Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Концепцию (основные направления) реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан.
2. Рабочей группе по разработке проекта Концепции реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан продолжить работу по подготовке проектов нормативно-правовых актов и в двухмесячный срок внести на рассмотрение Кабинета Министров Республики Татарстан перечень первоочередных мероприятий по реформированию системы оплаты труда в Республике Татарстан в соответствии с указанной Концепцией.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Конюшеву А.И.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Настоящая Концепция разработана при активном участии:
- Центра экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан;
- отдела труда, миграции и социальной защиты населения Кабинета Министров Республики Татарстан;
- Федерации профсоюзов Республики Татарстан;
- Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан;
- Министерства экономики Республики Татарстан;
- Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом;
- Казанского государственного университета;
- Казанского финансово-экономического института;
- Экономического общества Республики Татарстан.
В апробации и отработке отдельных положений Концепции принимали участие руководители, специалисты и эксперты следующих республиканских предприятий:
- акционерного общества "Мелита";
- предприятия "Электроприбор";
- предприятия "Радиоприбор";
- акционерного общества "Татстрой";
- акционерного общества "Газоаппарат";
- акционерного общества "Казанькомпрессормаш";
- транспортного предприятия ККУПАТП-4;
- производственного объединения "Татжилкомхоз";
- производственного объединения "Таткоммунэнерго".
Введение
1. Анализ существующей ситуации
1.1. Спрос и предложение на рынке рабочей силы
1.2. Структура денежных доходов
1.3. Отраслевые пропорции и взаимосвязи на рынке труда
1.4. Оценка влияния на конкурентоспособность продукции цен на рабочую силу
1.5. Состояние нормативно-правовой базы
Выводы по разделу 1
2. Сценарный прогноз динамики уровней оплаты труда, в различных секторах экономики республики, тенденции формирования спроса и предложения, цен на рабочую силу на рынке труда
3. Концептуальные основы эффективной организации системы оплаты труда в экономике Республики Татарстан
4. Рациональная структура оплаты труда
4.1. Основные принципы государственного регулирования в сфере оплаты труда
4.2. Тарифно-договорное регулирование оплаты труда
4.3. О внутризаводском нормировании затрат труда
5. Эффективность политики индексации денежных доходов
6. Совершенствование системы оплаты труда в государственном секторе
6.1. Регулирование оплаты труда руководителей предприятий, учреждений, организаций, контролируемых государством
6.2. Оплата труда государственных служащих по контрактно-договорной системе
6.3. Система индикаторов
7. О порядке введения в действие закона Республики Татарстан "О минимальном потребительском бюджете"
8. Институциональные основы формирования активной государственной политики в сфере труда и занятости Республики Татарстан
Приложения
Актуальность реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан. Десять лет экономических реформ серьезно затронули практически все ключевые отрасли и сферы национальной экономики. Рыночный уклад, несмотря на многие проблемы, связанные с переходным периодом, последовательно трансформирует хозяйственные важнейшие пропорции. Однако трудовые отношения, рынок рабочей силы изменились меньше всего. Это соответствует зарубежным тенденциям, поскольку социальная сфера, сфера воспроизводства человеческих ресурсов наиболее консервативно реагирует на происходящие в экономике, изменения. Специальные экономические исследования показывают, что слишком медленное реформирование рынка рабочей силы начинает все сильнее сдерживать общее хозяйственное развитие республики. Для сохранения темпов преобразований возникает объективная необходимость повышения мобильности и гибкости рынка рабочей силы. Политика реформирования системы оплаты труда при этом является основным и наиболее действенным инструментом индикативного управления государственными органами социальной сферы в рыночной экономике.
Реформирование системы оплаты труда заключается в осуществлении последовательных и согласованных между собой изменений по совершенствованию отношений на рынке труда, нормализации структуры оплаты труда, усилению трудовой мотивации в рамках существующих полномочий, закрепленных за органами государственного управления Республики Татарстан в Договоре и соглашениях о разграничении полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией.
Необходимость Концепции. Центральная экономическая программа Правительства Республики Татарстан, одобренная Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан, Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан заложила ключевые подходы к реформированию экономических отношений. Последовательная реализация заложенных в нее принципов потребовала обоснования государственной политики Республики Татарстан в области регулирования хозяйственных отношений на рынке рабочей силы. Таким образом, Концепция по роли и месту в формировании эффективной системы нормативно-правового обеспечения государственного управления является органичным продолжением и развитием Государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан в этой области.
Новизна предлагаемых, в Концепции подходов заключается в следующем:
- в формировании принципов и направлений реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан на макро- и микроэкономическом уровнях национальной экономики;
- в применении системного подхода к анализу рынка рабочей силы, занятости и сферы оплаты труда, что позволяет сформировать действенную долгосрочную государственную политику по соответствующим направлениям;
- в разработке механизма совершенствования системы индексации денежных доходов занятого населения, ориентированных на передовую зарубежную практику и опыт индексации денежных доходов;
- в ориентации на систему разработанных индикаторов при заключении трудовых контрактов с руководителями государственных предприятий, организаций, и учреждений и с руководителями предприятий, организаций и учреждений, контролируемых государственными органами;
- в предложениях по использованию бюджетных и фискальных инструментов в регулировании рынка труда для обеспечения тесной взаимосвязи динамики заработной платы и социальных выплат с конечными результатами деятельности отечественных товаропроизводителей;
- в создании условий, обеспечивающих эффективное выполнение возложенных Правительством Республики Татарстан функций и полномочий на Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости, с целью усиления его роли в проведении единой, скоординированной активной экономической политики на республиканском рынке труда.
В соответствии с Государственной программой экономического и социального прогресса Республики Татарстан, проводимым Президентом и Правительством Республики Татарстан экономическим курсом, видятся следующие основные задачи реформирования системы оплаты труда и рынка рабочей силы.
Долгосрочные задачи:
- повышение мобильности и гибкости республиканского рынка рабочей силы;
- создание условий для полной занятости всего экономически активного населения в Республике Татарстан;
- создание гибкого социального "буфера" экономических реформ, защита интересов трудящегося населения, его денежных доходов и накоплений от влияния, макроэкономических и структурных сдвигов, изменения цен, инфляции.
Среднесрочные задачи:
- снижение отрицательного влияния безработицы, вызванной общим промышленным спадом и реструктуризацией народного хозяйства, на экономические преобразования;
- рационализация структуры заработной платы в отраслевом разрезе, нормализации внутриотраслевой дифференциации в оплате труда;
- создание эффективной системы материального поощрения, и контроля за результатами трудовой деятельности в государственном секторе экономики.
Краткосрочные задачи:
- внедрение рыночных систем регулирования трудовых отношении в области оплаты труда на рынке рабочей силы;
- внесение контрактных форм взаимоотношений на рынке труда с учетом формируемой в Республике Татарстан системы индикативного планирования;
- совершенствование республиканской нормативно-правовой базы по индексации денежных доходов населения.
Решение вышеуказанных задач позволит осуществить выполнение стратегической задачи реформирования экономики республики - создание условий для роста конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и народного хозяйства в целом.
Основная цель реформирования системы оплаты труда - повышение экономической активности населения и создание условий для роста занятости.
В целях реформирования системы оплаты труда Республики Татарстан необходимо исследовать важнейшие экономические тенденции, внутренние составляющие функционирования республиканского рынка рабочей силы.
Исследования рынка рабочей силы, формирования совокупного спроса и предложения рабочей силы в Республике Татарстан показывает, что, несмотря на то, что кризис миновал, в основных секторах национальной экономики начинает устанавливаться преддепрессионная ситуация, пропорции рынка рабочей силы практически не изменились (см. таблицу 1.1.1. "Расчет совокупного спроса и предложения рабочей силы Республики Татарстан", рис.1.1.1. "Динамика основных показателей занятости Республики Татарстан"). Кризис на рынке рабочей силы только назревает, об этом свидетельствуют следующие характерные признаки:
- Ускоренное увеличение разрыва между совокупным предложением и спросом на рынке рабочей силы. Необеспеченное ежегодное предложение новых секторов и производств на рабочую силу составляет около 340 тыс. работников и растет в среднем на 6,5% в год;
- Уровень безработицы, рассчитанный на основе совокупного предложения рабочей силы, составляет около 17%, что является в принципе приемлемым для реформирующейся экономики, но в то же время является индикатором социальной "взрывоопасности". Опасно не само значение показателя, а темпы его роста, составляющие в среднем около 25% в год. При этом специальные исследования, проведенные Центром социальных проблем Республики Татарстан, структуры выпускаемой продукции и запасов товарной продукции показывают, что одновременно происходит увеличение до критического уровня размеров скрытой безработицы (до 24% объемов совокупного предложения). Экспертные расчеты и прогнозы показывают, что имеются все основания утверждать, что данная неблагоприятная тенденция сохранится, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
- При существенном изменении за последние десять лет номинальной и реальной заработной платы совокупное предложение рабочей силы практически не изменилось. Несмотря на серьезные реформы и макроэкономические трансформации республиканский рынок рабочей силы практически не реагирует на происходящие в республике экономические и социальные изменения и фактически тормозит общий ход хозяйственных реформ.
- В экономике республики создается незначительное количество новых рабочих мест, что свидетельствует не об увеличении единичной производительности одного рабочего места, а, скорее, о формальном характере реформ в отдельных отраслях либо о том, что кризисная ситуация в целом ряде отраслей народного хозяйства еще не преодолена. Крайне медленное формирование рабочих мест делает вполне реальным возникновение в краткосрочной и среднесрочной перспективе тупиковой экономической ситуации, когда экономический рост будет существенно сдерживаться в результате этого.
- Динамика номинальной заработной платы практически не связана с динамикой сводного индекса потребительских цен (см. таблицу 1.1.2. "Динамика средней заработной платы и сводного индекса потребительских цен", коэффициент корреляции составляет всего 0,22) (Корреляционный анализ - метод экономико-статистического анализа зависимостей между показателями. Коэффициент корреляции показывает тесноту и форму статистической связи между изменениями значений показателей. Коэффициент варьирует от -1 до 1, чем ближе его значение к 1 или -1, тем более устойчивой и тесной является статистическая связь) . Это существенно влияло на динамику уровня скорректированной заработной платы, особенно в период галопирующей инфляции 1993-1995 гг., что не позволяло обеспечить устойчивые темпы роста реальной оплаты труда в народном хозяйстве Республики Татарстан.
Тем не менее положительная, тенденция увеличения уровня скорректированной на сводный индекс потребительских цен заработной платы имела место в нашей республике и в условиях галопирующей инфляции. А благодаря существенному снижению уровня инфляции в 1996 г. реальная средняя заработная плата в этом году заметно возросла и превысила уровень 1991 года.
Анализ распределения доходов населения (по двадцатипроцентным группам населения) показал, что в 1995 году и первой половине 1996 года происходило развитие процессов усиления дифференциации населения по уровню их доходов. При этом в структуре денежных доходов заметно и устойчиво росли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, и происходило устойчивое снижение доли оплаты труда. Со второй половины 1996 года наметилась тенденция замедления концентрации доходов. Коэффициент Джини (показатель официальной статистики Российской Федерации, характеризующий степень неравномерности распределения суммы доходов между отдельными группами населения. Его величина может варьировать от до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем неравномернее распределяются доходы в обществе) составлял 0,34-0,35 против 0,29 в 1995 году и 0,39 в июне 1996 года. На 40% населения с наиболее высокими доходами приходилось 64-65% всех доходов, на другие 20% (с доходами чуть ниже среднего) - 16-17%, наконец, на 40% бедного населения - 35-36% доходов. В составе последней группы доле 20% самого бедного населения соответствовало лишь 7% доходов. Указанные пропорции практически не изменялись за последний год, что свидетельствует о стабилизации рассматриваемой структуры доходов в Республике Татарстан.
Исследование внутриотраслевых пропорций показывает формирование в Республике Татарстан следующих тенденций. За период с 1992 по 1995 год заметно снизилась доля оплаты по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам (без доплаты и надбавок) в общем фонде оплаты труда работников. В 1995 году она составила в среднем по Республике Татарстан 60%. В промышленности значение этого показателя равнялось 55,4%, сельском и лесном хозяйстве - 76,3-76,4%, в торговле - 72,1%, строительстве - 66,7%, связи - 66,7%, материально-техническом снабжении - 52,0%, на транспорте 48,2%, в отраслях финансово-кредитной сферы - 43,6%, жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере непроизводственного бытового обслуживания - 49,2%. В отраслях, оказывающих комплекс социальных услуг, самый высокий удельный вес тарифной части в области культуры и искусства - 70,1%. Затем следуют образование - 65,2%, наука и научное обслуживание - 56,2%, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 52,3%.
Если рассматривать отдельные отрасли промышленности, то доля тарифной части их базовых сдельных расценок в фонде оплаты труда колеблется от 38,3% в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, до 65,8% в промышленности строительных материалов. В легкой промышленности в 1995 году значение данного показателя составляло 60,5%, в машиностроении и металлообработке - 56%, химической и нефтехимической промышленности - 55,2%, топливной - 52,0%, пищевой 50,3%, электроэнергетике - 49,1%.
Приведенные различия в структуре оплаты труда, разумеется, отражают специфику оплаты труда в указанных отраслях. Так, например, вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы составляют заметную величину в здравоохранении (11,4%), сельском хозяйстве (10,6%), топливной промышленности (7,9%). В свою очередь, значительна доля в фонде оплаты труда премий за счет всех источников (включая вознаграждения по итогам работы за год) в кредитно-финансовой сфере (42,0%), жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере непроизводственного бытового обслуживания населения (32,4%), материально-техническом снабжении (32,3%), на транспорте (25,1%), в электроэнергетике (33,2%), топливной промышленности (30,4%), пищевой промышленности (33,7%).
Структура оплаты труда может быть охарактеризована и как соотношение между использованием различных форм оплаты труда. Задачей является постепенный переход к повременной форме оплаты труда (особенно в промышленности) на основе уточненных повременных тарифов. В международной практике широкое распространение получили повременные системы оплаты труда, основанные на применении почасовых тарифных ставок. В отечественной экономике действуют иные стандарты повременной оплаты труда, базирующиеся на поденной и сменной оплате труда. В связи с этим в условиях последовательной рыночной трансформации возникает потребность в переходе на почасовую временную оплату труда. Однако такой переход в значительной степени должен быть подготовлен соответствующим решением вопросов тесной увязки уровня заработной платы с результатами хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, выплат социального характера на предприятиях, в организациях и учреждениях с динамикой заработной платы, структурной стабилизацией уровней оплаты труда в народном хозяйстве Республики Татарстан. Если почасовую форму повременной оплаты труда будут ускоренно внедрять в хозяйственную практику уже сегодня, то это приведет к увеличению доли временно занятого населения и деформированной структуре почасовых тарифных ставок заработной платы.