В целях создания новых форм хозяйствования, перехода к многоукладной рыночной экономике, развития конкуренции товаропроизводителей, стимулирования предпринимательской деятельности, повышения эффективности агропромышленного комплекса республики и жизненного уровня тружеников села ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке преобразования колхозов, совхозов и особенностях приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан.
2. Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом с учетом мнения Кабинета министров Республики Татарстан, обеспечить, начиная с 1 мая 1993 года, направление и использование 90 процентов средств, полученных от приватизации государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса республики на развитие преобразованных предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом образовать специализированный инвестиционный фонд агропромышленного комплекса.
4. Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом при приватизации государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса, а также промышленных предприятий и добывающих отраслей обеспечить приоритетное право специализированному фонду агропромышленного комплекса на приобретение до 15 процентов их уставного капитала, в целях обеспечения возможности участия жителей села в процессе приватизации в Республике Татарстан.
5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.
Президент Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ
Утверждено
Указом Президента
Республики Татарстан
от 10 мая 1993 г. N УП-244
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ
И ОСОБЕННОСТЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)", "О собственности в Республике Татарстан", "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельным кодексом Республики Татарстан и регулирует порядок преобразования колхозов, совхозов и особенности приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса с целью создания различных форм собственности и хозяйствования, условий для перехода к многоукладной рыночной экономике, развития конкуренции товаропроизводителей, стимулирования предпринимательской деятельности, повышения эффективности производства агропромышленного комплекса республики и жизненного уровня работников сельского хозяйства. Процесс преобразования и приватизации в агропромышленном комплексе осуществляется с соблюдением следующих принципов: добровольность и свобода граждан в выборе форм хозяйствования, учет интересов работников предприятия, социальная справедливость, соблюдение интересов государства и потребителей, гласность, объективная оценка стоимости приватизируемого имущества, сочетание безвозмездной и возмездной передачи средств производства, сохранение и повышение плодородия земли, увеличение производства продукции и доходов товаропроизводителей.
I. О ПРЕОБРАЗОВАНИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
1. Колхозы и совхозы с учетом мнения членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть преобразованы в:
товарищества; акционерные общества;
коллективные предприятия: сельскохозяйственные производственные кооперативы;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
объединения (ассоциации) крестьянских хозяйств и кооперативов.
Обязательными условиями преобразования колхозов и совхозов на основе коллективных форм хозяйствования являются:
превращение общехозяйственной собственности на средства производства в коллективно-долевую; выделение каждой семье своей доли земли в общем землевладении хозяйства; введение нового порядка распределения доходов (по труду) и по имущественным паям (дивиденды);
предоставление им полной самостоятельности производственной, предпринимательской и управленческой деятельности.
Главной целью деятельности всех субъектов рыночной экономики агропромышленного комплекса Республики Татарстан является получение наибольшего дохода на основе роста и повышения эффективности производства, всемерного развития форм предпринимательской деятельности. Для преобразования колхозов и совхозов создаются внутрихозяйственные комиссии. Для координации работ по преобразованию хозяйств создаются районные комиссии. Порядок формирования и работы этих комиссий определяется Положением, разработанным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и утвержденным Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. При принятии собраниями трудовых коллективов колхозов и совхозов решений об их преобразовании в сельхозкооперативы, акционерные общества и другие коллективные формы хозяйствования производится их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством, с обязательным определением каждому члену коллектива имущественного пая и земельной доли.
2. При определении земельной доли учитываются сельскохозяйственные угодья в границах колхозов и совхозов, за исключением земельных участков:
переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда; занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель;
используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур;
переданных данному хозяйству в аренду. Размер индивидуальной земельной доли устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. Решение об определении земельных долей хозяйствам принимает районный Совет народных депутатов по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам в соответствии с действующим земельным законодательством Республики Татарстан.
3. В списки лиц, имеющих право на земельную долю, включаются: члены колхозов и работники совхозов; пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях этих хозяйств); временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и другие лица), имеющие право вернуться на прежнее место работы; лица, уволенные из этого хозяйства по сокращению численности, штата работников после 1 января 1992 года. В последующие годы (через 5-7 лет) в связи с изменением общей численности проживающих на территории хозяйства населения, численности отдельных семей, размеры земельных долей отдельных членов и семей, владеющих этими долями могут пересматриваться. С этой же целью при первичном распределении земли, находящейся во владении хозяйства, на земельные доли следует предусмотреть определенный резерв нераспределенной площади.
4. Определение размера индивидуальных имущественных паев осуществляется на основании оценки стоимости имущества реорганизуемых колхозов и совхозов в соответствии с методикой, утверждаемой Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом совхозов и колхозов в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей. При определении паевого Фонда из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной инфраструктуры, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый порядок приватизации (жилищный фонд хозяйств, объекты образования, здравоохранения и других), а также стоимость неделимого фонда, куда зачисляется в первую очередь стоимость основных фондов, созданных за счет непогашенных долгосрочных кредитов и прямого бюджетного финансирования. На переходный период неделимый фонд рекомендуется установить в размере от 25 до 50 процентов от стоимости основных средств производства. Государственная доля акций, включающая стоимость основных производственных фондов, созданных за счет централизованных вложений в последние 15 лет, устанавливается по данным бухгалтерского учета за вычетом отчислений хозяйств в централизованный фонд. Государственная доля акций распространяется по закрытой подписке в течение месяца с момента принятия решения о реорганизации среди акционеров (пайщиков) указанных хозяйств и образованных при их реорганизации крестьянских (фермерских) хозяйств с представлением рассрочки для выкупа до 3 лет, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Участники подписки имеют право внести приватизационными чеками и именными приватизационными вкладами до 100% своего платежа. На имущественные паи имеют право: члены трудовых коллективов; пенсионеры хозяйства. Трудовой коллектив может принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, а также лиц, временно отсутствующих или уволенных из хозяйства по сокращению численности, штата работников после 1 января 1992 года.
5. Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса во вновь создаваемые товарищества, акционерные общества или сельскохозяйственные кооперативы и другие хозяйственные формирования по производству продукции сельского хозяйства. При выделении работникам имущественных паев в натуре средства производства по видам распределяются между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализации производства, целесообразности сохранения целостности отдельных участков, технологических процессов и других условий.
6. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов, созданные и содержащиеся за счет средств этих хозяйств, по желанию трудовых коллективов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению. При этом они переходят в коммунальную собственность. Передача этих объектов осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
7. При преобразовании колхозов и совхозов в новые коллективные формы ведения производства (сельхозкооперативы, акционерные общества, ассоциации, товарищества и т.п.) одновременно реорганизуется механизм внутрипроизводственного хозяйствования путем создания экономически самостоятельных, работающих на принципах коммерческого расчета внутрихозяйственных кооперативов, арендных коллективов, широкого использования семейного арендного подряда, расширения на интегрированной основе производства в личных подсобных хозяйствах, создания малых предприятий.
8. Специализированные совхозы, созданные за счет государственных средств не реорганизуются, а приватизируются на общих основаниях (приложение N 1), начиная с 1994 года в соответствии с "Государственной программой приватизации государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года".
II. ПРИВАТИЗАЦИЯ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Государственные сельскохозяйственные предприятия, животноводческие комплексы, тепличные, овощеводческие, птицеводческие, звероводческие и другие специализированные хозяйства, указанные в приложении N 1, преобразуются в акционерные общества и другие коллективные предприятия или товарищества в порядке и на условиях, определяемых Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)", с условием сохранения неразрывности технологических процессов производства. Приватизация имущества осуществляется в формах: выкупа арендованного имущества предприятия членами трудового коллектива; приобретения гражданами или созданными ими юридическими лицами принадлежащих государству акций (долей) в акционерных сельскохозяйственных обществах или товариществах; продажи имущества предприятия по конкурсу или на аукционе; безвозмездной передачи имущества предприятия членам трудового коллектива с учетом льгот, предусмотренных законодательством. Часть акций приватизируемого предприятия может распространяться среди промышленных предприятий, других организаций, использующих финансовые и материальные ресурсы для организации совместного производства сельскохозяйственной продукции. Порядок и условия реализации акций (долей), принадлежащих государству, определяет Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом.
Приватизация перечисленных выше крупных государственных производственных формирований и прежде всего птицефабрик, комплексов, тепличных и других хозяйств осуществляется с сохранением специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, с тем чтобы не нарушать их целостность для нормального и эффективного функционирования. Приватизация отдельных структурных подразделений государственного сельскохозяйственного предприятия допускается с согласия членов трудового коллектива и продавца при условии соблюдения принципа разделения имущества и земли на доли (паи).
2. Разгосударствление и приватизация государственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анодромных видов рыб осуществляется в порядке и сроки, установленные Государственной программой приватизации государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан на 1992 год и перспективу до 1995 года.
3. Оценка стоимости объекта производится комиссией по приватизации на основе нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. Базой для оценки стоимости приватизируемого имущества является его остаточная стоимость. Базой для оценки стоимости объектов, имеющих биологическое происхождение, является их балансовая стоимость. Условия и порядок выкупа имущества определяются планом приватизации предприятия в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Распределение имущества, подлежавшего выкупу, расчет образования долевого фонда, наделение земельными участками и зачисление на приватизационные личные счета доли (пая) работникам производится в соответствии с методикой, разработанной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и утвержденной Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. Конкретный порядок образования базовой и приростной частей долевого фонда, условия распределения этого фонда, его использование, определение части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, решение о размере дивидендов по результатам работы за каждый год, размеры и сроки материально-вещественного и денежного изъятия принадлежащих отдельному совладельцу паев и дивидендов принимает общее собрание (собрание уполномоченных) совладельцев в соответствии с Уставом этих предприятий. При выходе из коллективного предприятия с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства член трудового коллектива в соответствии с Законом Республики Татарстан "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вправе в счет своей доли (пая) получить средства производства или другое имущество в натуральной или денежной форме.
4. При приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий договором между Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом (по объектам республиканской собственности) или местным Советом народных депутатов (по объектам коммунальной собственности) новым владельцем должны предусматриваться на взаимовыгодной основе на период не менее трех лет обязательства по сохранению номенклатуры производимой сельскохозяйственной продукции, объемов ее производства и заготовки.
5. Подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, учреждений и организаций, имеющие статус юридического лица, по решению трудового коллектива осуществляют приватизацию имущества в формах: коллективно-долевое предприятие; ассоциация отраслевых кооперативов; акционерные общества; другие формы хозяйствования с сохранением взаимных обязательств по поставкам сельскохозяйственной продукции, организации материально-технического снабжения, капитального строительства и ремонта. При этом учитывается согласие или несогласие трудового коллектива предприятия (учреждения, организации), в состав которого входит подсобное хозяйство. При преобразовании осуществляется выделение имущественных долей трудовых коллективов подсобного хозяйства и промышленного предприятия (учреждения, организации) пропорционально их вкладам в имущество подсобного хозяйства. Подсобное сельское хозяйство, не имеющее статуса юридического лица, может приватизироваться как составная часть промышленного предприятия в соответствии с действующим законодательством о приватизации. При этом закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельскохозяйственные угодья передаются создаваемому хозяйству в постоянное пользование или аренду без изменения целевого назначения использования земли. С согласия трудового коллектива предприятия указанное подсобное хозяйство может выделиться из состава предприятия как самостоятельное юридическое лицо и приватизироваться в соответствии с настоящим Положением. Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом вправе принять решение о безвозмездной передаче трудовым коллективам подсобного хозяйства их имущества или ее части.
6. Мелиорируемые земли, созданные за счет бюджетных средств, производственные мелиоративные фонды хозяйств, находящиеся в зоне государственных мелиоративных систем, могут переходить в общую собственность без нарушения технологической схемы их эксплуатации. При этом стоимость производственных мелиоративных фондов учитывается при формировании паевого фонда пропорционально источникам их образования.
7. В период преобразования колхозов и совхозов, приватизации других государственных сельскохозяйственных предприятий, объединений администрация (правление) несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально-ответственные лица хозяйства, предприятия - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.
8. Государственные учреждения, организации и предприятия, выполняющие специфические функции по обслуживанию всего агропромышленного комплекса или по выпуску продукции, имеющей в народном хозяйстве Татарстана особое значение (учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, опытно-селекционные станции, ботанические сады, заповедники, предприятия ликеро-водочной и табачной промышленности и другие), приватизации на данном этапе не подлежат. Изменение их правового статуса будет осуществлено в соответствии с особыми решениями по этому вопросу.
III. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Основной целью приватизации предприятий пищевой, перерабатывающей и обслуживающей отраслей является преодоление государственного монополизма, создание конкурирующих между собой субъектов, функционирующих с учетом интересов сельских товаропроизводителей и повышения эффективности их деятельности. Основным направлением разгосударствления предприятий и организаций этой сферы является создание акционерных обществ, товариществ и ассоциаций.
1. Приватизация имущества указанных предприятий по желанию трудовых коллективов осуществляется в следующих формах: приобретение акций акционерных обществ трудовыми коллективами и сельскими товаропроизводителями; выкуп арендованного имущества; продажа предприятий на коммерческом конкурсе и аукционе.
2. При определении конкретного способа приватизации необходимо учитывать: отраслевую специфику предприятий; целесообразность сохранения профиля предприятия; монопольное положение предприятий в сфере их деятельности; мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия; интересы производителей сельхозпродукции. При этом одной из главных задач приватизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности остается глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и повышение качества обслуживания сельских товаропроизводителей. Поэтому на первом этапе акционирования этих предприятий до 51 процента имущества остается у государства, а остальные распределяются между членами трудового коллектива и сельскими товаропроизводителями. Доля товаропроизводителей, входящих в сферу обслуживания данного предприятия, может быть до 50 процентов от общего числа акций, отчуждаемых государством коллективу предприятия в процессе приватизации. Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом осуществляет продажу этих акций сельскохозяйственным товаропроизводителям по закрытой подписке. Товаропроизводителям предоставляется право выкупа акций указанных предприятий по номинальной стоимости с рассрочкой платежей до 3 лет с внесением первоначального взноса не менее 40 процентов. Сельским товаропроизводителям акции выделяются пропорционально объему поставляемого сырья приватизируемому предприятию по переработке продукции и оказанию услуг. Нераспространенные в указанный срок по закрытой подписке акции продаются в порядке, устанавливаемым Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом.
3. Приватизация указанных предприятий, сданных в аренду, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
4. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером производства, осуществляющих заготовку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, приватизируемых в соответствии с настоящим Положением, в период массового поступления сырья и соответствующего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка очередных платежей за объекты приватизации до окончания расчетов за реализацию продукции.
IV. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫХ (КООПЕРАТИВНО- ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
1. Государственно-кооперативные (кооперативно- государственные) и межхозяйственные предприятия и организации агропромышленного комплекса, созданные путем объединения имущества колхозов, совхозов, межколхозных, государственных и других организаций, преобразуются и приватизируются с учетом их особенностей и интересов хозяйств-пайщиков.
2. Для проведения преобразования и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) и межхозяйственных предприятий и организаций необходимо определить долю каждого пайщика в составе имущества.
3. Для оценки имущества и определения имущественной доли по решению Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом создается комиссия по приватизации. В состав комиссии на паритетных началах входят уполномоченные представители хозяйств-пайщиков, Государственного Комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, финансовых и сельскохозяйственных органов, представители местных Советов народных депутатов, трудового коллектива.
4. Долевое участие хозяйств-пайщиков определяется по имеющимся документам, отчетным данным, уточняется выверкой долей каждого из них и оформляется актами сверки, подписанными комиссией и окончательно утверждается Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. Доля имущества пайщика, относительно которой комиссия не получила документального подтверждения права на нее, признается государственной или коллективной.
5. Вклад трудового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) и межхозяйственного предприятия в его имуществе складывается из: личных взносов (паев) его работников; стоимости имущества, приобретенного за счет фонда потребления, если такое предусмотрено учредительными документами; стоимости имущества, созданного за счет фонда расширения производства, образованного из собственной прибыли; стоимости имущества, безвозмездно переданного коллективу по решению владельцев пая. Хозяйства-пайщики безвозмездно передают трудовым коллективам вышеуказанных предприятий часть акций. При этом общая стоимость имущественной и земельной доли (пая), приходящаяся на работника межхозяйственного предприятия, не должна превышать соответствующих показателей в среднем по хозяйствам-учредителям.
6. Государственная доля в составе имущества этих предприятий определяется исходя из наличия ее по балансу на момент объединения средств межхозяйственных и государственных организаций и предприятий, с учетом пропорционального прироста основных производственных фондов и оборотных средств за счет прибыли (дохода) за последующий период работы и выделенных бюджетных ассигнований. Величина государственной доли в имуществе государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) и межхозяйственных предприятий подтверждается комиссией и утверждается Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом.
7. Безвозмездная передача имущества хозяйствами-пайщиками коллективу этих предприятий подтверждается комиссией и утверждается Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом.