17. Образовательный процесс в учреждении начального про-
фессионального образования строится с учетом возрастных и индиви-
дуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гу-
манизма.
18. Содержание образования в учреждении начального профессио-
нального образования должно обеспечивать получение обучающимися
профессии и соответствующей квалификации, физической подготовки,
а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами, различными расовыми, национальными, этнически-
ми, религиозными и социальными группами; способствовать реализа-
ции права обучающегося на свободный выбор взглядов и убеждений.
19. Образовательный процесс в учреждении начального професси-
онального образования должен быть ориентирован на расширение воз-
можностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повыше-
нии квалификации, специальной, физической и общекультурной подго-
товки его выпускников.
20. Содержание образования и организации образовательного
процесса в учреждении начального профессионального образования
регламентируются учебными (тематическими) планами, программами,
разработанными образовательным учреждением самостоятельно с уче-
том содержания примерных учебных планов, программ, разработанных
на основе государственных образовательных стандартов и рекоменду-
емых органом управления образованием.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение, про-
изводственное обучение, производственную практику, воспитательную
работу с обучающимися.
21. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов
в неделю. Время работы на производственной практике не должно
превышать продолжительности рабочего времени, установленного за-
конодательством о труде для соответствующих категорий работников.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в
год, при сроке обучения более одного года. Продолжительность уро-
ков по теоретическому и производственному обучению, длительность
перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного уч-
реждения на основе рекомендаций органов здравоохранения. Обучаю-
щиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмот-
ренных учебным планом.
22. Учреждение начального профессионального образования са-
мостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности теку-
щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечи-
вающих получение обучающимися профессионального образования по
профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.
23. Производственное обучение осуществляется в учебно-произ-
водственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хо-
зяйствах учреждений начального профессионального образования, а
также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах,
строительных и других объектах.
Производственная практика, как правило, проводится на предп-
риятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйс-
твах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и спе-
циалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должнос-
тях. Порядок организации практики определяется двусторонним дого-
вором.
Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачислен-
ные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав
предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписоч-
ной численности.
24. Обучающиеся учреждения начального профессионального обра-
зования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные
группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одно-
го обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в
группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как пра-
вило, не менее 25 человек.
В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой на-
полняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответс-
твующим органом управления образованием с привлечением других
внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей числен-
ности, но не менее 8-10 человек.
При финансировании подготовки и переподготовки, обучения вто-
рым профессиям и повышения квалификации рабочих и специалистов
средствами заказчиков как в государственных, так и в негосударс-
твенных учреждениях начального профессионального образования
комплектование учебных групп учащимися численностью не ограничи-
вается.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в
группах по 12-15 человек, если другие условия не предусмотрены
договором с предприятием-заказчиком кадров рабочих и специа-
листов.
На теоретических и лабораторно-практических занятиях по от-
дельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учеб-
ные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин
определяется местным органом управления образованием в рамках
государственного стандарта начального профессионального образова-
ния.
25. Освоение профессиональных образовательных программ может
осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения за-
висит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку
кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершен-
ность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвое-
нием выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специ-
альности) и выдачей соответствующего документа.
26. Для всех форм получения профессионального образования в
рамках основной профессиональной образовательной программы дейс-
твует единый государственный образовательный стандарт, в соот-
ветствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших на-
чальное профессиональное образование.
27. Прием на обучение в государственные и коммунальные учреж-
дения начального профессионального образования осуществляется по
заявлениям от поступающих на конкурсной основе, в порядке, уста-
новленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Ус-
ловия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в об-
ласти профессионального образования и обеспечивать зачисление на
обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению про-
фессии (специальности) соответствующего уровня.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано оз-
накомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с
Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующи-
ми организацию образовательного процесса.
Порядок приема в учреждение начального профессионального об-
разования в части, не отрегулированной законодательством Респуб-
лики Татарстан, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
28. Дисциплина в учреждении начального профессионального об-
разования поддерживается на основе уважения человеческого досто-
инства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не до-
пускаются методы физического и психологического воздействия.
29. В учреждении начального профессионального образования
обучение ведется на языке, который определяется учредителем или
Уставом образовательного учреждения.
30. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), пе-
реподготовка и повышение квалификации в государственных учрежде-
ниях начального профессионального образования осуществляются, как
правило, по профессиям (специальностям) согласно Перечню профес-
сий и специальностей начального профессионального образования.
31. Учреждение начального профессионального образования может
реализовывать дополнительные профессиональные образовательные
программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за
пределами определяющих его статус образовательных программ, а
также осуществлять в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Татарстан подготовку к военной службе.
32. Учреждение начального профессионального образования мо-
жет, в том числе в кооперации с другими образовательными учрежде-
ниями, предприятиями, организациями, фирмами, создавать учеб-
но-производственные, учебно-торгово-производственные структуры,
которые являются их подразделениями без права юридического лица,
обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных прог-
рамм, а в процессе производственного обучения и во внеучебное
время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению,
производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары
народного потребления.
33. С учетом потребностей и возможностей личности профессио-
нальные образовательные программы могут осваиваться как в профес-
сиональном образовательном учреждении (с отрывом или без отрыва
от производства), так и в форме самообразования или экстерната.
Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва
от производства и в форме экстерната не допускается, устанавлива-
ется Кабинетом министров Республики Татарстан.
34. Учреждение начального профессионального образования, име-
ющее государственную аккредитацию и реализующее профессиональные
и общеобразовательные программы, выдает выпускникам (лицам про-
шедшим курс обучения), прошедшим аттестацию, документ государс-
твенного образца об уровне образования и квалификации по профес-
сии (специальности), а выпускникам, прошедшим аттестацию только
по профессии (специальности), выдает документ об уровне квалифи-
кации, форма которого устанавливается органом управления профес-
сиональным образованием.
35. Неаккредитованное негосударственное учреждение начального
профессионального образования выдает по завершении обучения ли-
цам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в со-
ответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного уч-
реждения. Форма документа определяется самим образовательным уч-
реждением.