В целях обеспечения общественного порядка и безопасности участников при организации и проведении общественно-политических, спортивных, культурно-зрелищных, религиозных и иных мероприятий с массовым пребыванием людей, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемое Положение об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации обеспечения общественного порядка и безопасности участников при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей и регламентирует обязанности руководителей организаций и учреждений, всех должностных и физических лиц, организующих или принимающих участие в проведении данных мероприятий.
1.2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
Общественная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства, его материальных и духовных ценностей от нарушений общественного порядка, стихийных бедствий, пожаров, аварий, катастроф, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения.
Участники массового мероприятия - представители организаций и учреждений, физические лица, которые принимают непосредственное участие в организации и проведении массового мероприятия.
В рамках настоящего Положения определены следующие виды массовых мероприятий: акции гражданского неповиновения (забастовки, пикеты), мероприятия политического характера (съезды, конференции, митинги, демонстрации, шествия и т.д.), мероприятия, посвященные государственным, национальным либо религиозным праздникам, спортивные соревнования (комплексные, международные, республиканские (зональные), городские, районные и др.), фестивали, концерты, шоу-программы и иные культурные мероприятия.
Личная безопасность -состояние защищенности жизненно важных интересов личности, ее прав и свобод, чести, достоинства и здоровья как гражданина.
Безопасность участников - состояние защищенности жизненно важныхинтересов граждан (физических лиц), принимающих непосредственное участие в массовом мероприятии, от непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, требующих принятия комплекса мер, направленных на предотвращение нарушений общественного порядка, противопожарной безопасности, техники безопасности при эксплуатации объектов, на которых проводится мероприятие с массовым пребыванием людей.
Массовое мероприятие - организованная деятельность множества людей, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера, которая может выражаться в предъявлении конкретных требований.
Организаторы мероприятия - руководители организаций и учреждений, должностные и частные лица, непосредственно организующие проведение массового мероприятия.
Сооружение - здание или отдельное помещение, спортивная арена и другие объекты, специально приспособленные либо используемые для проведения массовых мероприятий.
Администрация организации, имеющей сооружения (в дальнейшем администрация сооружения) - руководство спортивных комплексов, театров и концертных залов, выставочных павильонов, клубов и иных учреждений, в помещении и на территории которых проводится массовое мероприятие.
1.3. Массовые мероприятия с участием большого количества участников проводятся на спортивных сооружениях, в театрах, выставочных залах и других объектах общественного назначения, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями в установленном порядке, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений.
Для каждого сооружения общего пользования с учетом местных условий и специфики соответствующими органами государственного управления, в чьем ведении находятся эти сооружения, по обязательному согласованию с органами внутренних дел, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня разрабатываются инструкции, регламентирующие порядок организации и проведения массовых мероприятий.
Инструкции утверждаются администрациями городов и районов Республики Татарстан.
1.4. Перед проведением массовых мероприятий органами государственного управления физической культуры и спортом, советами добровольных спортивных обществ, советами РОСТО и другими организациями по согласованию с местными органами государственного управления, органами местного самоуправления с участием инженерных служб, проектных и строительных организаций, санэпидстанции, органов внутренних дел и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан проводятся технические обследования подведомственных сооружений, используемых для проведения массовых мероприятий, в целях установления их эксплуатационной надежности и устойчивости строительных конструкций, соответствия путей эвакуации нормативам, определения мер пожарной безопасности, безопасности зрителей и иных участников мероприятия.
По результатам обследования составляется акт.
1.5. При проведении массовых спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения мероприятий.
Начало и окончание проводимых мероприятий должны быть спланированы таким образом, чтобы посетители имели возможность воспользоваться общественным транспортом. В случаях, когда возможность воспользоваться общественным транспортом отсутствует, организаторы мероприятия обязаны предусмотреть для этих целей транспорт.
1.6. В местах проведения массовых мероприятий торговля спиртными напитками осуществляется только по согласованию с органами внутреннихдел, использование петард, ракет, летательных средств, фейерверков и других огнеопасных изделий не допускается.
1.7. Организаторы массовых мероприятий несут ответственность за соблюдение установленного порядка проведения массовых мероприятий, создание необходимых условий для личной безопасности участников и зрителей.
1.8. Министерство внутренних дел Республики Татарстан и его территориальные органы при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе вправе осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность на договорной основе за плату. Полученные средства могут расходоваться на доплату к заработной плате сотрудникам органов внутренних дел, привлекаемых к несению службы во внеслужебное время, и на укрепление материально-технической базы милиции общественной безопасности.
1.9. Частные охранные агентства и иные аналогичные коммерческие структуры могут осуществлять деятельность по обеспечению личной безопасности отдельных участников массовых мероприятий в порядке, установленном законодательством.
1.10. Конкретные мероприятия, направленные на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности участников массовых мероприятий, проводимых вне стационарных сооружений, на открытой и лесистой местности, на дорогах, реках, водоемах и т.п., согласовываются с руководителями местных органов государственного управления, органов местного самоуправления, органами внутренних дел Республики Татарстан.
2.1. Согласование мест и сроков проведения массовых мероприятий с администрациями городов и районов, органами внутренних дел, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан за 1 месяц до их начала.
Порядок проведения республиканских мероприятий в столице Татарстана, а также мероприятий, проводимых на территории двух и более районов, согласовывается с начальником милиции общественной безопасности МВД Республики Татарстан, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Республиканским центром медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
2.2. Согласование мест и сроков проведения иных массовых мероприятий - не позднее чем за 15 дней до их начала.
2.3. Заключение договоров с представителями органов внутренних дел об оплате услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности участников при проведении массовых мероприятий на коммерческой основе за 15 дней до начала мероприятий.
2.4. Подготовку к проведению мероприятия участников и необходимого количества вспомогательного персонала, технических средств, соблюдение ими правил пожарной безопасности и внутреннего распорядка на сооружении.
2.5. Точное выполнение регламента проведения массового мероприятия, обязательное пребывание ответственных лиц и иных представителей организаторов с начала до полного окончания массового мероприятия.
2.6. Подготовку необходимой информации и соответствующих материалов по вопросам, связанным с проведением массовых мероприятий и обеспечением безопасности участников.
2.7. Представление на утверждение местным органам государственного управления, органам местного самоуправления состава рабочих комиссий, в которые включаются специалисты соответствующих ведомств с учетом особенностей сооружений и иных мест проведения мероприятий, представители организаций, проводящих мероприятия, органов внутренних дел и других заинтересованных организаций. Рабочие комиссии не менее чем за 4 часа до начала мероприятий осуществляют оперативно-технический осмотр объекта, при необходимости принимают меры к устранению выявленных недостатков, оформляют протокол о возможности проведения данного мероприятия. При обнаружении обстоятельств, делающих невозможным проведение массовых мероприятий либо обеспечение общественного порядка и безопасности участников, рабочие комиссии в необходимых случаях вносят местным органам государственного управления, органам местного самоуправления предложения о запрещении проведения данного мероприятия либо о проведении его без зрителей.
3.1. Безотказную работу всех инженерных систем оповещения, имеющихся на объектах, надежность конструкций сооружений, готовность трибун, путей эвакуации участников, соблюдение обслуживающим персоналом служебных инструкций.
О выполнении этих требований администрацией составляется соответствующий акт, который перед проведением технического осмотра объекта, не менее чем за 4 часа до начала мероприятия, представляется комиссии, определяющей готовность объекта к проведению данного мероприятия.
3.2. Надлежащее содержание и оборудование мест для размещения участников мероприятия, службы охраны общественного порядка и резервов, медицинских пунктов и постов, обслуживающего персонала.
3.3. Передачу сооружения в аренду только после предоставления организаторами мероприятий документации о согласовании вопроса обеспечения общественного порядка и безопасности с органами внутренних дел.
3.4. Представление за одни сутки до проведения массового мероприятия информации органам внутренних дел об ожидаемом количестве зрителей и иных участников на предстоящем мероприятии.
3.5. В зависимости от вида и формы проведения массового мероприятия контрольно-пропускной режим, размещение участников на аренах и трибунах согласно билетам и пропускам.
3.6. Организацию совместно с соответствующими службами общественного питания, медицинского обеспечения, дорожного движения, стоянок автотранспорта и других видов обслуживания участников.
3.7. Запрещение продажи входных (обезличенных) билетов и выдачу пропусков без указания мест, трибун и секторов, а также распространение их в количествах, превышающих наличие мест по установленным нормам.
4.1. Определение условий охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
4.2. Привлечение необходимого количества личного состава и технических средств для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Принятие других дополнительных мер по обеспечению общественной безопасности исходя из информации о предполагаемом числе зрителей и иных участников и конкретных условий в день проведения мероприятия.
4.3. При необходимости сопровождение участников массовых мероприятий патрульными автомобилями ГИБДД.
4.4. Охрану общественного порядка на трибунах сооружений, прилегающей территории и иных местах проведения массовых мероприятий.
4.5. Контроль за состоянием путей эвакуации и пожарной безопасности.
4.6. Привлечение к ответственности лиц, нарушающих общественныйпорядок, в соответствии с законодательством.
5.1. Прогнозирование и оценку факторов возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период проведения мероприятий.
5.2. Своевременное доведение до администрации сооружений информации о возникших чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей проводимых мероприятий.
5.3. Координацию действий сил, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций во время проведения массового мероприятия.