1. Учреждение начального профессионального образования в Рес-
публике Татарстан является государственным, коммунальным или не-
государственным образовательным учреждением и имеет целью подго-
товить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих)
по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности,
согласно Перечню профессий (специальностей).
2. Главной задачей учреждения начального профессионального
образования является создание необходимых условий для удовлетво-
рения потребности личности в получении начального профессиональ-
ного образования, конкретной профессии (специальности) соответс-
твующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразо-
вательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) об-
щего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навы-
ков для выполнения определенной работы или группы работ.
3. К учреждениям начального профессионального образования от-
носятся:
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей - центр непрерывного профессиональ-
ного образования;
- учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный
центр, техническая школа, вечернее (сменное) и другие учреждения
начального профессионального образования данного уровня.
Профессиональное училище осуществляет реализацию образова-
тельных программ начального профессионального образования, обес-
печивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соот-
ветствующего уровня квалификации с получением или без получения
среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище
является основным типом учреждения начального профессионального
образования, в котором осуществляются наиболее массовая подготов-
ка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и слу-
жащих. На базе профессионального училища могут осуществляться
разработка и внедрение передовых методик в области начального
профессионального образования по соответствующему профилю подго-
товки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень
профессионального образования и профессиональной подготовки,
удовлетворяющих запросы личности и производства.
Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального
образования (коммерческий, технический, строительный, химико-тех-
нологический, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегри-
рованных образовательных программ начального и среднего професси-
онального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися
конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возмож-
ностью получения, в необходимых случаях, среднего профессиональ-
ного образования. Данный тип учреждения начального профессиональ-
ного образования является опорным центром развития начального
профессионального образования, на базе которого могут проводиться
научные исследования по совершенствованию содержания образова-
тельного процесса, учебно-программной документации, обеспечиваю-
щих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных от-
ношений. Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производствен-
ный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение на-
чального профессионального образования осуществляет реализацию
образовательных программ переподготовки, повышения квалификации
рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов
соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обуче-
ния.
4. Учреждение начального профессионального образования по до-
говорам с органами по труду и службам занятости, предприятиями,
учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять
профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное при-
обретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной
работы или группы работ и не сопровождается повышением образова-
тельного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут
быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки от-
дельных лиц за счет их средств или средств предприятий, учрежде-
ний, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и по-
вышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не за-
нятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осущест-
вляются по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом
и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также
посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.
Профессиональная подготовка может быть получена также в про-
фессиональных образовательных подразделениях производственного
объединения, предприятия, учреждения, фирмы и других организаци-
ях, в которых могут создаваться условия для получения профессио-
нальной подготовки лицам, не имеющим основного общего образова-
ния.
5. Учреждение начального профессионального образования созда-
ется учредителем по собственной инициативе, регистрируется в со-
ответствии с законодательством Республики Татарстан уполномочен-
ными органами в заявительном порядке. Права юридического лица у
учреждения начального профессионального образования возникают с
момента регистрации.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-
правовую форму образовательного учреждения.
Учредителями государственного учреждения начального професси-
онального образования могут быть Кабинет министров Республики Та-
тарстан и республиканские органы управления образованием.
Учредителями коммунального учреждения начального профессио-
нального образования являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство образовательных учреж-
дений, основанное на объединении имущества, находящегося в рес-
публиканской, коммунальной и частной собственности, а также собс-
твенности общественных объединений (организаций), иностранных го-
сударств, юридических и физических лиц.
Учредительными документами учреждения начального профессио-
нального образования являются решение о его создании или договор
учредителей и Устав.
6. Учреждение начального профессионального образования полу-
чает право на образовательную деятельность и льготы, предоставля-
емые законодательством Республики Татарстан с момента выдачи ему
органом управления профессиональным образованием лицензии (разре-
шения), в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная
численность контингента обучающихся и срок ее действия.
7. Лицензия может быть изъята у учреждения начального про-
фессионального образования государственным органом, выдавшим ее,
в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицен-
зии.
8. Учреждение начального профессионального образования полу-
чает право на выдачу выпускникам документа об образовании госу-
дарственного образца, на включение в схему государственного фи-
нансирования, на пользование печатью установленного образца после
государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством
(вступает в силу по мере развития государственной аттестационной
службы).
9. Аттестация учреждения начального профессионального образо-
вания проводится по его заявлению Республиканской аттестационной
службой в установленном порядке один раз в пять лет.
Учреждение начального профессионального образования может
быть лишено государственной аккредитации по результатам аттеста-
ции.
10. Учреждение начального профессионального образования может
иметь вечерние (сменные) отделения (группы), а также филиалы, ко-
торые проходят регистрацию по фактическому месту нахождения и го-
сударственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Рес-
публики Татарстан "Об образовании". Филиал учреждения начального
профессионального образования создается образовательным учрежде-
нием по согласованию с учредителем, а создание вечерних (сменных)
отделений (групп), осуществляется с последующим уведомлением уч-
редителя и внесением в установленном порядке изменений в свой Ус-
тав.
11. Учреждение начального профессионального образования может
получать общественную аккредитацию в республиканских, Российс-
ких, зарубежных и международных общественных (образовательных),
научных и промышленных структурах, что не влечет за собой допол-
нительных финансовых обязательств со стороны государства.
12. Учреждение начального профессионального образования в
соответствии с законодательством Республики Татарстан может обра-
зовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том
числе с участием учреждений, предприятий и общественных организа-
ций в целях развития и совершенствования образования.
13. Государственное, коммунальное учреждение начального про-
фессионального образования может быть реорганизовано, перепрофи-
лировано, ликвидировано по решению соответствующего учредителя
образовательного учреждения.
14. Учреждение начального профессионального образования раз-
рабатывает и утверждает на основе Закона Республики Татарстан "Об
образовании" и настоящего Типового положения свой Устав, в кото-
ром в обязательном порядке указываются:
- наименование, место нахождения (юридический и фактический
адреса), статус учреждения начального профессионального образова-
ния;
- учредитель;
- организационно-правовая форма образовательного учреждения;
- цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых об-
разовательных программ;
- основные характеристики организации образовательного про-
цесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, по-
рядок;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предос-
тавления;
з) порядок регламентации и оформления отношений учреждений
начального профессионального образования и обучающихся, воспитан-
ников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих);
- структура финансовой и хозяйственной деятельности учрежде-
ния начального профессионального образования, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учреди-
телем за учреждением начального профессионального образования;
б) финансирования и материально-технического обеспечения дея-
тельности учреждения начального профессионального образования;
в) источников и порядка финансирования собственности учрежде-
ния начального профессионального образования;
г) наличия предпринимательской деятельности;
- имущество учреждения начального профессионального образова-
ния;
- порядок управления учреждением начального профессионального
образования, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления учреж-
дением начального профессионального образования, их компетенция,
порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;
г) порядок изменения Устава;
д) порядок реорганизации и ликвидации;
- права и обязанности участников образовательного процесса;
- перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и
других), регламентирующих деятельность учреждения начального про-
фессионального образования.
15. В своей деятельности учреждение начального профессиональ-
ного образования руководствуется действующим законодательством
Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Респуб-
лики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Правительства
Республики Татарстан, решениями Министерства образования Респуб-
лики Татарстан, настоящим Положением и своим Уставом.
Устав учреждения начального профессионального образования в
части, определенной законодательством Республики Татарстан, раз-
рабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
16. Для негосударственных учреждений начального профессио-
нального образования данное Положение выполняет функцию примерно-
го.