Недействующий

Об утверждении типового положения о государственном и коммунальном учреждении начального профессионального образования Республики Татарстан (утратило силу)

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        17. Образовательный  процесс  в  учреждении  начального  про-
    фессионального образования строится с учетом возрастных и индиви-
    дуальных особенностей обучающихся,  на принципах демократии и гу-
    манизма.
        18. Содержание образования в учреждении начального профессио-
    нального образования  должно  обеспечивать получение обучающимися
    профессии и соответствующей квалификации,  физической подготовки,
    а также  содействовать  взаимопониманию  и  сотрудничеству  между
    людьми, народами,  различными расовыми, национальными, этнически-
    ми, религиозными и социальными группами;  способствовать реализа-
    ции права обучающегося на свободный выбор взглядов и убеждений.
        19. Образовательный процесс в учреждении начального професси-
    онального образования должен быть ориентирован на расширение воз-
    можностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повыше-
    нии квалификации, специальной, физической и общекультурной подго-
    товки его выпускников.
        20. Содержание  образования  и  организации  образовательного
    процесса в  учреждении  начального  профессионального образования
    регламентируются учебными (тематическими)  планами,  программами,
    разработанными образовательным  учреждением самостоятельно с уче-
    том содержания примерных учебных планов,  программ, разработанных
    на основе государственных образовательных стандартов и рекоменду-
    емых органом управления образованием.
        Образовательный процесс включает теоретическое обучение, про-
    изводственное обучение, производственную практику, воспитательную
    работу с обучающимися.
        21. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов
    в неделю.  Время  работы  на  производственной практике не должно
    превышать продолжительности рабочего времени,  установленного за-
    конодательством о труде для соответствующих категорий работников.
    Общая продолжительность каникул составляет не менее 10  недель  в
    год, при сроке обучения более одного года. Продолжительность уро-
    ков по теоретическому и производственному обучению,  длительность
    перемен, режим занятий  определяются Уставом образовательного уч-
    реждения на основе рекомендаций органов здравоохранения.  Обучаю-
    щиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмот-
    ренных учебным планом.
        22. Учреждение  начального  профессионального образования са-
    мостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности теку-
    щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации,  обеспечи-
    вающих получение обучающимися  профессионального  образования  по
    профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.
        23. Производственное обучение осуществляется в  учебно-произ-
    водственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хо-
    зяйствах учреждений начального профессионального  образования,  а
    также в цехах предприятий,  на учебных участках,  полях,  фермах,
    строительных и других объектах.
        Производственная практика,  как правило, проводится на предп-
    риятиях, в организациях,  колхозах,  совхозах, фермерских хозяйс-
    твах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и спе-
    циалистов, на самостоятельных рабочих местах и  штатных  должнос-
    тях. Порядок организации практики определяется двусторонним дого-
    вором.
        Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачислен-
    ные на рабочие места и должности,  включаются в списочный  состав
    предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписоч-
    ной численности.
        24. Обучающиеся учреждения начального профессионального обра-
    зования объединяются по  профессиям  (специальностям)  в  учебные
    группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одно-
    го обучающегося предусматривается,  что количество обучающихся  в
    группе на занятиях теоретического обучения должно быть,  как пра-
    вило, не менее 25 человек.
        В сельских  профессиональных  училищах (агролицеях) малой на-
    полняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответс-
    твующим органом  управления  образованием  с  привлечением других
    внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей числен-
    ности, но не менее 8-10 человек.
        При финансировании подготовки и переподготовки, обучения вто-
    рым профессиям  и  повышения  квалификации рабочих и специалистов
    средствами заказчиков как в государственных,  так и в негосударс-
    твенных учреждениях   начального   профессионального  образования
    комплектование учебных групп учащимися численностью не  ограничи-
    вается.
        Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в
    группах  по  12-15 человек,  если другие условия не предусмотрены
    договором с  предприятием-заказчиком  кадров  рабочих  и  специа-
    листов.
        На теоретических и лабораторно-практических занятиях  по  от-
    дельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учеб-
    ные группы могут делиться на две  подгруппы.  Перечень  дисциплин
    определяется  местным  органом  управления  образованием в рамках
    государственного стандарта начального профессионального образова-
    ния.
        25. Освоение профессиональных образовательных программ  может
    осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения за-
    висит от конкретных условий и требований заказчика на  подготовку
    кадров. Каждая  ступень обучения имеет профессиональную завершен-
    ность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвое-
    нием выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специ-
    альности) и выдачей соответствующего документа.
        26. Для  всех  форм получения профессионального образования в
    рамках основной профессиональной образовательной программы  дейс-
    твует единый  государственный  образовательный стандарт,  в соот-
    ветствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших на-
    чальное профессиональное образование.
        27. Прием на обучение в государственные и коммунальные учреж-
    дения начального  профессионального образования осуществляется по
    заявлениям от поступающих на конкурсной основе,  в порядке, уста-
    новленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.  Ус-
    ловия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в об-
    ласти профессионального  образования и обеспечивать зачисление на
    обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению про-
    фессии (специальности) соответствующего уровня.
        При приеме на обучение образовательное учреждение обязано оз-
    накомить поступающего,  его родителей или лиц,  их заменяющих,  с
    Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующи-
    ми организацию образовательного процесса.
        Порядок приема в учреждение начального профессионального  об-
    разования в части,  не отрегулированной законодательством Респуб-
    лики Татарстан, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
        28. Дисциплина  в учреждении начального профессионального об-
    разования поддерживается на основе уважения человеческого  досто-
    инства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не до-
    пускаются методы физического и психологического воздействия.
        29. В  учреждении  начального  профессионального  образования
    обучение ведется на языке,  который определяется учредителем  или
    Уставом образовательного учреждения.
        30. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов),  пе-
    реподготовка и  повышение квалификации в государственных учрежде-
    ниях начального профессионального образования осуществляются, как
    правило, по  профессиям (специальностям) согласно Перечню профес-
    сий и специальностей начального профессионального образования.
        31. Учреждение начального профессионального образования может
    реализовывать дополнительные   профессиональные   образовательные
    программы и  оказывать  дополнительные  образовательные услуги за
    пределами определяющих его  статус  образовательных  программ,  а
    также осуществлять  в соответствии с законодательством Российской
    Федерации и Республики Татарстан подготовку к военной службе.
        32. Учреждение  начального  профессионального образования мо-
    жет, в том числе в кооперации с другими образовательными учрежде-
    ниями, предприятиями,  организациями,  фирмами,  создавать  учеб-
    но-производственные, учебно-торгово-производственные   структуры,
    которые являются  их подразделениями без права юридического лица,
    обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных  прог-
    рамм, а  в  процессе  производственного  обучения и во внеучебное
    время обучающиеся могут  оказывать  различные  услуги  населению,
    производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары
    народного потребления.
        33. С  учетом потребностей и возможностей личности профессио-
    нальные образовательные программы могут осваиваться как в профес-
    сиональном образовательном  учреждении  (с отрывом или без отрыва
    от производства),  так и в форме самообразования или  экстерната.
    Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва
    от производства и в форме экстерната не допускается, устанавлива-
    ется Кабинетом министров Республики Татарстан.
        34. Учреждение начального профессионального образования, име-
    ющее государственную  аккредитацию и реализующее профессиональные
    и общеобразовательные программы,  выдает выпускникам (лицам  про-
    шедшим курс обучения),  прошедшим аттестацию,  документ государс-
    твенного образца об уровне образования и квалификации по  профес-
    сии (специальности),  а выпускникам,  прошедшим аттестацию только
    по профессии (специальности),  выдает документ об уровне квалифи-
    кации, форма  которого устанавливается органом управления профес-
    сиональным образованием.
        35. Неаккредитованное негосударственное учреждение начального

профессионального образования выдает по завершении обучения ли-

цам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в со-

ответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного уч-

реждения. Форма документа определяется самим образовательным уч-

реждением.