В целях повышения уровня информационной поддержки органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, информационного обслуживания населения и создания на территории республики единого информационного пространства Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить представленные Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 годы (прилагается).
Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в двухнедельный срок представить на утверждение план мероприятий по реализации Основных направлений Программы информатизации Республики Татарстан на 1996-1997 годы.
2. Определить государственным заказчиком Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 годы Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан. В качестве первоочередных задач предусмотреть создание корпоративной информационной системы органов государственной власти и управления Республики Татарстан, Центрального банка данных Республики Татарстан, информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений, развитие телекоммуникационных систем и локальных сетей вычислительной техники.
4. Министерству финансов Республики Татарстан изыскать средства для финансирования мероприятий по реализации программы информатизации Республики Татарстан на 1996 год.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Государственный комитет РТ
по экономике и прогнозированию
Основные направления Программы информатизации Республики
Татарстан на период 1996-2000 гг.
(утверждены постановлением КМ РТ от 16 апреля 1996 г. N 291)
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. подготовлены Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.95 г. N 422 "О координации работ в области информатики, вычислительной техники и связи в Республике Татарстан".
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. рассмотрены и одобрены Координационным советом по региональной информатизации при Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию от 26 января 1996 г.
При подготовке Основных направлений Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. использованы материалы:
1. Концепция информатизации Республики Татарстан (1991 г.).
2. Государственные инновационные программы информатизации Республики Татарстан. Первый этап. (Утверждены Премьер-министром Республики Татарстан, 1992-1993 гг.).
3. Проект Федеральной целевой программы "Информатизация России", (1995 г.).
4. Материалы совещания в Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию по проблемам информатизации Республики Татарстан (июнь, 1995 г.).
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. разработаны в развитие ныне действующих целевых программ и концепций, охватывающих период 1991-1996 гг.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг.
2. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. разработаны во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.95 г. N 422 "О координации работ в области информатики, вычислительной техники и связи в Республике Татарстан" и Плана действий Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.95 г. N 590.
3. ЗАКАЗЧИКИ И РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ
Государственным заказчиком Программы является Кабинет Министров Республики Татарстан в лице Государственного комитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию (далее - Госкомэкономики
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления городов и районов, предприятия, организации и учреждения Республики Татарстан являются заказчиками конкретных проектов информатизации и пользователями информационных ресурсов.
Разработчики проектов информатизации - научно-исследовательские, проектные и другие предприятия и организации независимо от форм собственности, специализирующиеся в области информатики.
4. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ. ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Конечной целью Программы является обеспечение обусловленного целями социально-экономического развития республики уровня информационной поддержки органов государственной власти и управления; предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности; развития науки, техники, образования, культуры, здравоохранения; обслуживания населения с использованием информационных технологий.
Основными составляющими конечной цели являются:
- информационно-аналитическая поддержка процессов государственного управления - создание к 2000 году основных баз данных и сетей вычислительной техники, обеспечивающих принятие адекватных решений органами государственной власти и управления с учетом объективных данных;
- информационно-вычислительное обеспечение экономических и социальных процессов;
- формирование, развитие и удовлетворение информационных потребностей населения;
- формирование инфраструктуры и поддержка условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации в республике.
Основными целевыми показателями Программы являются:
- сокращение сроков подготовки и повышение качества принимаемых управленческими структурами решений;
- сокращение сроков и повышение качества разработки и реализации инновационных проектов;
- повышение наукоемкости производственной сферы и конкурентоспособности промышленной продукции;
- повышение культуры и производительности труда во всех сферах человеческой деятельности;
- обеспечение всеобщего компьютерного образования во всех видах учебных заведений, создание условий для овладения компьютерной грамотностью;
- создание условий, обеспечивающих выполнение законодательства Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" в части компьютерной поддержки функционирования татарского языка как государственного;
- формирование и развитие рынка информационных продуктов и услуг;
- развитие систем телекоммуникаций и связи до уровня, обеспечивающего потребности органов государственной власти и управления, финансовых организаций и важнейших коммерческих структур, составляющих инфраструктуру экономики Республики Татарстан, в устойчивом функционировании систем управления;
- совместимость информационных сетей Республики Татарстан с российскими и международными информационными сетями, обеспечение доступа к международным информационным ресурсам;
- развитие правовой, организационно-методической, инструментальной и технологической базы информатизации.
5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа включает работы по приоритетным направлениям информатизации, выполнение которых влияет в первую очередь на эффективность создания, внедрения и использования современных информационных технологий в различных сферах жизни Республики Татарстан.
Программой предусматривается разработка и реализация проектов информатизации, а также создание и использование информационных ресурсов по следующим направлениям:
- развитие производства технических средств и систем обработки информации;
- развитие региональной индустрии программных средств обработки данных;
- создание и развитие систем телекоммуникаций и связи;
- разработка и развитие новых информационных технологий;
- создание банков данных с организацией доступа к ним территориально-удаленных пользователей;
- развитие региональной инфраструктуры информатизации;
- подготовка и переподготовка пользователей информационных ресурсов;
- разработка правовых и хозяйственных механизмов информатизации;
- кооперация и межрегиональное сотрудничество в области информатизации.
6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с Основными направлениями на первом этапе реализации Программы (1996-1997 гг.) осуществляются:
- разработка технических заданий и системных проектов, проектной документации и внедрение ряда предметно-ориентированных систем в интересах органов законодательной и исполнительной власти республики, городов и районов;
- создание системного проекта и отдельных пилотных компонентов первой очереди территориальной информационной системы республики в интересах широкого круга пользователей;
- уточнение состава информационных ресурсов и их формирование;
- переход на единую систему ведения республиканских кадастров, регистров и реестров;
- формирование нормативно-технической базы информатизации.
На втором этапе (1998-2000 гг.) производится разработка и внедрение в деятельность органов государственной власти и управления республики, городов и районов информационной системы в полном объеме и осуществление мероприятий, способствующих дальнейшему развитию информатизации в республике.
7. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА 1996-1997 ГОДЫ
Основными проектами и программными мероприятиями на 1996-1997 годы являются:
7.1. Разработка и внедрение информационных технологий в соответствии с целевыми инновационными программами, ранее утвержденными органами государственной власти и управления Республики Татарстан:
- "Телекоммуникационные системы и средства связи";
- "Информатизация здравоохранения";
- "Внедрение информационных технологий в работе правоохранительных
- "Информатизация органов государственной власти и управления";
- "Информатизация образования и науки";
- "Компьютерное обеспечение функционирования татарского языка как государственного".
7.2. Разработка системного проекта и отдельных пилотных компонентов территориальной информационной системы Республики Татарстан, включающей в себя:
- интегрированный Центральный банк данных (ЦБД) Республики Татарстан на основе архитектуры "клиент-сервер";
- корпоративную информационную систему органов государственной власти и управления Республики Татарстан;
- локальные вычислительные центры аппаратов Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Госкомэкономики Республики Татарстан, Государственного комитета по статистике, Государственного комитета Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом и других органов государственной власти и управления республики;
- подсистему ведения единого Государственного Реестра предприятий и организаций всех форм собственности на территории республики;
- подсистему ведения реестра налогоплательщиков на территории республики;
- подсистему ведения регионального кадастра недвижимости;
- подсистему ведения регионального кадастра природных ресурсов;
- информационно-справочную систему ведения паспортов Республики Татарстан, городов и районов республики для обеспечения органов государственной власти и управления оперативной и достоверной информацией о социально-экономическом положении в городах и районах республики;
- информационно-аналитическую систему для проведения сравнительного анализа различных показателей, характеризующих социально-экономическое положение в городах и районах республики, выявления тенденций и закономерностей, приоритетных проблем, информационного обеспечения процессов принятия решений;
- геоинформационную систему мониторинга территории республики, городов и районов для обеспечения органов государственной власти и управления республики оперативной и достоверной информацией о состоянии земельных, природных, сырьевых, энергетических, людских, продовольственных, производственных, и финансовых ресурсов;
- автоматизированную информационно-управляющую систему для Госкомитета Республики Татарстан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих комиссий администраций городов и районов республики;
- информационную систему учета, контроля движения и эффективности использования республиканского и коммунального имущества и собственности;
- информационную систему формирования и контроля исполнения республиканского и местных бюджетов Республики Татарстан;
- информационную систему анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики Республики Татарстан;
- информационную систему наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг.
7.3. Создание и развитие инфраструктуры информатизации на республиканском, городском и районном уровнях.
7.4. Формирование и реализация первоочередных мероприятий научнотехнической, финансово-экономической политики и правового обеспечения процессов информатизации.
8. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
До 2000 года предусмотрено создание единого информационного пространства республики, формирование на основе Центрального банка данных Республики Татарстан комплекса подсистем ведения региональных и территориальных кадастров, регистров, реестров, разработка и реализация около 40 проектов информатизации социальной сферы, органов управления и реализации экономических реформ, городов и районов республики.
В результате реализации Программы должны быть обеспечены:
- техническая и математическая база информатизации органов государственного управления, субъектов экономики Республики Татарстан;
- повышение обоснованности решений, принимаемых органами государственного управления, исполнительной власти, производственной и социальной сферы;
- формирование рынка информационных продуктов и услуг для юридических лиц и населения республики;
- совместимость с международными информационными сетями и доступ к мировым информационным ресурсам;
- формирование нормативно-правовой, организационно-методической, инструментальной и технологической базы информатизации.
9. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
За счет республиканского бюджета должна полностью финансироваться только информатизация деятельности государственных органов, частично информатизация социальной сферы, региональная информатизация, создание и развитие новых информационных технологий и современной информационной инфраструктуры.
К реализации проектов двойного (государственного и коммерческого) использования наряду с бюджетными источниками привлекаются средства субъектов экономики Республики Татарстан, а также средства внебюджетных фондов и федеральные источники.