Действующий

О Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства

Оплата жилья и коммунальных услуг

Особенностью реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования, переход от повышения тарифов для устранения разрыва в динамике цен с другими отраслями экономики в результате инфляции к экономически обоснованным тарифам. Необходимо введение дифференцированной оплаты за найм жилья и коммунальные услуги в зависимости от комфортности жилья, объема и качества предоставляемых услуг (с учетом семейного потребления).

Реализация антизатратного механизма обеспечивается следующими основными мероприятиями:

повсеместным внедрением домовых и поквартирных узлов и приборов регулирования и контроля расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, а также газа:

согласование тарифов при заключении договоров между Службой "Заказчика" и подрядчиком на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу субъекта хозяйствования (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу сравнительно с аналогичными структурами, структура затрат в процентах ремонтно-эксплуатационные издержки,

Оплата жилья должна включать затраты на содержание и ремонт жилого дома (включая капитальный ремонт мест общего пользования). Очень важно создать механизм государственной защиты жилья, принадлежащего гражданам на праве частной собственности, от ветхости или форс-мажорных обстоятельств.

Плата за найм, которая является доходом собственника коммунального жилья, в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая ставка платы за найм должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда.

Среди других мер, направленных на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо выделить следующие:

для определения соответствующих условиям конкретного населенного пункта ставок оплаты может использоваться наиболее характерный для этого населенного пункта тип дома, принятый за базисный;

на республиканском уровне должны быть подготовлены нормативнометодические положения, устанавливающие принципы дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг;

собственники, имеющие более одного жилья на семью должны оплачивать издержки содержания всех жилищ и предоставляемые коммунальные услуги в полном размере;

разработать механизм добровольной предварительной оплаты населением жилья и коммунальных услуг, предусмотрев стимулирующие условия для такой оплаты;

оповещение граждан о реальной стоимости издержек по содержанию их жилища и предоставлению коммунальных услуг, в той доле, которую покрывает население в тот или иной период времени переходного периода.

С целью отработки механизма взаимодействия собственника жилья, нанимателей и обслуживающего органа уже сейчас в республике введена специализированная система финансовых расчетов в виде жетонов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Это, в частности, предполагает:

разработку и внедрение механизма приемки жетонов от населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в счет уплаты коммунальных услуг и погашения задолженности по налоговым платежам в республиканский бюджет Республики Татарстан;

осуществление порядка взаимных расчетов предприятий жилищно-коммунального хозяйства и предприятий, обеспечивающих тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и канализацию путем зачета налоговых платежей в республиканский бюджет Республики Татарстан с применением неденежной формы расчетов;

организации имеющие в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд, обязаны компенсировать затраты связанные с предоставлением жетонов всем имеющим право гражданам, проживающим в указанном фонде, за счет собственных средств.

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении:

включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций (необоснованные административные издержки, сверхнормативных потерь в сетях, издержки, связанные с использованием неэффективных технологий и пр);

необоснованного снижения, предусмотренного договорами качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей.

Необходимо пересмотреть политику в отношении льгот по оплате должен быть четко указан источник ее финансирования.

С целью защиты законопослушных (в части оплаты за жилье и коммунальные услуги) граждан разработать механизм применения санкций к неплательщикам, применяя в том числе методы переселения в жилье пониженной комфортности.