28. В Республике Татарстан устанавливаются государственные
образовательные стандарты, включающие федеральный и
национально-региональный компоненты, определяющие обязательный
минимум содержания основных программ дошкольного образования и
максимальный объем нагрузки детей во время занятий.
29. Дошкольные образовательные учреждения подразделяются на
три категории, соответствующие уровню реализации программы
дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение третьей категории
обеспечивает реализацию программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта по всем направлениям своей деятельности.
Дошкольное образовательное учреждение второй категории
обеспечивает реализацию программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта и превышает их по одному из приоритетных направлений
(нескольким направлениям).
Дошкольные образовательные учреждения данной категории могут
быть разного вида в соответствии с их назначением:
общеразвивающие - обеспечивающие обучение детей в
соответствии с требованиями, превышающими государственный
стандарт по одному или нескольким направлениям
(интеллектуальному, художественно-эстетическому, физическому и
другим) развития;
компенсирующие - осуществляющие квалификационную коррекцию
отклонений в физическом и психическом развитии детей (зрения,
слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, в том
числе нарушения осанки, плоскостопия и другие); к данному виду
относятся также санаторные учреждения для детей с ранними
проявлениями туберкулезной интоксикации; с малыми и затихающими
формами туберкулеза; для часто и длительно болеющих детей; для
детей с задержкой психического развития и другие;
дошкольные образовательные учреждения ухода, присмотра и
оздоровления - в них приоритетным является осуществление
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур;
комбинированные дошкольные учреждения - в этих дошкольных
учреждениях функционируют группы указанных видов дошкольных
образовательных учреждений в разных сочетаниях.
Дошкольное образовательное учреждение первой категории
обеспечивает реализацию программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями, превышающими государственный
образовательный стандарт по всем направлениям своей деятельности.
30. По результатам аттестации дошкольное образовательное
учреждение аккредитуется на одну из трех категорий и
финансируется в зависимости от присвоенной ему категории. Порядок
присвоения категории дошкольному учреждению определяется
Министерством народного образования Республики Татарстан.
31. Содержание образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении определяется программой дошкольного
образования. Дошкольное образовательное учреждение может выбирать
программу из комплекса вариантных программ, рекомендованных
министерствами образования Российской Федерации и Республики
Татарстан, государственными органами управления образованием, а
также изменять их или разрабатывать собственную (авторскую)
программу в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта.
32. Отношения воспитанника и персонала дошкольного
образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества,
уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в
соответствии с индивидуальными особенностями.
Права ребенка охраняются Конвенцией о правах ребенка,
принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций, действующим законодательством, Уставом
дошкольного образовательного учреждения, а также договором между
дошкольным образовательным учреждением и родителем (лицом, его
заменяющим) каждого ребенка.
Каждому ребенку в дошкольном образовательном учреждении
гарантируется:
защита его достоинства;
защита от всех форм физического и психического насилия;
удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном
общении;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии.
33. В соответствии со своими уставными целями и задачами
дошкольное образовательное учреждение может осуществлять
дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи
на основе договора с родителями (лицами, их заменяющими) за
дополнительную плату.
Данная деятельность не относится к предпринимательской.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и
в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой
учредителем.
34. Взаимоотношения между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) каждого ребенка
регулируются договором, включающим в себя взаимные права и
обязанности сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания,
присмотра и ухода.
35. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
принимать участие в работе совета педагогов с правом
совещательного голоса;
вносить предложения по улучшению работы с детьми и по
организации дополнительных услуг в дошкольном образовательном
учреждении;
выбирать педагога для работы с их ребенком;
требовать предоставления ребенку присмотра, ухода, воспитания
и обучения на условиях, определенных договором между дошкольным
образовательным учреждением и родителями (лицами, их
заменяющими);
требовать уважительного отношения к личности ребенка;
оставаться с ребенком, поступившим в дошкольное
образовательное учреждение, необходимое время на условиях,
определенных договором между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими);
досрочно расторгнуть договор между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими);
присутствовать при отчетах заведующего и педагогов
дошкольного образовательного учреждения о работе в группе.
36. Ущемление прав участников образовательного процесса не
допускается.