За период реформ накопилось немало серьезных проблем нормирования и оплаты труда внутри предприятий. В период плановой, административно-командной экономики процесс нормирования затрат труда жестко регулировался государственными органами. Существовала сеть специальных научно-исследовательских институтов при союзном правительстве, занимавшихся изучением и обоснованием трудозатрат по профессиям, специальностям, различий в материальном стимулировании в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Несмотря на то, что при данном подходе имелись существенные недостатки, обусловленные нередко субъективными, идеологическими оценками и уравнительными принципами, в нем присутствовали и определенные положительные стороны, облегчающие процесс организации нормирования и учета затрат труда, и следовательно, его оплаты на предприятиях.
С ориентацией на новые рыночные принципы процесс нормирования был оперативно либерализован практически полностью. Поскольку одновременно значительно сократилась численность управленческого аппарата на предприятиях, и службы нормирования затрат труда в том числе, возникли существенные проблемы, поскольку в новых экономических условиях предприятие было вынуждено самостоятельно проводить целый комплекс работ научного и организационно-практического характера, которую ранее осуществляли на протяжении десятилетий специализированные учреждения. Как следствие, многие направления нормирования затрат труда на республиканских предприятиях остались на уровне 1987 года.
Обсуждение данной проблемы с руководителями предприятий, руководителями служб труда и заработной платы (в процессе апробации отдельных положений настоящей Концепции) показало, что на государственном уровне в рамках деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости необходимо возобновление научно-исследовательских работ по нормированию затрат. Однако, в отличие от условий централизованной плановой экономики, работа должна быть направлена не на законодательное централизованное установление норм и нормативов, а на оказание содействия предприятиям в методическом обеспечении служб труда и заработной платы необходимым инструментарием, обеспечивающим организацию труда и его материальное стимулирование в соответствии с передовым зарубежным опытом, тенденциями развития республиканской и общероссийской экономики, осуществляемыми экономическими и социальными программами.
При осуществлении рационализации структуры оплаты труда в экономике республики в среднесрочной перспективе существует возможность повлиять лишь на относительный размер доходов категорий населения со средними и ниже среднего уровня доходами. Что касается самой бедной части населения, то здесь правильнее говорить о политике социальных выплат и компенсаций.