Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других сделок с землей (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 21.03.96 г. N 221
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурсов и аукционов по продаже
земельных участков и других операций с землей
Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан "О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан".
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение определяет порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
1.2. При наличии покупателей, имеющих предусмотренное законодатель ством преимущественное право покупки земельного участка, проводится закрытый конкурс или аукцион, в остальных случаях продавец продает земельный участок самостоятельно либо на открытом конкурсе или аукционе.
1.3. С аукциона продаются земельные участки, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к земельному участку, кроме соблюдения целевого назначения земель. Право приобретения земельного участка передается покупателю, предложившему максимальную цену.
1.4. По конкурсу продаются земельные участки, когда от покупателя, кроме соблюдения целевого назначения земель, требуется выполнение определенных условий по отношению к земельному участку. Право приобретения земельного участка передается покупателю, который по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложил лучшие условия, а при наличии нескольких претендентов с равными условиями - максимальную цену.
1.5. Совершение разрешенных законодательством сделок с земельными участками (кроме перехода по наследству) возможно при отсутствии земельных споров по участку и иных установленных законодательством причин, препятствующих их совершению.
1.6. При продаже и других разрешенных законодательством сделках с земельными участками изменение целевого назначения земель, как правило, не допускается. Изменение целевого назначения земель может производиться по решению местной администрации, а при продаже и других сделках с земельными участками, используемых в сельскохозяйственном производстве - на основании разрешения Кабинета Министров Республики Татарстан.
1.7. Сделки, оформленные договором, подлежат нотариальному удосто верению и регистрации районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе. Регистрация производится после уплаты установленных законодательством налогов и пошлин, а также регистрационного сбора. К договору прилагается план земельного участка, соответствующий установленным требованиям.
1.8. При продаже земельных участков с аукциона или по конкурсу про давец и покупатель могут действовать через своих представителей в соответствии с действующим законодательством. Для проведения аукционов, совершения сделок по купле-продаже и других операций с землей при районных (городских) комитетах по земельным ресурсам и земельной реформе создаются специальные риэлтерские фирмы (бюро, агентства), осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. По поручению администраций городов и районов аукционы по продаже земельных участков могут также проводиться юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на право осуществления риэлтерской деятельности.
1.9. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их, в течение десяти дней с момента подписания протокола о результатах торгов.
При заключении договора с лицами, выигравшими торги, сумма внесен ного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
1.10. Аукцион или конкурс, в котором участвовал только один участ ник, признается несостоявшимся.
1.11. Споры о признании недействительными результатов конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей рассматриваются в судебном порядке.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
2.1. С аукциона могут продаваться земельные участки, находящиеся в государственной, в том числе коммунальной собственности, а также земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, если их продажа не запрещена действующим законодательством.
2.2. Продавцами земельных участков могут быть граждане или юриди ческие лица, имеющие в установленном порядке документы, подтверждающие право собственности на землю.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной, в том числе коммунальной собственности, а также прав их аренды осуществляется на основании постановления органов государственной власти и управления. При продаже этих земельных участков по конкурсу или на аукционе решения органов государственной власти и управления о его продаже покупателю не требуется. Принимается только решение о выставлении земельных участков на конкурс или аукцион.
2.3. При продаже земельных участков из фонда перераспределения зе мель целевое назначение участка определяется до аукциона в установленном порядке.
2.4. На основе полученных от продавца данных организатор аукциона составляет информационное сообщение о земельном участке, предлагаемом для продажи, и организует его публикацию в местной печати, специальных информационных бюллетенях не позднее чем за тридцать дней до объявленной даты проведения аукциона.
Информационное сообщение должно включать:
- план расположения земельного участка, его адрес или местоположе-
ние, площадь и правовой режим земель;
- форму и порядок проводимого аукциона, дату, время и место его
проведения;
- начальную цену, форму и условия платежа;
- состав представляемых покупателем документов, прилагаемых к заяв-
ке на участие в аукционе;
- порядок предварительного ознакомления участников аукциона с зе-
мельным участком в натуре;
- окончательный срок приема заявок;
- размер, сроки и порядок внесения задатка, а также расчетный счет
организатора аукциона;
- порядок определения лица, выигравшего торги.
2.5. При регистрации в качестве участников аукциона покупатели вносят задаток.
2.6. С момента опубликования информационного сообщения всем юриди ческим и физическим лицам за плату, устанавливаемую организатором аукциона, предоставляется возможность ознакомления с продаваемым земельным участком.
2.7. Для участия в аукционе покупатель представляет организатору заявку на участие в аукционе и копию платежного документа, подтверждающего внесение задатка на расчетный счет организатора аукциона. После получения необходимых документов от покупателя организатор аукциона направляет ему письменное уведомление об участии в аукционе с указанием даты регистрации заявки.
2.8. Начальная цена продаваемого с аукциона земельного участка, находящегося в государственной собственности, устанавливается местной администрацией на основании сведений о предложениях к приобретению в данной местности иных земельных участков сопоставимого качества и аналогичного целевого назначения и не может быть ниже: для земельных участков несельскохозяйственного назначения - 25 процентов, сельскохозяйственных угодий - 10 процентов от их нормативной цены, определенной кадастровой оценкой земли".
2.9. Аукцион начинается с объявления характеристики продаваемого земельного участка, его начальной цены, а также шага торгов.
В процессе торгов аукционист называет цену, а покупатели сигнализи руют о готовности купить данный участок по названной цене.
Торги по конкретному земельному участку завершаются, когда после троекратного объявления очередной цены только один из покупателей сигнализирует о готовности купить данный участок по названной цене. По завершении торгов аукционист объявляет о продаже земельного участка, называет цену, по которой он продан, и победителя аукциона.
Победитель аукциона и организатор торгов подписывают протокол о ре зультатах аукциона, имеющий силу договора, в двух экземплярах в течение дня проведения торгов. В протоколе указываются сведения о продавце и покупателе, местонахождении и характеристиках участка, окончательная цена, а также обязательства сторон до подписания договора куплипродажи (купчей). Один экземпляр протокола выдается покупателю и является документом, удостоверяющем право покупателя на подписание купчей.
Если победитель аукциона в течение дня проведения торгов не подпи сал протокол о его результатах, внесенный задаток ему не возвращается, результаты аукциона аннулируются.
Организатор аукциона, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в аукционе, в части, превышающей сумму задатка.
2.10. Если после троекратного объявления начальной цены ни один из покупателей не сигнализировал о готовности купить земельный участок, аукцион признается не состоявшимся.
2.11. Договор купли-продажи (купчая) земельного участка заключается с победителем аукциона в течение 15 дней с момента проведения аукциона. Если предметом аукциона было право на заключение договора аренды, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. Требования к форме договора, его нотариальному удостоверению и государственной регистрации устанавливаются действующим законодательством.
Организатор аукциона обеспечивает нотариальное удостоверение дого вора, заключенного с победителем аукциона.
В случае уклонения одной из сторон от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
2.12. Документ, удостоверяющий право собственности на землю, выда ется победителю аукциона районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе в течение месяца после заключения договора купли-продажи земельного участка.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
3.1. По конкурсу может производиться продажа земельных участков, находящихся в государственной, в том числе коммунальной собственности, в случаях, когда от участников конкурса для приобретения в собственность земельных участков требуется выполнение следующих условий:
- представление программы использования земельного участка; - соблюдение целевого назначения и разрешенного использования земельного участка;
- выполнение экологических, архитектурно-планировочных и иных спе циальных требований (норм, правил, нормативов);
- обеспечение максимального размера инвестиций;
- проведение работ по рекультивации, благоустройству земельного
участка и иных работ;
- квалификация и опыт практической работы;
- другие условия, установленные органами государственной власти и
управления.
3.2. По конкурсу может производиться продажа права на заключение договора аренды земельного участка государственных, в том числе коммунальных земель.
3.3. Проведение конкурсов по продаже земельных участков осуществля ется постоянной действующей конкурсной комиссией, состав которой утверждается администрацией района (города).
В состав комиссии включаются представители администраций, районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе, комитетов по управлению государственным имуществом, финансовых органов. В состав комиссии могут включаться представители других органов и служб в зависимости от условий конкурса.
Конкурсная комиссия самостоятельно разрабатывает и утверждает рег ламент своей работы. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.
3.4. Организатор конкурса не позднее чем за 30 дней до его проведе ния информирует население о дате, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, об оформлении участия в конкурсе, определении лица, выигравшего конкурс, количестве выставленных на конкурс земельных участков, их целевом назначении, разрешенном использовании, месте расположения, начальной цене и других характеристиках.
3.5. Начальная цена продаваемого по конкурсу земельного участка и сумма задатка при регистрации участников конкурса устанавливается в порядке, предусмотренном в пункте 2.8. настоящего Положения.
3.6. Участники конкурса имеют право в числе прочих условий предло жить изменение целевого назначения земельного участка в случае, если это предусмотрено условиями конкурса. При этом результаты конкурса будут являться основанием для изменения целевого назначения земельного участка, которое оформляется решением соответствующего органа исполнительной власти.
По способу подачи предложений конкурсы по продаже земельных участ ков и права аренды земельных участков могут быть открытыми, когда все участники находятся в помещении торгов, и закрытыми, когда предложения участников направляются способами, обеспечивающими конфиденциальность этих предложений, до начала конкурса (в запечатанных конвертах и иными способами, которые определяет организатор конкурса).
3.7. При проведении закрытого конкурса к предложениям его участни ков должно быть приложено: для юридических лиц - банковское подтверждение их платежеспособности, а для граждан - подтверждение их платежеспособности, форму которого определяет организатор конкурса.
3.8. В установленный день и час на заседании конкурсной комиссии рассматриваются поступившие предложения. Комиссией проверяется соблюдение всех формальностей, определяется наличие требуемых сведений и документов. По результатам проверки составляется протокол, в котором фиксируются все поступившие предложения и их соответствие условиям конкурса.
Лицо, выигравшее конкурс, и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицу, выигравшему торги, при уклонении от подписания протокола, внесенный им задаток не возвращается.
3.9. В итоговом протоколе конкурсной комиссии указывается: - местонахождение и площадь продаваемого земельного участка;
- состав конкурсной комиссии;
- сведения об участниках конкурса;
- письменные заключения членов конкурсной комиссии с обоснованием
выбора;
- наименование победителя конкурса;
- цена приобретения земельного участка, форма платежа.
К протоколу прилагается подготовленное комиссией письмо победителю
конкурса с уведомлением о принятии его предложения и приглашении при-
быть для подписания договора купли-продажи.
3.10. Договор купли-продажи земельного участка заключается с побе дителем конкурса в течение 15 дней с момента проведения конкурса.
Если предметом конкурса было право на заключение договора аренды, такой договор должен быть подписан в течение двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения конкурса и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
3.11. Результаты конкурса могут быть опротестованы участниками до подписания договора купли-продажи. Договор купли-продажи может быть оспорен в суде и после подписания, в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3.12. Документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок, выдается районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе в течение месяца после заключения договора купли-продажи.