Недействующий


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Кабинета Министров Республики Татарстан

О Программе "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996 годы

      от 19.12.95 г.                                          N 929

В целях реализации государственной политики, направленной на регу  лирование миграционных процессов в Республике Татарстан, защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу "Миграция" Республики Татарстан на 1995-1996   годы (прилагается).

2. Обязать глав администраций городов и районов изыскать возмож  ность по ежегодному приему, размещению и обустройству вынужденных переселенцев и беженцев согласно приложению N 1 к Программе.

3. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и соци  альным вопросам выделить средства из Государственного фонда занятости Республики Татарстан для строительства 300 домов в сельских районах республики с целью трудоустройства и обеспечения жильем безработных переселенцев согласно приложению N 2.

4. Обратиться в Федеральную миграционную службу России с просьбой о   выделении средств для покупки и строительства жилья вынужденным переселенцам и беженцам, на создание инфраструктуры в компактных поселениях вынужденных переселенцев согласно приложениям N 3, 4, 5.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого за  местителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратова.

    Премьер-министр
    Республики Татарстан                       Ф.Х.Мухаметшин

Руководитель Аппарата

Кабинета Министров

    Республики Татарстан                       Н.Б.Бакиров

Программа,
утв. Постановлением КМ РТ N 929 от 19.12.95.
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 19.12.95 г.   N 929

"ПРОГРАММА "МИГРАЦИЯ"

Республики  Татарстан

1. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ "МИГРАЦИЯ"

Программа "Миграция" (далее - Программа) Республики Татарстан как   составная часть Программы социально-экономического прогресса Республики Татарстан подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и социальным вопросам совместно с Миграционной службой Республики Татарстан.

Концепция Программы и сферы ее действия определены и разработаны в   соответствии с задачами по реализации Законов Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах" и других нормативных актов правительств Республики Татарстан и России, определяющих основные подходы и принципы правового регулирования вынужденной миграции и решения проблемы лиц, ищущих убежища на территории Республики Татарстан.

Актуальность разработки Программы связана также с масштабами мигра  ции населения и их влиянием на экономическое, социальное и демографическое развитие Республики Татарстан.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Характеризуя миграционные процессы на территории Республики Татар  стан, необходимо выделить два основных миграционных потока: внутриреспубликанскую и межреспубликанскую миграцию.

2.1. ВНУТРИРЕСПУБЛИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ

Внутриреспубликанская миграция является важным социально-экономи  ческим фактором, влияющим на демографическую ситуация в республике, и ее характерным признаком, особенно в годы интенсивного строительства объектов машиностроения и нефтехимии, явился отток сельского населения в города. Это привело к процессу старения сельского населения, исчезновению отдельных населенных пунктов. Так, например, между двумя последними переписями численность сельских населенных пунктов уменьшилась на 273 ед., а более 600 населенных пунктов оказались на грани исчезновения (с численностью населения менее 50 человек).

Все это привело, в свою очередь, к осложнению демографической ситу  ации. Сокращение рождаемости в сочетании с усиливающимся на этом фоне процессом старения населения и ростом половозрастной смертности привело к тому, что в ряде районов республики происходит депопуляция населения.

Одновременно необходимо отметить, что сельско-городской обмен, на  чиная с 1990 года, стал стабилизироваться, и поэтому за последние 5 лет численность населения в сельской местности увеличилась на 34,0 тыс.человек при наличии естественной убыли населения.

Вместе с тем на территории республики установились и по прогнозной   оценке сохранятся на ближайшую перспективу существенные диспропорции в размещении трудовых ресурсов.

В этих условиях регулирование внутриреспубликанской миграции путем   организованного переселения граждан из городской зоны является существенным фактором изменения численности и территориального размещения населения республики и устранения диспропорций в распределении трудовых ресурсов. С учетом этого фактора Программой предусматривается инвестирование строительства 300 домов для переселенцев за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан (приложение N 2). В этих домах могут быть размещены мигранты и из-за пределов Республики Татарстан.

2.2. МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ

Межреспубликанские миграционные потоки в нашей республике на раз  личных этапах ее развития менялись весьма противоречиво, в зависимости от социально-экономической политики государства, размещения и развития производственных сил. При этом, в основном, происходило расселение коренного населения в различные регионы бывшего Союза в организованном и добровольном порядке, не считая 1970-1979 годы, когда происходило интенсивное строительство КамАЗа и других объектов нефтехимии.

Вместе с тем в последние годы из-за обострения межнациональных от  ношений во многих регионах бывшего СССР миграционные потоки в Республику Татарстан заметно увеличились. Этому в значительной мере способствует социально-политическая стабильность в республике. Так, за 1990-1994 годы численность населения республики выросла за счет положительного сальдо миграции более чем на 90 тыс.человек, в составе которых лица около 50 национальностей и 76,1% татар.

Данные по миграции населения за 1990-1994 года по Республике Татар  стан приведены в приложении NN 6, 7.

Среди мигрантов, прибывших в Республику Татарстан, особое место за  нимают вынужденные переселенцы и беженцы, численность которых на 1 сентября 1995 года составляет 35296 человек или 13,6 тыс.семей. Преобладающее большинство из них приехало из республик Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, а также Казахстана. При этом удельный вес вынужденных переселенцев общем составе мигрантов постоянно возрастает и за 1994 год составил 64,0% против 23,3% в 1992 году. В перспективе миграционные потоки из-за пределов Республики Татарстан могут состоять главным образом из вынужденных переселенцев и беженцев. Статус беженца и вынужденного переселенца получили в 1994 году 12199 человек или 4763 семьи, из них мужчин - 58837 (47,8%), женщин - 6363 (52,2%) чел., в трудоспособном возрасте - 77011 чел. (57,5%), 1237 чел. - пенсионного возраста (10,1%) и 3973 чел. - дети до 16 лет (32,6%), более 34,8% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1994 года размещены в городах республиканского подчинения 5,6 тыс. чел. (46,0%), в сельских районах - 6,6 тыс.чел. или 54,0% всех вынужденных переселенцев. За 8 месяцев 1995 года статус беженца и вынужденного переселенца получили 5838 человек или 2214 семей, из них мужчин - 2749 чел. (47,1%), женщин - 3089 чел. (52,9%), в трудоспособном возрасте - 3282 чел. (56,2%), 742 чел. - пенсионного возраста (12,7%) и 1814 чел. - дети до 16 лет (31,1%), более 39,6% - имеют высшее образование и среднее специальное образование. Из общего количества вынужденных мигрантов 1995 года размещены в городах республиканского значения 2,2 тыс.чел. (38,5%), в сельских районах - 3,6 тыс.чел. или 61,5% всех вынужденных переселенцев. Сведения о численности беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Республику Татарстан, по состоянию на 1 сентября 1995 года приведены в приложении N 8.

В республике принимаются всевозможные меры по оказанию помощи вы  нужденным переселенцам и беженцам, по их приему, размещению и трудоустройству путем строительства поселков компактного поселения, выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и беспроцентной долговременной ссуды, оказания материальной помощи.

Так, например, за 1993-1994 годы за счет средств Государственного   фонда занятости Республики Татарстан построено и выделено беженцам и вынужденным переселенцам 67 жилых домов на общую сумму 1950,8 млн. рублей, выплачено денежных единовременных пособий на сумму 180 млн. рублей.

Из средств Федеральной миграционной службы России израсходовано:     - на выдачу беспроцентной ссуды на строительство жилья 567 семьям на общую сумму 1808,7 млн.рублей;

- на выплату единовременных денежных пособий 332 млн.рублей;     - на создание и развитие инфраструктуры компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев 400 млн.рублей, в том числе выделено:

    220 млн.рублей - поселку Инеш Высокогорского района,
    180 млн.рублей - поселку Круглое поле Тукаевского района;
    - на покупку и монтаж сборно-щитовых домов 794,0 млн.рублей.
    Из бюджета Республики Татарстан выделено и израсходовано на  созда-
  ние инфраструктуры  в  поселке Инеш высокогорского района 30 млн.руб-
  лей.
    Кроме того,  организациями,  колхозами и совхозами  выделено  жилье
  2500 семьям вынужденных мигрантов.
    Увеличение потока  мигрантов  в  Республику Татарстан имеет положи-
  тельные моменты,  т.к.  оказывает положительное влияние на демографи-
  ческую  обстановку,  устраняет  диспропорции в распределении трудовых
  ресурсов в дефиците рабочей силы,  особенно в сельской местности,  но
  вызывает и  целый ряд проблем по организации их приема,  размещения и
  трудоустройства, и поэтому требует регулирования миграционных процес-
  сов на правительственном уровне.

3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Первоочередной целью государственной миграционной политики является   регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Республики Татарстан.

Основными приоритетными направлениями и задачами миграционной поли  тики Республики Татарстан являются:

- защита прав и интересов мигрантов, а также татарской диаспоры и   других граждан, входящих в состав коренного населения, проживающих за пределами Республики Татарстан;

- соблюдение государственных интересов при реализации миграционных   программ и мероприятий;

- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономичес  кого развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов;

- создание условий приема, размещения мигрантов, стимулирующих их   активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика   в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими основополагающими принципами:

- выбор мигрантами места проживания и видов занятости согласно дей  ствующим законодательствам Республики Татарстан и Российской Федерации, программа содействия занятости населения и Программе "Миграция";

- недопустимость дискриминации мигрантов по признакам расы, вероис  поведания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

- личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте житель  ства при государственной поддержке их инициативы;

    - применение квот в приеме беженцев (приложение N 1);
    - предоставление  государством  беженцам и вынужденным переселенцам
  основных прав и свобод и возможность их судебной защиты;
    - государственное  стимулирование  формирования рынка жилья и рынка
  занятости, отвечающее текущим и перспективным потребностям Республики
  Татарстан (приложения NN 1, 5);
    - разработка практических мероприятий по оказанию помощи в расселе-
  нии, жилищном  и социально-культурном обеспечении,  занятости,  меди-
  ко-санитарном и социальном обеспечении, бытовом обслуживании беженцев
  и вынужденных  переселенцев,  правовое,  организационное и финансовое
  обеспечение программы на республиканском,  городском и районном уров-
  нях.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ
ПРИЕМА И РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Принципы и подходы к решению проблем вынужденных мигрантов требуют   создания комплексной системы организационных мер, увязывающих их интересы с интересами государства.

При этом главную роль в осуществлении единой государственной мигра  ционной политики и координации деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций по данному вопросу отводится Миграционной службе Республики Татарстан, которая осуществляет следующие функции:

- анализирует состояние внутренней и внешней миграции, вносит пред  ложения в Правительство Республики Татарстан по формированию политики в области миграции населения и организует работу по ее реализации;

- разрабатывает республиканскую программу по вопросам миграции   населения и осуществляет контроль за ее реализацией;

- готовит предложения о финансовом и материальном обеспечении ме  роприятий по решению проблемы миграции на территории Республики Татарстан и вносит их в Федеральную миграционную службу России и в Правительство республики;

- взаимодействует с общественными объединениями по оказанию помощи   мигрантам;

- в целях обустройства вынужденных мигрантов выступает в качестве   заказчика по жилищному и другому строительству;

- распределяет финансовые средства и материальные ресурсы, выделен  ные на обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, и осуществляет контроль за их целевым использованием.

Программа предусматривает два этапа расселения вынужденных мигран  тов:

Первый этап - это временное расселение мигрантов на период их при  тока при чрезвычайных ситуациях для признания их беженцами и вынужденными переселенцами, оказания неотложной материальной, финансовой, медицинской помощи. Расселение осуществляется в имеющихся помещениях, соответствующих по своих характеристикам минимальным санитарно-эпидемиологическим нормам.

Второй этап - это постоянное расселение мигрантов, которое осущест  вляется на основе свободного выбора беженцами и вынужденными переселенцами нового места жительства (с учетом банка данных и рекомендаций Миграционной службы Республики Татарстан). В особом порядке нуждается решение проблемы расселения и жилищного обустройства социально незащищенных групп населения - одиноких пенсионеров по старости, инвалидов, неполных семей с детьми.

Постоянное расселение может осуществляться как в индивидуальном по  рядке, так и на государственной основе. При индивидуальном расселении необходимо содействовать вынужденным мигрантам в прописке у родственников, знакомых, на жилую площадь предприятий, предоставляемую в установленном законодательством порядке, а также в приобретении жилья в частную собственность и в индивидуальном жилищном строительстве. Необходимым условием Программы является обеспечение непосредственного участия самих беженцев и вынужденных переселенцев как в строительстве собственного жилья, так и в развитии производственной базы строительных материалов, поскольку их обустройство в современных условиях только за счет государственных средств практически невозможно из-за ограниченности материальных и финансовых ресурсов. В этой связи организация расселения должна осуществляться преимущественно на основе мобилизации трудовых и финансовых возможностей самих беженцев путем создания ими предприятий, ассоциаций и иных объединений, стимулируемых государством посредством финансово-кредитных рычагов.

В целях облегчения адаптации, исходя из имеющейся практики и поже  ланий самих беженцев и вынужденных переселенцев, возможно их коллективное расселение в виде компактных поселений в трудонедостаточных районах. Основным направлением решения этой задачи является отбор конкретных регионов, перспективных для компактного расселения, с учетом следующих критериев:

- наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья,   так и для производственной деятельности;

- необходимость сохранения сложившейся этнической целостности мест  ного населения;

- нецелесообразность расселения в районах повышенного риска по при  родным условиям, а также с неблагоприятной экологической обстановкой;

- нецелесообразность расселения в районах со сложной социальной си  туацией.

С учетом этих критериев Программой предусматривается в 1995-1996   годах за счет средств Федеральной миграционной службы России строительство 250 домов в 22 районах республики, а также создание и развитие инфраструктуры компактных поселений согласно приложениям N 3-5. Выделение этих районах не означает, что конкретные группы населения не могут расселяться в других районах Татарстана в зависимости от их социально-профессиональной структуры, религиозной принадлежности и конкретных пожеланий.

Организация жилищного строительства может быть осуществлена сразу   после решения вопросов об отводе земель путем создания из числа беженцев и вынужденных переселенцев соответствующих организованных коллективов, их регистрации в качестве юридических лиц, выделения им банковских кредитов и оказания материальной финансовой поддержки со стороны органов государственного управления и общественных организаций.

Основная предлагаемая форма жилища - индивидуальная квартира или   собственный дом; для социально незащищенного контингента (одиноких пенсионеров, неполных семей) - квартиры в коммунальном (муниципальном) жилищном фонде либо в многоквартирных жилых домах высокоплотной малоэтажной застройки.

5. ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Обеспечение занятости мигрантов может идти по двум направлениям:     - путем содействия им в трудоустройстве на имеющиеся вакансии по их специальностям либо после их соответствующей их переподготовки, в т.ч. на специализированных курсах, создаваемых на базе профессионально-технических и средних специальных учебных заведений Министерства образования Республики Татарстан и вузов, через Учебный центр Госкомтруда Республики Татарстан;

- путем создания новых рабочих мест и самозанятости беженцев и вы  нужденных переселенцев в предпринимательской сфере, сфере материального бизнеса и обслуживания, ведения фермерского хозяйства в малых предприятиях.

Второе направление в рамках Программы рассматривается как основное   при компактном расселении, обеспечивающие личное участие беженцев и вынужденных переселенцев в создании надлежащих условий жизнедеятельности на новом месте.

Приоритетным направлением в обеспечении занятости беженцев и вынуж  денных переселенцев является организация трудоустройства в соответствии с имеющимися у них профессиями (специалистами) на вакантные места в районах, избранных беженцами и вынужденными переселенцами для постоянного проживания. При этом следует исходить из того, что далеко не во всех городах и районах Татарстана может быть обеспечена занятость беженцев и вынужденных переселенцев. Определенная часть населения может попасть в число безработных. Соответственно необходима заблаговременная подготовка к организации их социальной защиты (выплата пособия, общественные работы, переподготовка).

Другое направление обеспечения занятости - создание рабочих мест в   строительном комплексе, формируемом для жилищного обустройства мигрантов параллельно и, в основном, независимо от действующего производства.

Занятость в этой сфере может быть рассчитана исходя из потребности   прибывающего населения в жилье.

Следующим направлением обеспечения занятости и одновременно средст  вом жизнеобеспечения беженцев и вынужденных переселенцев является сельскохозяйственное производство для тех, кто захочет переселиться в сельскую местность. В настоящее время некоторые хозяйства, предприятия и организации агропромышленного комплекса, расположенные в сельской местности Республики Татарстан, испытывают определенный недостаток в кадрах. Это потребует создания соответствующей инфраструктуры, а также необходимых жилищных и социально-культурных условий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»