Недействующий

О конституционном надзоре в Республике Татарстан (утратил силу на основании закона Республики Татарстан от 30.10.1998 N 1840)

III. Полномочия и порядок деятельности Комитета
конституционного надзора Республики Татарстан  


     Статья 10. Акты, поднадзорные комитету конституционного надзора Республики Татарстан
     Комитет конституционного надзора Республики Татарстан рассматривает вопросы о соответствии Конституции Республики Татарстан: проектов законов Республики Татарстан и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета законов Республики Татарстан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Татарстан;
     Комитет конституционного надзора Республики Татарстан осуществляет надзор за соответствием Конституции Республики Татарстан и законам Республики Татарстан:
     указов и постановлений Президиума Верховного Совета Республики Татарстан;
     распоряжений Председателя Верховного Совета Республики Татарстан;
     постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Татарстан;
     решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
     соглашений Республики Татарстан с другими республиками, международных договорных и иных обязательств Республики Татарстан, представленных на ратификацию или утверждение Верховному Совету Республики Татарстан;
     нормативных правовых актов других государственных органов, а также общественных объединений, в отношении которых в соответствии с Конституцией Республики Татарстан не осуществляется прокурорский надзор.
     Надзорные функции Комитета конституционного надзора Республики Татарстан не распространяются на приговоры и иные решения судов, решения органов расследования, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголовным, административным, арбитражным делам.

     Статья 11. Внесение вопросов на рассмотрение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан
     Комитет конституционного надзора Республики Татарстан принимает вопрос к рассмотрению:
     1) по поручению Верховного Совета Республики Татарстан - в отношении проектов законов Республики Татарстан и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Республики Татарстан;
     2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов Республики Татарстан, Председателя Верховного Совета Республики Татарстан - в отношении законов Республики Татарстан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Татарстан;
     3) по поручению Верховного Совета Республики Татарстан, по предложениям не менее одной пятой народных депутатов Республики Татарстан, Председателя Верховного Совета Республики Татарстан, постоянных комиссий Верховного Совета Республики Татарстан и группы народных депутатов Республики Татарстан - в отношении постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Татарстан;
     4) по поручению Верховного Совета Республики Татарстан, по предложениям Президиума Верховного Совета Республики Татарстан, Председателя Верховного Совета Республики Татарстан, постоянных комиссий Верховного Совета Республики Татарстан, Совета Министров Республики Татарстан, Верховного суда Республики Татарстан, Прокурора Республики Татарстан, Главного государственного арбитра Республики Татарстан, республиканских органов общественных объединений - в отношении нормативных правовых актов других государственных органов и общественных объединений, в том числе союзных, союзно-республиканских министерств и ведомств.
     Комитет конституционного надзора Республики Татарстан вправе также по собственной инициативе рассматривать вопросы и давать заключения о соответствии высших органов государственной власти и управления Республики Татарстан, других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Республики Татарстан.
     Если органы государственного управления, судебные, прокурорские и иные правоохранительные и правоприменительные органы, общественные объединения и граждане обнаружат расхождения между законом или нормативным актом и Конституцией Республики Татарстан, они доводят об этом до сведения органа, уполномоченного передать вопрос на рассмотрение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан.
     Комитет конституционного надзора Республики Татарстан вправе отклонять, как не соответствующие его компетенции отдельные поручения, предложения и обращения.

     Статья 12. Принятие вопросов к рассмотрению по собственной инициативе Комитета конституционного надзора Республики Татарстан
     Право вносить на рассмотрение по собственной инициативе Комитета конституционного надзора Республики Татарстан принадлежит Председателю, заместителю Председателя и членам Комитета конституционного надзора Республики Татарстан.
     Решение рассмотреть вопрос на Комитете принимается большинством голосов членов Комитета, участвующих на заседании.

     Статья 13. Председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан
     Председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан осуществляет общее руководство работой Комитета, созывает его заседания по собственной инициативе или по предложению не менее трех членов Комитета, председательствует на них, а также выполняет другие функции, возложенные на него настоящим Законом.
     Заместитель Председателя Комитета конституционного надзора Республики Татарстан выполняет по уполномочию Председателя Комитета отдельные его функции и замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
     В случае невозможности осуществления Председателем Комитета или его заместителем их функций Комитет избирает из своего состава временного Председателя, действующего в этом качестве до возвращения Председателя или его заместителя к исполнению своих обязанностей, либо до избрания Верховным Советом Республики Татарстан нового Председателя или заместителя Председателя Комитета.

     Статья 14. Члены Комитета конституционного надзора Республики Татарстан
     Член Комитета конституционного надзора Республики Татарстан пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Комитетом.
     Член Комитета не имеет права публично высказывать свое мнение о соответствии или несоответствии Конституции Республики Татарстан и законам Республики Татарстан актов и проектов актов, находящихся на рассмотрении Комитета, до принятия Комитетом заключения по этому вопросу.

     Статья 15. Подготовка к рассмотрению вопроса в Комитете конституционного надзора Республики Татарстан
     Председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан поручает подготовку к рассмотрению вопроса на заседании Комитета одному или нескольким членам Комитета и устанавливает срок ее завершения, который не должен превышать 3 месяца. В ходе подготовки вопроса члены Комитета вправе:
     - истребовать от государственных органов и общественных организаций любые относящиеся к данному вопросу документы и иную информацию;
     - заслушивать объяснения должностных лиц соответствующих государственных органов и общественных объединений;
     - привлекать в качестве консультантов ученых и практических работников.
     Отказ должностных лиц государственных органов и общественных объединений в предоставлении Комитету требуемых документов и иной информации, а также сообщение ими ложных сведений влекут за собой ответственность в соответствии с законом.

     Статья 16. Рассмотрение вопроса Комитетом конституционного надзора Республики Татарстан
     Председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан ставит вопрос на заседании Комитета в течении одного месяца после окончания подготовки к рассмотрению вопроса. Проект заключения Комитета и относящиеся к нему материалы рассылаются участникам заседания не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.
     Заседание правомочно при наличии не менее двух третей из состава лиц, избранных в Комитет.
     Заседания Комитета проводятся открыто. Закрытое заседание допускается лишь в случае необходимости сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны.
     В заседании Комитета вправе участвовать представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и представитель органа, издавшего акт или внесшего проект акта.
     В заседании Комитета могут участвовать:
     Председатель Верховного Совета Республики Татарстан;
     Заместители Председателя Верховного Совета Республики Татарстан, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Республики Татарстан и другие члены Президиума;
     Председатель Совета Министров Республики Татарстан;
     Председатель Верховного Суда Республики Татарстан, Прокурор Республики Татарстан, Главный государственный арбитр Республики Татарстан, министр юстиции Республики Татарстан.
     Председательствующий или по его поручению один из членов Комитета излагает существо рассматриваемого вопроса.
     Представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и органа, издавшего акт или внесшего проект акта, вправе высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу. По решению Комитета на заседании могут быть выслушаны и другие лица.
     Для принятия заключения Комитет проводит совещание, на котором присутствуют только лица, входящие в его состав.
     Заключение Комитета объявляется в открытом заседании и подлежит опубликованию.

     Статья 17. Заключение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан
     В заключении Комитета конституционного надзора Республики Татарстан содержится вывод о соответствии или несоответствии рассматриваемого акта, проекта акта или их отдельных положений Конституции Республики Татарстан или законам Республики Татарстан. Заключение должно быть аргументированным.
     Заключение Комитета принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав Комитета. Эти лица не вправе воздерживаться от голосования. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя Комитета является решающим.
     Член Комитета, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме. В этом случае оно прилагается к заключению Комитета.

     Статья 18. Направление заключений Комитета конституционного надзора Верховному Совету Республики Татарстан
     Заключения Комитета конституционного надзора Республики Татарстан относительно проектов законов Республики Татарстан и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Республики Татарстан, законов Республики Татарстан и иных актов, принятых Верховным Советом, представляются Верховному Совету Республики Татарстан.
     Принятие Комитетом конституционного надзора Республики Татарстан заключений, указанных в настоящей статье, не приостанавливает действия законов Республики Татарстан и иных актов или отдельных их положений, принятых Верховным Советом Республики Татарстан.
     Заключение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан о несоответствии Конституции Республики Татарстан акта или их отдельных положений, принятых Верховным Советом Республики Татарстан может быть отклонено решением Верховного Совета, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Республики Татарстан. Заключение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан ставится на обсуждение ближайшей по времени сессии Верховного Совета Республики Татарстан.

     Статья 19. Направление заключения Комитета конституционного надзора Республики Татарстан другим органам
     Заключение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан во всех случаях направляется органу, издавшему акт, по поводу которого принято заключение; органу, по инициативе которого рассматривается вопрос, и одновременно - Президиуму Верховного Совета Республики Татарстан.

     Статья 20. Приостановление действия или утраты силы актом, не соответствующим Конституции Республики Татарстан
     Принятие Комитетом конституционного надзора Республики Татарстан заключения о несоответствии акта или отдельных положений его Конституции Республики Татарстан или закону Республики Татарстан, кроме заключений, указанных в статье 18 настоящего Закона, приостанавливает действие акта полностью или в отдельной его части до устранения указанного несоответствия.
     Сообщение о том, что акт или отдельные его положения не подлежат применению, публикуется и рассылается в том же порядке, в каком был опубликован и разослан акт, действие которого приостановлено.
     Заключение Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, констатирующее, что каким-либо нормативным правовым актам или его отдельными положениями нарушаются права и свободы человека, закрепленные в Конституции СССР, Конституции Республики Татарстан, международными договорами СССР, влечет за собой утрату силы таким актом или его отдельными положениями с момента принятия заключения Комитета.

     Статья 21. Устранение несоответствия акта Конституции Республики Татарстан или закону Республики Татарстан
     Орган, издавший акт, в двухмесячный срок обязан устранить указанное в заключении Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, несоответствие акта или его отдельных положений Конституции Республики Татарстан или закону Республики Татарстан. В необходимых случаях срок устранения несоответствия может быть продлен постановлением Президиума Верховного Совета Республики Татарстан.
     По истечении указанного срока, если несоответствие не будет устранено, Комитет входит с представлением в Верховный Совет Республики Татарстан или в Совет Министров Республики Татарстан об отмене не соответствующего Конституции Республики Татарстан или закону Республики Татарстан акта подотчетного им органа или должностного лица либо отдельных положений акта.
     Решение Верховного Совета Республики Татарстан является окончательным.
     В случае отклонения заключения Комитета решение об этом принимается Верховным Советом Республики Татарстан двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Республики Татарстан. Если предложение об отклонении заключения Комитета не получит в Верховном Совете необходимого числа голосов, акт или отдельные положения, не соответствующие Конституции Республики Татарстан или закону Республики Татарстан, утрачивают силу.

     Статья 22. Право законодательной инициативы Комитета конституционного надзора Республики Татарстан
     В соответствии с Конституцией Республики Татарстан Комитету конституционного надзора Республики Татарстан принадлежит право законодательной инициативы.
     Если Комитет обнаруживает, что соблюдению положений Конституции Республики Татарстан препятствует отсутствие соответствующего законодательного акта, он входит с представлением в Верховный Совет Республики Татарстан о необходимости подготовки и принятия такого акта.