КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 1996 года N 345
Об утверждении Положения об основах хозяйственной
деятельности и финансирования организаций культуры
и искусства в Республике Татарстан
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 мая 2023 года N 628
____________________________________________________________________
В целях совершенствования системы хозяйствования в организациях культуры и искусства Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства в Республике Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 27.04.96 г. N 345
Положение
об основах хозяйственной деятельности и финансирования
организаций культуры и искусства в Республике Татарстан
1. Настоящее Положение определяет основы хозяйственной деятельности и финансирования некоммерческих организаций культуры и искусства (далее именуются - организации культуры):
профессиональных театров (драматических, оперных, балетных, кукол и других), филармоний, цирков, самостоятельных творческих исполнительских коллективов, концертных залов, творческих центров и других организаций исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
библиотек, музеев, депозитариев произведений культуры и искусства, выставочных залов и картинных галерей, парков культуры и отдыха, зоопарков, учреждений клубного типа (домов и дворцов культуры, клубов, социально-культурных и других специализированных и многофункциональных комплексов и объединений), центров культуры и искусства, научнометодических центров народного творчества и других организаций, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер;
иных организаций, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
2. Настоящее Положение распространяется на организации культуры, право собственника которых осуществляют органы государственной власти и управления Республики Татарстан.
Для организаций культуры, право собственника которых осуществляют органы местного самоуправления, настоящее Положение носит рекомендательный характер.
3. Под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления.
4. Организация культуры создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5. Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителем в порядке, установленном трудовым законодательством.
Руководитель организации культуры без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, в пределах своей компетенции распоряжается имуществом организации, заключает договоры, в т.ч. трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами в пределах имеющихся средств на оплату труда, утверждает структуру, штатное расписание и устанавливает в порядке, предусмотренном законодательством, должностные оклады, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации, несет персональную ответственность за результаты деятельности организации.
6. Организация культуры является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках и других кредитных учреждениях, печать установленного образца, а также иные необходимые для осуществления ее деятельности печати и штампы, собственную символику.
В соответствии с действующим законодательством организация культуры может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, в установленном порядке несет ответственность по своим обязательствам.
7. Деятельность организации культуры осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, актами республиканских и местных органов государственного управления, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в соответствующей отрасли, настоящим Положением и уставом (положением) организации культуры.
8. Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организации культуры.
Помимо основной деятельности, организация культуры может осуществлять иную, не противоречащую действующему на территории Республики Татарстан законодательству, деятельность, предусмотренную ее уставом (положением), в том числе предпринимательскую.
9. В соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством организация культуры может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры.
Учредитель либо орган, зарегистрировавший организацию культуры, имеет право в установленном законодательством Республики Татарстан порядке приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной.
Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на реализацию задач уставной деятельности, а также на развитие и совершенствование организации культуры.
10. Организация культуры самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, определяемых действующим на территории Республики Татарстан законодательством и своим уставом (положением).
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организации культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой или иной нетерпимости, порнографии.
11. В целях обеспечения уставной деятельности организация культуры обладает имуществом:
закрепленным учредителем в установленном порядке;
приобретаемым за счет имеющихся у организации культуры финансовых средств, в т.ч. за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом (положением) деятельности;
получаемым в форме дарения, пожертвования юридических и физических лиц, а также по завещанию, договору или на иных основаниях.
12. Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней в установленном порядке на праве оперативного управления.
Закрепление за организацией культуры зданий и сооружений, отнесенных в установленном порядке к памятникам истории и культуры, а также природных комплексов и объектов производится специально уполномоченными государственными органами на основе акта приема-передачи и охранного обязательства, заключаемого организацией с указанными государственными органами, исключительно на праве оперативного управления.
13. Организация культуры самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом (положением) деятельности, в соответствии с законодательством и в целях, определенных уставом (положением).
14. Имущество организации культуры, переданное ей в форме дара, пожертвования или по завещанию, приобретенное ею за счет средств, выделенных ей по смете, а также по договору или на иных основаниях, поступает в оперативное управление организации культуры.
15. Музейные, архивные и библиотечные фонды организации культуры, являющиеся частью общероссийских музейных, архивных, библиотечных фондов и представляющие собой предметы особого режима хранения, закрепляются за организацией культуры собственником исключительно на праве оперативного управления.
Предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, включаются в состав музейных и библиотечных фондов в установленном порядке независимо от источников их приобретения.
Пределы оперативного управления указанными фондами устанавливаются регламентирующими документами уполномоченного органа.
16. Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении организации культуры, осуществляют Государственный комитет Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом, а также соответствующие органы государственного управления, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности организации культуры.
Организация культуры обязана обеспечить сохранность закрепленного за ней имущества и эффективное использование его по назначению в соответствии с целями, определенными уставом (положением).
17. Земельный участок, занимаемый организацией культуры, предоставляется в пользование организации культуры на весь период ее существования в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
18. Организация культуры отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.
19. Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
доходов от платных форм культурной деятельности;
платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
кредитов банков и иных кредитных учреждений;
других доходов и поступлений в соответствии с действующим законодательством.
20. Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов формирования сметы доходов и расходов.
21. Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:
оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;
содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;
содержание животных в зоопарках и цирках;
комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;
материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;
проведение капитального ремонта;
реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;
другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.
Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организаций культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.
22. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.
23. Финансирование организации культуры и корректировка размера бюджетных ассигнований осуществляются в соответствии с законодательством Республики Татарстан, а на реставрацию памятников истории и культуры республиканской собственности, собственности Российской Федерации или совместной собственности финансирование осуществляется и из федерального бюджета.
24. Поступающие из различных источников средства, в том числе доходы организации культуры от предусмотренной уставом (положением) деятельности, за исключением средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности, ассигнований на капитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием, а также добровольных пожертвований, имеющих целевое назначение, включаются в общий доход организации культуры и образуют ее единый фонд финансовых средств.
25. Из средств общего дохода организация культуры осуществляет возмещение материальных затрат, расчеты по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы.
Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития организации культуры.
26. Отчисления в фонд творческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально (ежемесячно) и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельности организации культуры.
В фонд творческо-производственного и социального развития направляются также:
бюджетные ассигнования, выделяемые на капитальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;
средства, полученные от реализации в установленном порядке излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей;
целевые взносы физических и юридических лиц.
Средства фонда творческо-производственного и социального развития расходуются на творческое, производственное и социальное развитие организации культуры и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видов денежных вознаграждений.
Положение о фонде творческо-производственного и социального развития разрабатывается и утверждается организацией культуры самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и в порядке, предусмотренном уставом (положением) организации культуры.
27. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у организации культуры или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.
28. Учредитель ежегодно в установленном порядке доводит до организации культуры данные о размерах ассигнований и лимитах централизованных капитальных вложений, выделяемых за счет средств Республики Татарстан и федерального бюджета.
29. Организация культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности.
30. План включает в себя:
мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;
объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;
объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением).
В плане могут предусматриваться единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).
Заказ оформляется посредством договора, в котором определяются объем, структура и сроки выполнения мероприятий, порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.
31. План утверждается руководителем организации культуры в месячный срок со дня принятия федерального или республиканского бюджета и подлежит уточнению в установленном порядке.
32. Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов и расходов организации культуры.
Планирование предпринимательской деятельности организации культуры и учет средств, полученных от ее осуществления, ведутся обособленно.
33. Организация культуры самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.
При проведении платных мероприятий организация культуры в соответствии с действующим законодательством устанавливает льготы на их посещение для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих срочной службы.