ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 29 ноября 1994 года N 2244-XII
О выборах народных депутатов Республики Татарстан
Утратил силу Законом ГС РТ от 22.09. 2003 г. N 37-ЗРТ с 4.10. 2003 г.
Изменения:
Закон ГС РТ от 21.07.1999 г. N 2305
Изменения вступили в силу с 21.08.1999 г.
Закон ГС РТ от 21.01.2000 г. N 37
Изменение вступило в силу с 29.01.2000 г.
Выборы народных депутатов Республики Татарстан проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Республики Татарстан в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Республики Татарстан с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
1. Право избирать и быть избранным имеют граждане Республики Татарстан, достигшие 18 лет.
2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Татарстан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий и иных обстоятельств запрещаются.
3. Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
1. Выборы народных депутатов Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий народных депутатов.
2. По решению Государственного Совета Республики Татарстан выборы в Государственный Совет Республики Татарстан могут быть перенесены на другой срок, но не более чем на четыре месяца.
3. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
1. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 130 народных депутатов, избираемых по одномандатным административно-территориальным и территориальным избирательным округам.
2. Административно-территориальный избирательный округ образуется в районе, городе республиканского подчинения и районе в городе. В каждом из них избирается один народный депутат.
3. Территориальные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства с допускаемым отклонением числа избирателей в них от нормы до 15 процентов. От каждого территориального избирательного округа избирается один народный депутат.
Право выдвижения кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан принадлежит:
собраниям избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства;
избирателям в порядке самовыдвижения;
избирательным объединениям и избирательным блокам, зарегистрированным в установленном законом порядке.
Перечень политических общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке на уровне, соответствующем уровню выборов, представляется в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан Министерством юстиции Республики Татарстан не позднее 7 дней после обнародования дня выборов.
Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения), и дается обязательство, в случае проведения одновременных выборов и в Государственную Думу Российской Федерации, баллотироваться лишь в одном избирательном округе, а в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан.
2. Государственные предприятия, учреждения, организации и органы на период подготовки и проведения выборов предоставляют безвозмездно в распоряжение избирательных комиссий помещения, необходимое оборудование и транспортные средства.
3. Средства, выделенные из Республиканского бюджета Республики Татарстан на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан не позднее 25 дней после назначения выборов и немедленно распределяются ею между всеми избирательными комиссиями в течение трех дней. В случае необходимости выделенные средства индексируются.
4. Отчет о расходовании выделенных из Республиканского бюджета Республики Татарстан средств Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан представляет Государственному Совету Республики Татарстан не позднее 60 дней после официального опубликования результатов выборов, а окружные комиссии - в Центральную избирательную комиссию не позднее 30 дней.
5. Для финансирования предвыборной агитации кандидатов в народные депутаты могут создаваться избирательные фонды из средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию Центральной или окружной избирательными комиссиями, собственных средств, а также добровольных пожертвований, взносов физических и юридических лиц, в том числе общественных формирований. Пожертвования или взносы со стороны иностранных государств, организаций и граждан не допускаются. Все денежные средства, поступающие в избирательные фонды кандидатов в народные депутаты, перечисляются на специальный счет кандидата в народные депутаты в банке, который открывается соответствующей окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в народные депутаты в течение трех календарных дней.
6. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан до начала регистрации кандидата в народные депутаты.
7. После определения результатов выборов окружная избирательная комиссия обязана представить в Центральную избирательную комиссию финансовый отчет с указанием источника денежных поступлений в избирательные фонды кандидатов и фактических расходов указанных средств.
Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Татарстан.
8. Денежные средства избирательных фондов, не израсходованные на цели предвыборной агитации кандидатов в народные депутаты, после завершения выборов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных кандидату Центральной или окружной избирательными комиссиями, направляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан.
Организацию и проведение выборов народных депутатов обеспечивают избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах полномочий, установленных настоящим Законом, самостоятельны.
1. Деятельность избирательных комиссий, государственных и общественных органов и органов местного самоуправления, участвующих в организации и проведении выборов народных депутатов Республики Татарстан, осуществляется открыто и гласно.
2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в народные депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах в народные депутаты, результаты голосования по каждому кандидату в народные депутаты и итоги выборов.
3. На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в народные депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по избирательному округу, подведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители собраний избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства, партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, органов государственной власти, средств массовой информации, а также доверенные лица кандидатов в народные депутаты. Полномочия указанных представителей должны быть удостоверены соответствующим документом направивших их организаций, предъявляемым вместе с документом, удостоверяющим личность. О намерении представителей присутствовать в день выборов в помещениях для голосования либо на заседаниях избирательных комиссий должно быть сообщено в соответствующие избирательные комиссии не позднее чем за день до выборов.
4. Представители и наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;
ж) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
5. Представители и наблюдатели, участвующие на заседаниях избирательных комиссий, присутствующие при голосовании и подведении итогов выборов, не вправе:
а) выдавать избирателям избирательные бюллетени и открепительные удостоверения;
б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений;
в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии подсчете избирательных бюллетеней и голосов избирателей;
е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
ж) вести агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
6. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов народных депутатов Республики Татарстан.
1. Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.
2. Список избирательных округов с указанием числа избирателей в округе, места их расположения, описания границ и входящих в них административно-территориальных единиц публикуются Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан не позднее чем за 85 дней до дня выборов.
1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 75 дней до выборов решениями глав администраций районов, городов, районов в городах из расчета от 100 до 3000 избирателей. Границы избирательных участков на должны пересекать границ избирательных округов.
2. Избирательные участки, образованные в воинских частях, входят в избирательные округа по месту расположения частей.
3. Избирательные участки, образованные в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, входят в избирательные округа соответственно по месту их нахождения.
4. Список избирательных участков с указанием их номеров, адресов и описанием границ публикуется соответствующей администрацией в местной печати в течение трех дней после из образования.
5. Избирательные участки являются едиными для всех избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан.
1. Администрация района, города, района в городе, органы местного самоуправления обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.
2. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.