Действующий

О программе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан

Программа
адресной социальной защиты населения Республики Татарстан
(с изменениями и дополнениями от 8 июня 1994 г.)
(утверждена Постановлением ВС РТ от 23 марта 1993 г. N 1790-XII)

Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 9 июля 1992 года N 1552-XII "О ходе выполнения постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года "О мерах по социальной защите населения Республики Татарстан". Она является составной частью социально-экономической политики, проводимой Правительством и Верховным Советом Республики Татарстан.

Социальная защита населения Республики Татарстан предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения. Она включает реализацию государственных социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, стипендий и других социальных выплат), сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку предпринимательства, адресную социальную поддержку городского и сельского населения и других социально-демографических групп, проведение эффективной финансово-кредитной, налоговой политики, структурной перестройки экономики, создание рыночных механизмов.

Социально-экономическая ситуация в республике в первом полугодии 1994 года характеризуется продолжающимся спадом объемов производства в промышленности, кризисом неплатежей, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, отставанием темпов роста доходов населения от необходимого уровня.

С начала текущего года наметилась тенденция относительного снижения темпов роста доходов населения.

Средняя заработная плата в декабре 1993 года в Республике Татарстан составила 128,1 тыс. рублей, в апреле 1994 года - 142,7 тыс. рублей (в Российской Федерации соответственно 141,2 тыс. рублей и 171,5 тыс. рублей).

Доход на душу населения в декабре 1993 года составил 81,7 тыс. рублей, в апреле 1994 года - 90,2 тыс. рублей (соответственно в Российской Федерации - 84,0 тыс. рублей и 124,0 тыс. рублей). Уровень жизни, оцениваемый как отношение дохода на душу населения к стоимости прожиточного минимума, в 1993 году имел тенденцию к увеличению, однако в I квартале 1994 года он понизился. Основной причиной снижения уровня жизни населения является недостаточный рост доходов населения.

Доля населения, имеющего доходы не ниже прожиточного минимума, составляет 11,2 процента, выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета - 56 процентов, 4,3 процента населения относится к категории людей с высокими и сверхвысокими доходами.

С начала реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан численность населения, получающего компенсационные выплаты, составляла 57,6 процента, а в марте 1994 года - 5,8 процента.

В связи с тем, что прожиточный минимум определяет минимально допустимый уровень обеспеченности человека и характеризует границу нищеты, он не может быть ориентиром в социально-экономической политике республики, он может быть лишь ограничителем. Назрела необходимость в установлении такого ориентира. Им должен быть показатель минимального потребительского бюджета.

I этап Программы адресной социальной
защиты населения Республики Татарстан.

Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан основывается на следующих принципах активной социальной политики:

принцип повышения жизненного уровня населения Республики Татарстан:

принцип равенства в социальной поддержке городского и сельского населения;

принцип обязательности выполнения работодателем гарантий обеспечения уровня заработной платы работника не ниже минимального потребительского бюджета;

принцип адресности и упреждения оказания помощи жителям, имеющим на нее право;

принцип комплексности помощи, предусматривающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг или льгот);

принцип самостоятельности местных органов власти, предприятий и организаций в оказании социальной помощи населению;

принцип социального реагирования со стороны правительства на изменение уровня жизни населения республики.

Для реализации Программы адресной социальной защиты населения предусматривается:

установление в качестве социальных нормативов, определяющих уровень жизни сельского и городского населения и различных социально-демографических групп, среднего совокупного дохода на члена семьи, включая доходы с натурального хозяйства, величин прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета;

государственная гарантия в обеспечении работающим заработной платы не ниже минимального потребительского бюджета;

государственная гарантия в обеспечении уровня доходов семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет (учащимся общеобразовательных учреждений - до окончания ими обучения и трудоустройства, но не более, чем на срок два месяца после окончания учебных заведений), беременных женщин с 20 недель беременности в соотношении к минимальному потребительскому бюджету, но не ниже прожиточного минимума этих категорий;

государственная гарантия в обеспечении уровня доходов не ниже прожиточного минимума:

- неработающим получателям всех видов пенсий в зависимости от размеров пенсий с учетом надбавок, повышений и компенсаций, установленных действующим законодательством;

- студентам и учащимся, обучающимся с отрывом от производства в общеобразовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования;

- аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях;

- матерям находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, неработающим женщинам, воспитывающим ребенка в возрасте до трех лет (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком);

- неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, осуществляющим воспитание трех и более детей в возрасте до 16 лет (учащимся, не получающим стипендию, - до 18 лет);

- неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, престарелым, нуждающемся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения) или достигшим 80-летнего возраста;