Недействующий

О Концепции (основных направлениях) реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан (утратило силу)

2. Сценарный прогноз динамики уровней оплаты труда в различных
секторах экономики республики. Тенденции формирования спроса и
предложения, цен на рабочую силу на рынках труда

В условиях переходной экономики крайне сложно прогнозировать динамику хозяйственных процессов, поэтому экономические исследования были построены по двум уровням:

1. на основе структурного и взаимосвязанного прогнозирования занятости трудоспособного населения и вакансий (основные результаты см. в таблице 2.1. "Прогноз совокупного спроса и предложения рабочей силы Республики Татарстан на основе занятости и численности трудоспособного населения" и рис.2.1. "Прогноз занятости в Республике Татарстан" и рис.2.2. "Прогноз спроса и предложения рабочей силы в Республике Татарстан").

2. на основе дифференцированного функционального прогнозирования основных показателей (см. таблицу 2.2. "Альтернативный прогноз совокупного спроса и предложения рабочей силы Республики Татарстан и рис.2.3.-2.6. "Прогноз совокупного спроса рабочей силы". "Прогноз совокупного предложения рабочей силы", "Прогноз нормы безработицы" и "Прогноз заработной платы в Республике Татарстан (в ценах 1985 г.)").

Каждый из прогнозов разрабатывался на базе 10 самостоятельных алгоритмов с использованием наиболее распространенных в экономике форм связей (линейной, квадратической, экспоненциальной, синусоидальной и пр.), из которых были выбраны модели с минимальными отклонениями динамики расчетных значений от фактических.

Первый подход, который в принципе отражает возможную ситуацию на рынке труда в случае, если не произойдет кардинальных изменений в экономической государственной ситуаций. Ситуация последовательно будет ухудшаться, производительность и потенциальные возможности национальной экономики по рынку рабочей силы сократятся с темпами ориентировочно 1% в год и к 2005 году составят более 10%. Сокращение совокупного предложения - процесс нормальный для этапа реструктурирования народного хозяйства, поскольку плановая экономика административно принуждала многие экономически малоактивные категории к занятости.

Второй подход прорабатывался по трем возможным сценариям:

1. Сохранение подходов к государственному регулированию рынка рабочей силы (в таблице и на рисунках это 1 вариант).

2. Реализация на рынке рабочей силы стратегии последовательного реформирования (в таблице и на рисунках это 2 вариант).

3. Проведение активной политики на рынке труда (в таблице и на рисунках это 3 вариант).

Как видно из представленных результатов, в принципе по первому сценарию достаточно вероятна возможность резкого ухудшения экономической ситуации на рынке рабочей силы вследствие накопившейся реакции и напряженности за более чем десять лет экономических реформ. Резкое увеличение безработицы (до 40%) станет возможным за счет тотального сокращения совокупного спроса на рабочую силу со стороны народного хозяйства.

Второй и третий сценарии по ключевым параметрам (динамике и значениям совокупного предложения и совокупного спроса) практически идентичны один другому, что существенно повышает вероятность развития указанных сценариев. Падение совокупного спроса и предложения на 0,5% практически неизменными темпами до 2005 г. не может существенно сказаться на экономической ситуации, но неразвитость и медленная реакция совокупного спроса на рабочую силу в будущем может серьезно сказаться на экономических реформах. Однако по результатам оба сценария разнятся. Реализация на рынке рабочей силы стратегии последовательного реформирования в отличие от активной государственной политики на рынке рабочей силы может создать ситуацию, при которой уровень безработицы увеличится свыше 40%. При активной же государственной политике - около 25%.

Прогнозы номинальной заработной платы оказались непредставительными, и это ничуть не удивительно - слишком велик разброс значения и варьирование показателя за десятилетие. Прогноз заработной платы автоматически закладывает в будущие значения показателей резкий гиперинфляционный скачок 1992-1993 гг. Для того, чтобы отследить тенденции и возможные ситуации, использовался показатель приведенной заработной платы - значения номинальной заработной платы были скорректированы соответствующим образом на сводный индекс потребительских цен. В конечном варианте это позволило получить прогноз с очень высокими статистическими характеристиками (см. рис.2.6. "Прогноз заработной платы в Республике Татарстан (в ценах 1985 г.)"). Как видно из прогноза наиболее кризисная ситуация пройдена (снижение среднемесячной заработной платы до 60 руб.). При проведении активной политики на рынке труда уже к 2000 году станет возможным устойчивый рост заработной платы и соответственно денежных доходов населения, что позволит к 2005 г. достигнуть предреформенного уровня заработной платы.