Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 декабря 1995 г. N 947
"Об утверждении Положения о Главном управлении государственного
контроля охраны и использования памятников истории и культуры
при Министерстве культуры Республики Татарстан"
(с изменениями на 9 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 ноября 2012 года N 995
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Главном управлении государственного контроля охраны памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
1. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан (далее - Управление) образовано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.92 г. N 381 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов Республики Татарстан".
2. Управление является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах компетенции, установленной действующим законодательством и настоящим Положением.
3. Управление в своей деятельности руководствуется действующими законодательными актами, указами Президента Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, приказами министра культуры, постановлениями коллегии и нормативными документами Министерства культуры Республики Татарстан, а также решениями и рекомендациями Федерального Совета по культуре и искусству Российской Федерации, Высшей комиссии по охране культурного наследия при Министерстве культуры Российской Федерации, Конвенциями и Рекомендациями по охране культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Совета Европы, ТЮРКСОЙ, в которых участвует Республика Татарстан.
4. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан со своим наименованием, бланки, расчетный счет.
5. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
со структурными подразделениями аппарата Министерства культуры Республики Татарстан;
с соответствующими подразделениями органов государственного управления Республики Татарстан, комитетами и комиссиями Государственного Совета Республики Татарстан, с органами прокуратуры Республики Татарстан;
с Управлением по охране культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации по всем вопросам, находящимся в совместном ведении;
с Высшей комиссией по охране культурного наследия при Министерстве культуры Российской Федерации, Комиссией по проблемам охраны культурного наследия при Федеральном Совете по культуре и искусству Российской Федерации;
с общественными объединениями и национальными комитетами международных организаций по охране культурного наследия (ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИККРОМ, ТЮРКСОЙ и др.).
6. Деятельность Управления финансируется из республиканского бюджета Республики Татарстан и из поступлений от использования недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.
7. Инструкции, правила и предписания Управления по вопросам охраны и использования культурного наследия обязательны для госорганов охраны памятников на местах; предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности; общественных объединений и граждан.
8. Управление возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности приказом министра культуры Республики Татарстан.
Начальник Управления является распорядителем кредитов и имеет право приема и увольнения работников, в пределах компетенции Управления издавать приказы и распоряжения.
9. Штатное расписание и сметы расходов Управления в пределах выделенных средств утверждаются начальником Управления.
10. Ликвидация Управления производится в установленном законом порядке по решению Кабинета Министров Республики Татарстан.
11. Основными задачами Управления являются:
11.1. Реализация государственной политики в области охраны и использования памятников истории и культуры.
11.2. Осуществление государственного учета и рассмотрение вопросов правовой защиты памятников истории и культуры.
11.3. Реализация основных принципов охраны памятников истории и культуры в пределах своей компетенции; разработка правил, нормативов и стандартов в области охраны и использования памятников истории и культуры.
11.4. Установление и контроль соблюдения режимов содержания, охраны и использования, организация и осуществление мер по сохранению памятников истории и культуры.
11.5. Разработка и оказание координационно-консультативной помощи в реализации республиканских, в т.ч. инвестиционных, программ и международных соглашений по сохранению памятников истории и культуры.
11.6. Участие в формировании и совершенствовании управленческих и научно-технических инфраструктур и специального профессионального образования в области охраны памятников истории и культуры, лицензирование деятельности в области охраны памятников истории и культуры.
11.7. Контроль за передачей в пользование памятников истории и культуры.
12. Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
12.1. Осуществляет в пределах компетенции подготовку и рассмотрение предложений и проектов нормативных актов по вопросам охраны памятников истории и культуры, участвует в рассмотрении, экспертизе, подготовке и реализации законодательных актов, государственных программ и других нормативных актов.
12.2. Организует разработку и вносит на утверждение в установленном порядке нормативно-методические документы (инструкции, положения, пособия, указания, рекомендации) по вопросам обеспечения охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры.
12.3. Осуществляет государственный учет, ведет соответствующие охранные реестры памятников; организует и координирует деятельность по выявлению, классификации, инвентаризации и документированию памятников истории и культуры, в т.ч. по составлению Свода памятников истории и культуры и формированию автоматизированной системы учета и мониторинга состояния культурного наследия Республики Татарстан.
12.4. Рассматривает, согласовывает и готовит предложения по разграничению государственной собственности в области памятников истории и культуры, по передаче прав владения, пользования памятниками истории и культуры, другими субъектами.
12.5. Осуществляет экспертную оценку предложений и обеспечивает подготовку документов для представления на включение (исключение) в охранные реестры памятников республиканского значения, в Список особо ценных объектов культурного наследия Республики Татарстан и другие списки особо охраняемых объектов культурного и природного наследия Республики Татарстан.
12.6. Участвует в подготовке информации для государственной статистики по памятникам истории и культуры и предложений по землям историко-культурного назначения.
12.7. Организует и координирует в пределах компетенции разработку и осуществление мероприятий по охране и организации использования объектов недвижимости памятников истории и культуры и иных объектов культурного наследия, в т.ч.:
объектов, включенных или предложенных к включению в Список Всемирного наследия;
объектов, отнесенных или предлагаемых к отнесению к особо ценным объектам культурного наследия Республики Татарстан;
объектов культурного наследия, включенных или предложенных к включению в Список памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, в Список памятников истории и культуры республиканского значения;
объектов культурного наследия, государственная охрана которых обеспечивается в соответствии с международными соглашениями.
12.8. Заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения.
12.9. Осуществляет подготовку, рассмотрение, в т.ч. на конкурсной основе, и участвует в разработке республиканских, межведомственных, а также международных программ по сохранению, изучению, реставрации, восстановлению памятников истории и культуры; оказывает организационно-методическую помощь и ведет общий надзор за ходом реализации республиканских программ и анализ их эффективности.
12.10. Рассматривает и решает вопросы голосования:
предложений и проектов по организации зон охраны памятников истории и культуры, заповедных зон и территорий, музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, национальных парков и других уникальных историко-культурных территорий республиканского и местного значения;
предложений, заданий на проектирование, проектов планировки, застройки и реконструкции исторических населенных мест и территорий, имеющих памятники истории и культуры, независимо от категории значимости;
заданий, программ, проектов, методик, технологий, технических условий консервации, реставрации, ремонта, восстановления, реконструкции, модернизации и инженерно-технической защиты памятников истории и культуры республиканского и местного значения;
предложений, связанных с любыми изменениями состояния, режима содержания и использования, с перемещениями, разборкой, расчленением памятников истории и культуры.
12.11. Выдает разрешения на все виды:
обследований памятников истории и культуры, включая археологические разведки и раскопки;
производства работ и хозяйственной деятельности на памятниках истории и культуры, территориях их размещения и зон охраны, включая заповедные зоны, музеи-заповедники, и историко-культурные заповедники, национальные парки и уникальные историко-культурные территории, земли историко-культурного назначения.
12.12. Организует и координирует проведение научно-методического, реставрационного и технического надзора за работами по охране памятников федерального, республиканского и местного значения и соответствующих экспертиз.
12.13. Осуществляет и организует оперативные мероприятия по защите памятников истории и культуры в случаях возникновения угрозы их уничтожения, порчи, разрешения, в т.ч. сноса, перемещения и нанесения им иного ущерба, нарушения установленных правил и порядка охраны и использования памятников истории и культуры; выдает соответствующие предписания.
12.14. Осуществляет общий надзор за охраной и использованием памятников истории и культуры и соответствующей деятельностью государственных органов и служб, специализированных предприятий, учреждений, организаций; ведет сбор и анализ информации о состоянии охраны памятников истории и культуры на территории Республики Татарстан; выдает необходимые рекомендации органам культуры и госорганам охраны памятников на местах.
12.15. Контролирует соблюдение требований закона в части изменения формы собственности, состояние и соблюдение установленных правил, порядка и режима содержания, охраны и использования, выполнение предписаний Министерства культуры Республики Татарстан и Управления в отношении памятников истории и культуры независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
12.16. Составляет факты и протоколы по фактам нарушения действующего законодательства, нанесения ущерба, уничтожения, порчи, разрушения памятников истории и культуры, обеспечивает подготовку материалов для представления в компетентные органы для принятия мер.
12.17. Организует и координирует выполнение научно-исследовательских, инженерно-технических и технологических разработок; обеспечивает взаимодействие и объединение усилий ученых и специалистов различных дисциплин для решения наиболее сложных проблем, связанных с охраной памятников истории и культуры.
12.18. Создает временные коллективы, постоянные комиссии и ведомственные специализированные службы и обеспечивает их деятельность в пределах установленной компетенции.
12.19. Участвует в разработке предложений и программ по развитию инфраструктуры, в т.ч. материально-технического оснащения деятельности в области охраны памятников истории и культуры.
12.20. Оказывает практическую и консультативно-координационную помощь органам управления культуры на местах, специализированным службам, общественным объединениям, юридическим и физическим лицам при организации и проведении мероприятий по охране памятников истории и культуры.
12.21. Участвует в разработке программ и планировании подготовки и переподготовки профессиональных кадров по охране памятников истории и культуры, оказывает методическую помощь в формировании учебно-методической, технической базы и в информационном обеспечении образования.
12.22. Обеспечивает аттестацию реставраторов, организует повышение квалификации сотрудников органов государственного управления охраны памятников истории и культуры.
12.24. Ведет переписку, прием посетителей, рассмотрение писем, заявлений, жалоб граждан в пределах компетенции Управления.
13. При осуществлении своих функций Управление имеет право:
13.1. Проверять состояние и соблюдение правил, установленного режима и использования памятников истории и культуры, составлять акты и протоколы сохранности и давать указания по устранению выявленных нарушений.
13.2. Запрашивать и получать сведения и документы, об изменениях форм собственности, в т.ч. отчуждении и использовании памятников истории и культуры; характера их использования и на изъятие их из хозяйственного пользования в целях обеспечения сохранности.
13.3. Составлять акты и протоколы по фактам нарушения законодательства, изменения, перемещения, порчи, разрушения, сноса и уничтожения памятников истории и культуры и вносить соответствующие представления в компетентные органы на применение санкций и мер.
13.4. Устанавливать формы учетной и охранной документации.
13.5. Осуществлять оперативное управление памятниками истории и культуры.
13.6. Заключать с собственниками, владельцами, пользователями охранные документы на памятники истории и культуры.
13.7. Приостанавливать любые виды работ, включая проектно-реставрационную и хозяйственную деятельность, проводимые на памятниках истории и культуры с нарушением установленных правил, порядка, режима, утвержденных проектов и требований госорганов охраны памятников, закрывать финансирование, лишать в установленном порядке лицензионных документов в случаях ведения работ без согласования или разрешения Управления на объектах независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности; приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные, другие работы и хозяйственную деятельность в других случаях при возникновении угрозы нанесения ущерба памятникам истории и культуры.
13.8. Давать предписания по вопросам охраны памятников органам управления на местах, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, объединениям и гражданам.
13.9. Создавать в установленном порядке советы, комиссии, временные, в т.ч. производственные коллективы, хозрасчетные специализированные службы для оказания содействия Министерству культуры Республики Татарстан и Управлению при выполнении возложенных на них задач и отдельных функций.
13.10. Иметь свои органы в городах и районах, осуществлять руководство деятельностью органов управления специально по вопросам охраны и использованию памятников истории и культуры.
13.11. Заниматься издательской деятельностью по своему профилю (буклеты, журналы, газеты, методические пособия, книги и т.д.).
13.12. Денежные средства, поступающие от реализации полномочий, предусмотренных настоящим положением, зачисляются в установленном порядке на специальный счет Управления и расходуются на мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников, их выявлению, изучению и пропаганде.
13.13. В Управлении образуется научно-методический и реставрационный совет в целях всестороннего рассмотрения методических, научно-исследовательских, технологических и архитектурно-проектных материалов.
Персональный состав указанного совета и положение о нем утверждаются Министерством культуры Республики Татарстан.
14. Управление отчитывается о своей деятельности перед Министерством культуры Республики Татарстан один раз в квартал не позднее 10 числа следующего за отчетный квартал месяца.
15. Начальник Управления несет персональную ответственность за организацию работы в Управлении и взаимодействие с Министерством культуры Республики Татарстан.