от 19.12.95 г. N 929
В целях реализации государственной политики, направленной на регу лирование миграционных процессов в Республике Татарстан, защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы (прилагается).
2. Обязать глав администраций городов и районов изыскать возмож ность по ежегодному приему, размещению и обустройству вынужденных переселенцев и беженцев согласно приложению N 1 к Программе.
3. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и соци альным вопросам выделить средства из Государственного фонда занятости Республики Татарстан для строительства 300 домов в сельских районах республики с целью трудоустройства и обеспечения жильем безработных переселенцев согласно приложению N 2.
4. Обратиться в Федеральную миграционную службу России с просьбой о выделении средств для покупки и строительства жилья вынужденным переселенцам и беженцам, на создание инфраструктуры в компактных поселениях вынужденных переселенцев согласно приложениям N 3, 4, 5.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого за местителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратова.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Программа,
утв. Постановлением КМ РТ N 929 от 19.12.95.
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 19.12.95 г. N 929
"ПРОГРАММА "МИГРАЦИЯ"
Республики Татарстан
1. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ "МИГРАЦИЯ"
Программа "Миграция" (далее - Программа) Республики Татарстан как составная часть Программы социально-экономического прогресса Республики Татарстан подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и социальным вопросам совместно с Миграционной службой Республики Татарстан.
Концепция Программы и сферы ее действия определены и разработаны в соответствии с задачами по реализации Законов Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах" и других нормативных актов правительств Республики Татарстан и России, определяющих основные подходы и принципы правового регулирования вынужденной миграции и решения проблемы лиц, ищущих убежища на территории Республики Татарстан.
Актуальность разработки Программы связана также с масштабами мигра ции населения и их влиянием на экономическое, социальное и демографическое развитие Республики Татарстан.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
Характеризуя миграционные процессы на территории Республики Татар стан, необходимо выделить два основных миграционных потока: внутриреспубликанскую и межреспубликанскую миграцию.
2.1. ВНУТРИРЕСПУБЛИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ
Внутриреспубликанская миграция является важным социально-экономи ческим фактором, влияющим на демографическую ситуация в республике, и ее характерным признаком, особенно в годы интенсивного строительства объектов машиностроения и нефтехимии, явился отток сельского населения в города. Это привело к процессу старения сельского населения, исчезновению отдельных населенных пунктов. Так, например, между двумя последними переписями численность сельских населенных пунктов уменьшилась на 273 ед., а более 600 населенных пунктов оказались на грани исчезновения (с численностью населения менее 50 человек).
Все это привело, в свою очередь, к осложнению демографической ситу ации. Сокращение рождаемости в сочетании с усиливающимся на этом фоне процессом старения населения и ростом половозрастной смертности привело к тому, что в ряде районов республики происходит депопуляция населения.
Одновременно необходимо отметить, что сельско-городской обмен, на чиная с 1990 года, стал стабилизироваться, и поэтому за последние 5 лет численность населения в сельской местности увеличилась на 34,0 тыс.человек при наличии естественной убыли населения.
Вместе с тем на территории республики установились и по прогнозной оценке сохранятся на ближайшую перспективу существенные диспропорции в размещении трудовых ресурсов.
В этих условиях регулирование внутриреспубликанской миграции путем организованного переселения граждан из городской зоны является существенным фактором изменения численности и территориального размещения населения республики и устранения диспропорций в распределении трудовых ресурсов. С учетом этого фактора Программой предусматривается инвестирование строительства 300 домов для переселенцев за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан (приложение N 2). В этих домах могут быть размещены мигранты и из-за пределов Республики Татарстан.
2.2. МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ
Межреспубликанские миграционные потоки в нашей республике на раз личных этапах ее развития менялись весьма противоречиво, в зависимости от социально-экономической политики государства, размещения и развития производственных сил. При этом, в основном, происходило расселение коренного населения в различные регионы бывшего Союза в организованном и добровольном порядке, не считая 1970-1979 годы, когда происходило интенсивное строительство КамАЗа и других объектов нефтехимии.
Вместе с тем в последние годы из-за обострения межнациональных от ношений во многих регионах бывшего СССР миграционные потоки в Республику Татарстан заметно увеличились. Этому в значительной мере способствует социально-политическая стабильность в республике. Так, за 1990-1994 годы численность населения республики выросла за счет положительного сальдо миграции более чем на 90 тыс.человек, в составе которых лица около 50 национальностей и 76,1% татар.
Данные по миграции населения за 1990-1994 года по Республике Татар стан приведены в приложении NN 6, 7.
Среди мигрантов, прибывших в Республику Татарстан, особое место за нимают вынужденные переселенцы и беженцы, численность которых на 1 сентября 1995 года составляет 35296 человек или 13,6 тыс.семей. Преобладающее большинство из них приехало из республик Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также Казахстана. При этом удельный вес вынужденных переселенцев общем составе мигрантов постоянно возрастает и за 1994 год составил 64,0% против 23,3% в 1992 году. В перспективе миграционные потоки из-за пределов Республики Татарстан могут состоять главным образом из вынужденных переселенцев и беженцев. Статус беженца и вынужденного переселенца получили в 1994 году 12199 человек или 4763 семьи, из них мужчин - 58837 (47,8%), женщин - 6363 (52,2%) чел., в трудоспособном возрасте - 77011 чел. (57,5%), 1237 чел. - пенсионного возраста (10,1%) и 3973 чел. - дети до 16 лет (32,6%), более 34,8% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1994 года размещены в городах республиканского подчинения 5,6 тыс. чел. (46,0%), в сельских районах - 6,6 тыс.чел. или 54,0% всех вынужденных переселенцев. За 8 месяцев 1995 года статус беженца и вынужденного переселенца получили 5838 человек или 2214 семей, из них мужчин - 2749 чел. (47,1%), женщин - 3089 чел. (52,9%), в трудоспособном возрасте - 3282 чел. (56,2%), 742 чел. - пенсионного возраста (12,7%) и 1814 чел. - дети до 16 лет (31,1%), более 39,6% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1995 года размещены в городах республиканского значения 2,2 тыс.чел. (38,5%), в сельских районах - 3,6 тыс.чел. или 61,5% всех вынужденных переселенцев. Сведения о численности беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Республику Татарстан, по состоянию на 1 сентября 1995 года приведены в приложении N 8.
В республике принимаются всевозможные меры по оказанию помощи вы нужденным переселенцам и беженцам, по их приему, размещению и трудоустройству путем строительства поселков компактного поселения, выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и беспроцентной долговременной ссуды, оказания материальной помощи.
Так, например, за 1993-1994 годы за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан построено и выделено беженцам и вынужденным переселенцам 67 жилых домов на общую сумму 1950,8 млн. рублей, выплачено денежных единовременных пособий на сумму 180 млн. рублей.
Из средств Федеральной миграционной службы России израсходовано: - на выдачу беспроцентной ссуды на строительство жилья 567 семьям на общую сумму 1808,7 млн.рублей;
- на выплату единовременных денежных пособий 332 млн.рублей; - на создание и развитие инфраструктуры компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев 400 млн.рублей, в том числе выделено:
220 млн.рублей - поселку Инеш Высокогорского района,
180 млн.рублей - поселку Круглое поле Тукаевского района;
- на покупку и монтаж сборно-щитовых домов 794,0 млн.рублей.
Из бюджета Республики Татарстан выделено и израсходовано на созда-
ние инфраструктуры в поселке Инеш высокогорского района 30 млн.руб-
лей.
Кроме того, организациями, колхозами и совхозами выделено жилье
2500 семьям вынужденных мигрантов.
Увеличение потока мигрантов в Республику Татарстан имеет положи-
тельные моменты, т.к. оказывает положительное влияние на демографи-
ческую обстановку, устраняет диспропорции в распределении трудовых
ресурсов в дефиците рабочей силы, особенно в сельской местности, но
вызывает и целый ряд проблем по организации их приема, размещения и
трудоустройства, и поэтому требует регулирования миграционных процес-
сов на правительственном уровне.
3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Республики Татарстан.
Основными приоритетными направлениями и задачами миграционной поли тики Республики Татарстан являются:
- защита прав и интересов мигрантов, а также татарской диаспоры и других граждан, входящих в состав коренного населения, проживающих за пределами Республики Татарстан;
- соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;
- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономичес кого развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов;
- создание условий приема, размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими основополагающими принципами:
- выбор мигрантами места проживания и видов занятости согласно дей ствующим законодательствам Республики Татарстан и Российской Федерации, программа содействия занятости населения и Программе "Миграция";
- недопустимость дискриминации мигрантов по признакам расы, вероис поведания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
- личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте житель ства при государственной поддержке их инициативы;
- применение квот в приеме беженцев (приложение N 1);
- предоставление государством беженцам и вынужденным переселенцам
основных прав и свобод и возможность их судебной защиты;
- государственное стимулирование формирования рынка жилья и рынка
занятости, отвечающее текущим и перспективным потребностям Республики
Татарстан (приложения NN 1, 5);
- разработка практических мероприятий по оказанию помощи в расселе-
нии, жилищном и социально-культурном обеспечении, занятости, меди-
ко-санитарном и социальном обеспечении, бытовом обслуживании беженцев
и вынужденных переселенцев, правовое, организационное и финансовое
обеспечение программы на республиканском, городском и районном уров-
нях.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ
ПРИЕМА И РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ
Принципы и подходы к решению проблем вынужденных мигрантов требуют создания комплексной системы организационных мер, увязывающих их интересы с интересами государства.
При этом главную роль в осуществлении единой государственной мигра ционной политики и координации деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций по данному вопросу отводится Миграционной службе Республики Татарстан, которая осуществляет следующие функции:
- анализирует состояние внутренней и внешней миграции, вносит пред ложения в Правительство Республики Татарстан по формированию политики в области миграции населения и организует работу по ее реализации;
- разрабатывает республиканскую программу по вопросам миграции населения и осуществляет контроль за ее реализацией;
- готовит предложения о финансовом и материальном обеспечении ме роприятий по решению проблемы миграции на территории Республики Татарстан и вносит их в Федеральную миграционную службу России и в Правительство республики;
- взаимодействует с общественными объединениями по оказанию помощи мигрантам;
- в целях обустройства вынужденных мигрантов выступает в качестве заказчика по жилищному и другому строительству;
- распределяет финансовые средства и материальные ресурсы, выделен ные на обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, и осуществляет контроль за их целевым использованием.
Программа предусматривает два этапа расселения вынужденных мигран тов:
Первый этап - это временное расселение мигрантов на период их при тока при чрезвычайных ситуациях для признания их беженцами и вынужденными переселенцами, оказания неотложной материальной, финансовой, медицинской помощи. Расселение осуществляется в имеющихся помещениях, соответствующих по своих характеристикам минимальным санитарно-эпидемиологическим нормам.
Второй этап - это постоянное расселение мигрантов, которое осущест вляется на основе свободного выбора беженцами и вынужденными переселенцами нового места жительства (с учетом банка данных и рекомендаций Миграционной службы Республики Татарстан). В особом порядке нуждается решение проблемы расселения и жилищного обустройства социально незащищенных групп населения - одиноких пенсионеров по старости, инвалидов, неполных семей с детьми.
Постоянное расселение может осуществляться как в индивидуальном по рядке, так и на государственной основе. При индивидуальном расселении необходимо содействовать вынужденным мигрантам в прописке у родственников, знакомых, на жилую площадь предприятий, предоставляемую в установленном законодательством порядке, а также в приобретении жилья в частную собственность и в индивидуальном жилищном строительстве. Необходимым условием Программы является обеспечение непосредственного участия самих беженцев и вынужденных переселенцев как в строительстве собственного жилья, так и в развитии производственной базы строительных материалов, поскольку их обустройство в современных условиях только за счет государственных средств практически невозможно из-за ограниченности материальных и финансовых ресурсов. В этой связи организация расселения должна осуществляться преимущественно на основе мобилизации трудовых и финансовых возможностей самих беженцев путем создания ими предприятий, ассоциаций и иных объединений, стимулируемых государством посредством финансово-кредитных рычагов.
В целях облегчения адаптации, исходя из имеющейся практики и поже ланий самих беженцев и вынужденных переселенцев, возможно их коллективное расселение в виде компактных поселений в трудонедостаточных районах. Основным направлением решения этой задачи является отбор конкретных регионов, перспективных для компактного расселения, с учетом следующих критериев:
- наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности;
- необходимость сохранения сложившейся этнической целостности мест ного населения;
- нецелесообразность расселения в районах повышенного риска по при родным условиям, а также с неблагоприятной экологической обстановкой;
- нецелесообразность расселения в районах со сложной социальной си туацией.
С учетом этих критериев Программой предусматривается в 1995-1996 годах за счет средств Федеральной миграционной службы России строительство 250 домов в 22 районах республики, а также создание и развитие инфраструктуры компактных поселений согласно приложениям N 3-5. Выделение этих районах не означает, что конкретные группы населения не могут расселяться в других районах Татарстана в зависимости от их социально-профессиональной структуры, религиозной принадлежности и конкретных пожеланий.
Организация жилищного строительства может быть осуществлена сразу после решения вопросов об отводе земель путем создания из числа беженцев и вынужденных переселенцев соответствующих организованных коллективов, их регистрации в качестве юридических лиц, выделения им банковских кредитов и оказания материальной финансовой поддержки со стороны органов государственного управления и общественных организаций.
Основная предлагаемая форма жилища - индивидуальная квартира или собственный дом; для социально незащищенного контингента (одиноких пенсионеров, неполных семей) - квартиры в коммунальном (муниципальном) жилищном фонде либо в многоквартирных жилых домах высокоплотной малоэтажной застройки.
5. ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ
Обеспечение занятости мигрантов может идти по двум направлениям: - путем содействия им в трудоустройстве на имеющиеся вакансии по их специальностям либо после их соответствующей их переподготовки, в т.ч. на специализированных курсах, создаваемых на базе профессионально-технических и средних специальных учебных заведений Министерства образования Республики Татарстан и вузов, через Учебный центр Госкомтруда Республики Татарстан;
- путем создания новых рабочих мест и самозанятости беженцев и вы нужденных переселенцев в предпринимательской сфере, сфере материального бизнеса и обслуживания, ведения фермерского хозяйства в малых предприятиях.
Второе направление в рамках Программы рассматривается как основное при компактном расселении, обеспечивающие личное участие беженцев и вынужденных переселенцев в создании надлежащих условий жизнедеятельности на новом месте.
Приоритетным направлением в обеспечении занятости беженцев и вынуж денных переселенцев является организация трудоустройства в соответствии с имеющимися у них профессиями (специалистами) на вакантные места в районах, избранных беженцами и вынужденными переселенцами для постоянного проживания. При этом следует исходить из того, что далеко не во всех городах и районах Татарстана может быть обеспечена занятость беженцев и вынужденных переселенцев. Определенная часть населения может попасть в число безработных. Соответственно необходима заблаговременная подготовка к организации их социальной защиты (выплата пособия, общественные работы, переподготовка).
Другое направление обеспечения занятости - создание рабочих мест в строительном комплексе, формируемом для жилищного обустройства мигрантов параллельно и, в основном, независимо от действующего производства.
Занятость в этой сфере может быть рассчитана исходя из потребности прибывающего населения в жилье.
Следующим направлением обеспечения занятости и одновременно средст вом жизнеобеспечения беженцев и вынужденных переселенцев является сельскохозяйственное производство для тех, кто захочет переселиться в сельскую местность. В настоящее время некоторые хозяйства, предприятия и организации агропромышленного комплекса, расположенные в сельской местности Республики Татарстан, испытывают определенный недостаток в кадрах. Это потребует создания соответствующей инфраструктуры, а также необходимых жилищных и социально-культурных условий.