ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 1994 г. N 220
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кабинет министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
М.САБИРОВ
Начальник Секретариата
Кабинета министров
Республики Татарстан
М.МИНГАЗОВ
Утверждено
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 26 мая 1994 г. N 220
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Настоящее Типовое положение разработано на основе Закона
Республики Татарстан "Об образовании" и регулирует
образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую
деятельность государственных, муниципальных дошкольных
образовательных учреждений.
2. Действие настоящего Типового положения распространяется на
все дошкольные образовательные учреждения, расположенные на
территории Республики Татарстан.
Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений
настоящее Типовое положение носит функции примерного.
3. Настоящее Типовое положение определяет взаимоотношения
дошкольного образовательного учреждения и учредителя; направление
деятельности дошкольного образовательного учреждения;
взаимодействие участников образовательного процесса: детей,
родителей (лиц, их заменяющих), педагогов.
4. Задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в
возрасте от 6 мес. до 7 лет.
5. Основными функциями дошкольного образовательного
учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
детей;
забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
закаливание и физическое развитие ребенка;
интеллектуальное развитие ребенка;
создание условий для развития личности ребенка, его
творческих способностей;
становление общечеловеческих ценностей;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка.
Задачи и функции дошкольного образовательного учреждения
определяются применительно к национальным, экономическим,
культурным и региональным условиям, конкретизируются в
зависимости от вида дошкольного образовательного учреждения
Типовым положением о дошкольном учреждении.
6. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в
дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем.
7. Дошкольное образовательное учреждение действует на
основании настоящего Типового положения, договора, заключенного
между дошкольным образовательным учреждением и учредителем, и
договора, заключенного между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) каждого
ребенка.
8. В государственном, коммунальном дошкольном образовательном
учреждении не допускаются создание и деятельность организационных
структур политических партий, общественно-политических и
религиозных движений и организаций. Образование носит светский
характер.
9. Дошкольное образовательное учреждение по своим
организационно-правовым формам может быть государственным,
коммунальным негосударственным (частным, общественных и
религиозных организаций).
10. Учредителями дошкольного образовательного учреждения
могут быть:
а) республиканские и местные органы государственной власти,
местная администрация;
б) ответственные и иностранные объединения, предприятия,
учреждения, организации всех форм собственности;
в) общественные и религиозные организации и объединения,
зарегистрированные на территории Республики Татарстан;
г) граждане Республики Татарстан и других государств.
Допускается совместное учредительство.
11. Дошкольное образовательное учреждение создается
учредителем по собственной инициативе и регистрируется органами
местного самоуправления.
12. Для регистрации дошкольного образовательного учреждения
учредитель представляет в соответствующие органы местного
самоуправления заявление, решение о создании дошкольного
образовательного учреждения или договор учредителей, Устав
дошкольного образовательного учреждения, документ об уплате
государственной регистрационной пошлины.
13. Дошкольное образовательное учреждение является
юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, расчетный
и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
14. Права юридического лица у дошкольного образовательного
учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной
деятельности, направленной на подготовку образовательного
процесса, возникают с момента регистрации.
15. Права на образовательную деятельность и льготы,
предоставляемые законодательством Республики Татарстан
дошкольному образовательному учреждению, возникают с момента
выдачи ему лицензии на право ведения образовательной
деятельности.
Лицензирование дошкольного образовательного учреждения
осуществляется в порядке, установленном Законом Республики
Татарстан "Об образовании".
16. Государственный статус дошкольного образовательного
учреждения определяется в соответствии с его видом и категорией,
устанавливается при его государственной аккредитации и
подтверждается соответствующим свидетельством.
17. Государственная аккредитация дошкольного образовательного
учреждения проводится Министерством образования Республики
Татарстан на основании заявления образовательного учреждения и
заключения по его аттестации.
Аттестация дошкольного образовательного учреждения проводится
государственными органами управления образованием, которые с этой
целью создают аттестационные комиссии. По результатам аттестации
дошкольное образовательное учреждение может быть лишено
государственной аккредитации.
18. Дошкольное образовательное учреждение может создавать
филиалы, отделения, структурные подразделения, которые действуют
по доверенности дошкольного образовательного учреждения и могут
осуществлять полностью или частично права юридического лица, в
том числе иметь самостоятельный баланс и собственный счет в
банковских и других кредитных учреждениях.
19. Филиалы и отделения дошкольного образовательного
учреждения проходят регистрацию по своему фактическому адресу;
лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в
порядке, установленном для дошкольного образовательного
учреждения.
20. Порядок комплектования детьми дошкольного
образовательного учреждения определяется учредителем и
закрепляется в Уставе дошкольного образовательного учреждения.
21. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно
формирует контингент воспитанников в соответствии с видом
дошкольного образовательного учреждения (группы).
22. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети
в возрасте от 6 мес. до 7 лет.
23. Детей с отклонениями в развитии можно принимать в
дошкольные образовательные учреждения (группы) разных видов при
наличии условий для коррекционной работы.
Прием детей, имеющих отклонения в развитии, в дошкольные
образовательные учреждения и группы (в том числе компенсирующие)
и определение периода их пребывания в них осуществляются на
основании решения межведомственной территориальной
психолого-медико-педагогической консультации.
24. В дошкольное образовательное учреждение, в первую
очередь, принимаются дети - учащихся матерей, инвалидов I и II
групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой;
дети работающих одиноких матерей; дети, отцы которых находятся на
действительной службе в Вооруженных Силах; дети военнослужащих,
уволенных с военной службы; дети безработных, мигрантов и
вынужденных переселенцев, студентов.
Органы государственной власти и управления, органы местного
самоуправления, учредитель могут устанавливать дополнительные
льготы по приему детей в дошкольное образовательные учреждения.
25. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и
длительность пребывания в нем детей определяются Уставом
дошкольного образовательного учреждения и договором между
дошкольным образовательным учреждением и учредителем.
Допускается функционирование дошкольного образовательного
учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в
выходные и праздничные дни, также допускается свободное посещение
детьми дошкольного образовательного учреждения.
26. Организация питания в дошкольном образовательном
учреждении возлагается на руководство дошкольным образовательным
учреждением и учредителями, который участвует в обеспечении
дошкольного образовательного учреждения продуктами питания.
27. Министерство народного образования Республики Татарстан
вправе инспектировать дошкольное образовательное учреждение по
вопросам своей компетенции в порядке надзора, а также
делегировать это право другим государственным органам управления
образованием.
28. В Республике Татарстан устанавливаются государственные
образовательные стандарты, включающие федеральный и
национально-региональный компоненты, определяющие обязательный
минимум содержания основных программ дошкольного образования и
максимальный объем нагрузки детей во время занятий.
29. Дошкольные образовательные учреждения подразделяются на
три категории, соответствующие уровню реализации программы
дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение третьей категории
обеспечивает реализацию программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта по всем направлениям своей деятельности.
Дошкольное образовательное учреждение второй категории
обеспечивает реализацию программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта и превышает их по одному из приоритетных направлений
(нескольким направлениям).
Дошкольные образовательные учреждения данной категории могут
быть разного вида в соответствии с их назначением:
общеразвивающие - обеспечивающие обучение детей в
соответствии с требованиями, превышающими государственный
стандарт по одному или нескольким направлениям
(интеллектуальному, художественно-эстетическому, физическому и
другим) развития;
компенсирующие - осуществляющие квалификационную коррекцию
отклонений в физическом и психическом развитии детей (зрения,
слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, в том
числе нарушения осанки, плоскостопия и другие); к данному виду
относятся также санаторные учреждения для детей с ранними
проявлениями туберкулезной интоксикации; с малыми и затихающими
формами туберкулеза; для часто и длительно болеющих детей; для
детей с задержкой психического развития и другие;
дошкольные образовательные учреждения ухода, присмотра и
оздоровления - в них приоритетным является осуществление
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур;
комбинированные дошкольные учреждения - в этих дошкольных
учреждениях функционируют группы указанных видов дошкольных
образовательных учреждений в разных сочетаниях.
Дошкольное образовательное учреждение первой категории
обеспечивает реализацию программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями, превышающими государственный
образовательный стандарт по всем направлениям своей деятельности.
30. По результатам аттестации дошкольное образовательное
учреждение аккредитуется на одну из трех категорий и
финансируется в зависимости от присвоенной ему категории. Порядок
присвоения категории дошкольному учреждению определяется
Министерством народного образования Республики Татарстан.
31. Содержание образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении определяется программой дошкольного
образования. Дошкольное образовательное учреждение может выбирать
программу из комплекса вариантных программ, рекомендованных
министерствами образования Российской Федерации и Республики
Татарстан, государственными органами управления образованием, а
также изменять их или разрабатывать собственную (авторскую)
программу в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта.
32. Отношения воспитанника и персонала дошкольного
образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества,
уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в
соответствии с индивидуальными особенностями.
Права ребенка охраняются Конвенцией о правах ребенка,
принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций, действующим законодательством, Уставом
дошкольного образовательного учреждения, а также договором между
дошкольным образовательным учреждением и родителем (лицом, его
заменяющим) каждого ребенка.
Каждому ребенку в дошкольном образовательном учреждении
гарантируется:
защита его достоинства;
защита от всех форм физического и психического насилия;
удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном
общении;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии.
33. В соответствии со своими уставными целями и задачами
дошкольное образовательное учреждение может осуществлять
дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи
на основе договора с родителями (лицами, их заменяющими) за
дополнительную плату.
Данная деятельность не относится к предпринимательской.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и
в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой
учредителем.
34. Взаимоотношения между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) каждого ребенка
регулируются договором, включающим в себя взаимные права и
обязанности сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания,
присмотра и ухода.
35. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
принимать участие в работе совета педагогов с правом
совещательного голоса;
вносить предложения по улучшению работы с детьми и по
организации дополнительных услуг в дошкольном образовательном
учреждении;
выбирать педагога для работы с их ребенком;
требовать предоставления ребенку присмотра, ухода, воспитания
и обучения на условиях, определенных договором между дошкольным
образовательным учреждением и родителями (лицами, их
заменяющими);
требовать уважительного отношения к личности ребенка;
оставаться с ребенком, поступившим в дошкольное
образовательное учреждение, необходимое время на условиях,
определенных договором между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими);
досрочно расторгнуть договор между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (лицами, их заменяющими);
присутствовать при отчетах заведующего и педагогов
дошкольного образовательного учреждения о работе в группе.
36. Ущемление прав участников образовательного процесса не
допускается.