Недействующий

О Программе "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы (утратило силу)

Программа,
утв. Постановлением КМ РТ N 929 от 19.12.95.
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 19.12.95 г.   N 929

"ПРОГРАММА "МИГРАЦИЯ"

Республики  Татарстан

1. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ "МИГРАЦИЯ"

Программа "Миграция" (далее - Программа) Республики Татарстан как   составная часть Программы социально-экономического прогресса Республики Татарстан подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и социальным вопросам совместно с Миграционной службой Республики Татарстан.

Концепция Программы и сферы ее действия определены и разработаны в   соответствии с задачами по реализации Законов Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах" и других нормативных актов правительств Республики Татарстан и России, определяющих основные подходы и принципы правового регулирования вынужденной миграции и решения проблемы лиц, ищущих убежища на территории Республики Татарстан.

Актуальность разработки Программы связана также с масштабами мигра  ции населения и их влиянием на экономическое, социальное и демографическое развитие Республики Татарстан.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Характеризуя миграционные процессы на территории Республики Татар  стан, необходимо выделить два основных миграционных потока: внутриреспубликанскую и межреспубликанскую миграцию.

2.1. ВНУТРИРЕСПУБЛИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ

Внутриреспубликанская миграция является важным социально-экономи  ческим фактором, влияющим на демографическую ситуация в республике, и ее характерным признаком, особенно в годы интенсивного строительства объектов машиностроения и нефтехимии, явился отток сельского населения в города. Это привело к процессу старения сельского населения, исчезновению отдельных населенных пунктов. Так, например, между двумя последними переписями численность сельских населенных пунктов уменьшилась на 273 ед., а более 600 населенных пунктов оказались на грани исчезновения (с численностью населения менее 50 человек).

Все это привело, в свою очередь, к осложнению демографической ситу  ации. Сокращение рождаемости в сочетании с усиливающимся на этом фоне процессом старения населения и ростом половозрастной смертности привело к тому, что в ряде районов республики происходит депопуляция населения.

Одновременно необходимо отметить, что сельско-городской обмен, на  чиная с 1990 года, стал стабилизироваться, и поэтому за последние 5 лет численность населения в сельской местности увеличилась на 34,0 тыс.человек при наличии естественной убыли населения.

Вместе с тем на территории республики установились и по прогнозной   оценке сохранятся на ближайшую перспективу существенные диспропорции в размещении трудовых ресурсов.

В этих условиях регулирование внутриреспубликанской миграции путем   организованного переселения граждан из городской зоны является существенным фактором изменения численности и территориального размещения населения республики и устранения диспропорций в распределении трудовых ресурсов. С учетом этого фактора Программой предусматривается инвестирование строительства 300 домов для переселенцев за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан (приложение N 2). В этих домах могут быть размещены мигранты и из-за пределов Республики Татарстан.

2.2. МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ

Межреспубликанские миграционные потоки в нашей республике на раз  личных этапах ее развития менялись весьма противоречиво, в зависимости от социально-экономической политики государства, размещения и развития производственных сил. При этом, в основном, происходило расселение коренного населения в различные регионы бывшего Союза в организованном и добровольном порядке, не считая 1970-1979 годы, когда происходило интенсивное строительство КамАЗа и других объектов нефтехимии.

Вместе с тем в последние годы из-за обострения межнациональных от  ношений во многих регионах бывшего СССР миграционные потоки в Республику Татарстан заметно увеличились. Этому в значительной мере способствует социально-политическая стабильность в республике. Так, за 1990-1994 годы численность населения республики выросла за счет положительного сальдо миграции более чем на 90 тыс.человек, в составе которых лица около 50 национальностей и 76,1% татар.

Данные по миграции населения за 1990-1994 года по Республике Татар  стан приведены в приложении NN 6, 7.

Среди мигрантов, прибывших в Республику Татарстан, особое место за  нимают вынужденные переселенцы и беженцы, численность которых на 1 сентября 1995 года составляет 35296 человек или 13,6 тыс.семей. Преобладающее большинство из них приехало из республик Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также Казахстана. При этом удельный вес вынужденных переселенцев общем составе мигрантов постоянно возрастает и за 1994 год составил 64,0% против 23,3% в 1992 году. В перспективе миграционные потоки из-за пределов Республики Татарстан могут состоять главным образом из вынужденных переселенцев и беженцев. Статус беженца и вынужденного переселенца получили в 1994 году 12199 человек или 4763 семьи, из них мужчин - 58837 (47,8%), женщин - 6363 (52,2%) чел., в трудоспособном возрасте - 77011 чел. (57,5%), 1237 чел. - пенсионного возраста (10,1%) и 3973 чел. - дети до 16 лет (32,6%), более 34,8% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1994 года размещены в городах республиканского подчинения 5,6 тыс. чел. (46,0%), в сельских районах - 6,6 тыс.чел. или 54,0% всех вынужденных переселенцев. За 8 месяцев 1995 года статус беженца и вынужденного переселенца получили 5838 человек или 2214 семей, из них мужчин - 2749 чел. (47,1%), женщин - 3089 чел. (52,9%), в трудоспособном возрасте - 3282 чел. (56,2%), 742 чел. - пенсионного возраста (12,7%) и 1814 чел. - дети до 16 лет (31,1%), более 39,6% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1995 года размещены в городах республиканского значения 2,2 тыс.чел. (38,5%), в сельских районах - 3,6 тыс.чел. или 61,5% всех вынужденных переселенцев. Сведения о численности беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Республику Татарстан, по состоянию на 1 сентября 1995 года приведены в приложении N 8.

В республике принимаются всевозможные меры по оказанию помощи вы  нужденным переселенцам и беженцам, по их приему, размещению и трудоустройству путем строительства поселков компактного поселения, выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и беспроцентной долговременной ссуды, оказания материальной помощи.

Так, например, за 1993-1994 годы за счет средств Государственного   фонда занятости Республики Татарстан построено и выделено беженцам и вынужденным переселенцам 67 жилых домов на общую сумму 1950,8 млн. рублей, выплачено денежных единовременных пособий на сумму 180 млн. рублей.

Из средств Федеральной миграционной службы России израсходовано:     - на выдачу беспроцентной ссуды на строительство жилья 567 семьям на общую сумму 1808,7 млн.рублей;

- на выплату единовременных денежных пособий 332 млн.рублей;     - на создание и развитие инфраструктуры компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев 400 млн.рублей, в том числе выделено:

    220 млн.рублей - поселку Инеш Высокогорского района,
    180 млн.рублей - поселку Круглое поле Тукаевского района;
    - на покупку и монтаж сборно-щитовых домов 794,0 млн.рублей.
    Из бюджета Республики Татарстан выделено и израсходовано на  созда-
  ние инфраструктуры  в  поселке Инеш высокогорского района 30 млн.руб-
  лей.
    Кроме того,  организациями,  колхозами и совхозами  выделено  жилье
  2500 семьям вынужденных мигрантов.
    Увеличение потока  мигрантов  в  Республику Татарстан имеет положи-
  тельные моменты,  т.к.  оказывает положительное влияние на демографи-
  ческую  обстановку,  устраняет  диспропорции в распределении трудовых
  ресурсов в дефиците рабочей силы,  особенно в сельской местности,  но
  вызывает и  целый ряд проблем по организации их приема,  размещения и
  трудоустройства, и поэтому требует регулирования миграционных процес-
  сов на правительственном уровне.

3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Первоочередной целью государственной миграционной политики является   регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Республики Татарстан.

Основными приоритетными направлениями и задачами миграционной поли  тики Республики Татарстан являются:

- защита прав и интересов мигрантов, а также татарской диаспоры и   других граждан, входящих в состав коренного населения, проживающих за пределами Республики Татарстан;

- соблюдение государственных интересов при реализации миграционных   программ и мероприятий;

- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономичес  кого развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов;