленных предприятий целесообразно, чтобы Государственный комитет по труду и занятости Республики Татарстан принял соответствующие нормативные акты по процедурам индексации, обязательные для исполнения всеми предприятиями республики.
В производственной бюджетной сфере в Польше индексация в первый период применения этого механизма осуществлялась с годовым опозданием из средств государственного бюджета на основе соответствующих решений Правительства. Затем, однако, со снижением уровня инфляции индексация непроизводственных отраслей производилась с опережением производственных отраслей дважды в год. Представляется, что в рамках предлагаемой Концепции совершенствования оплаты труда в Республике Татарстан и вводимого механизма индексации задача опережающей индексации (в начале месяца на основе устойчивых месячных прогнозов ожидаемого изменения индекса потребительских цен) непроизводственных отраслей, отвечающих за реализацию услуг в рамках социального блока расходов бюджета, должна быть поставлена как неотложная перед Министерством финансов Республики Татарстан.
При организации эффективной индексации заработной платы в Республике Татарстан необходимо регулярно проводить исследование динамики следующих ключевых показателей экономического развития:
- сводный индекс потребительских цен;
- минимальный потребительский бюджет;
- рациональный потребительский бюджет;
- количество наличных денег в обращении;
- величина денежной базы (резервы + наличные).
Это даст возможность ежемесячно устанавливать эффективные значения Социального индекса и последовательно проводить политику индексации на всей территории Республики Татарстан.