Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАHОВЛЕHИЕ
от 4 октября 1994 г. N 479

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ И КОММУНАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

        Во исполнение Закона Республики  Татарстан  "Об  образовании"
    Кабинет министров Республики Татарстан ПОСТАHОВЛЯЕТ:

        утвердить прилагаемое  Типовое  положение о государственном и

коммунальном учреждении начального профессионального образования

Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
М.САБИРОВ
Hачальник Секретариата
Кабинета министров
Республики Татарстан
М.МИНГАЗОВ





Утверждено
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 4 октября 1994 г. N 479

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ И КОММУНАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        1. Учреждение начального профессионального образования в Рес-
    публике Татарстан является государственным,  коммунальным или не-
    государственным образовательным  учреждением и имеет целью подго-
    товить работников квалифицированного труда (рабочих  и  служащих)
    по всем  основным направлениям общественно-полезной деятельности,
    согласно Перечню профессий (специальностей).
        2. Главной  задачей  учреждения  начального профессионального
    образования является создание необходимых условий для  удовлетво-
    рения потребности  личности в получении начального профессиональ-
    ного образования,  конкретной профессии (специальности) соответс-
    твующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразо-
    вательного уровня обучающихся,  не имеющих среднего (полного) об-
    щего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навы-
    ков для выполнения определенной работы или группы работ.
        3. К учреждениям начального профессионального образования от-
    носятся:
        - профессиональное училище;
        - профессиональный лицей - центр непрерывного  профессиональ-
    ного образования;
        - учебно-курсовой комбинат  (пункт),  учебно-производственный
    центр, техническая школа,  вечернее (сменное) и другие учреждения
    начального профессионального образования данного уровня.
        Профессиональное училище  осуществляет  реализацию  образова-
    тельных программ начального профессионального образования,  обес-
    печивающих приобретение  обучающимися  конкретной профессии соот-
    ветствующего уровня квалификации с получением или  без  получения
    среднего (полного)  общего образования.  Профессиональное училище
    является основным типом учреждения  начального  профессионального
    образования, в котором осуществляются наиболее массовая подготов-
    ка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и слу-
    жащих. На  базе  профессионального  училища  могут осуществляться
    разработка и внедрение передовых  методик  в  области  начального
    профессионального образования  по соответствующему профилю подго-
    товки квалифицированных кадров,  обеспечивающих  высокий  уровень
    профессионального образования   и   профессиональной  подготовки,
    удовлетворяющих запросы личности и производства.
        Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального

образования (коммерческий, технический, строительный, химико-тех-

нологический, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегри-

рованных образовательных программ начального и среднего професси-

онального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися

конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возмож-

ностью получения, в необходимых случаях, среднего профессиональ-

ного образования. Данный тип учреждения начального профессиональ-

ного образования является опорным центром развития начального

профессионального образования, на базе которого могут проводиться

научные исследования по совершенствованию содержания образова-

тельного процесса, учебно-программной документации, обеспечиваю-

щих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных от-

    ношений.  Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производствен-
    ный центр,  техническая школа,  вечернее (сменное) учреждение на-
    чального  профессионального  образования  осуществляет реализацию
    образовательных программ переподготовки,  повышения  квалификации
    рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов
    соответствующего уровня квалификации по ускоренной  форме  обуче-
    ния.
        4. Учреждение начального профессионального образования по до-
    говорам с органами по труду и службам  занятости,  предприятиями,
    учреждениями, фирмами  и другими организациями может осуществлять
    профессиональную подготовку,  которая имеет целью ускоренное при-
    обретение обучающимися  трудовых  навыков выполнения определенной
    работы или группы работ и не сопровождается повышением  образова-
    тельного уровня.
        При учреждении начального профессионального образования могут
    быть организованы  курсы (группы) профессиональной подготовки от-
    дельных лиц за счет их средств или средств предприятий,  учрежде-
    ний, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
        Подготовка, переподготовка,  обучение вторым профессиям и по-
    вышение квалификации рабочих (служащих),  а также граждан, не за-
    нятых в народном хозяйстве,  и высвобождаемых работников осущест-
    вляются по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом
    и без отрыва от производства,  путем сочетания этих форм, а также
    посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.
        Профессиональная подготовка может быть получена также в  про-
    фессиональных  образовательных  подразделениях  производственного
    объединения,  предприятия, учреждения, фирмы и других организаци-
    ях,  в которых могут создаваться условия для получения профессио-
    нальной подготовки лицам,  не имеющим основного общего  образова-
    ния.
        5. Учреждение начального профессионального образования созда-
    ется учредителем по собственной инициативе,  регистрируется в со-
    ответствии с законодательством Республики Татарстан  уполномочен-
    ными органами  в заявительном порядке.  Права юридического лица у
    учреждения начального профессионального образования  возникают  с
    момента регистрации.
        Статус учредителя  (учредителей)  определяет  организационно-
    правовую форму образовательного учреждения.
        Учредителями государственного учреждения начального професси-
    онального образования могут быть Кабинет министров Республики Та-
    тарстан и республиканские органы управления образованием.
        Учредителями коммунального  учреждения  начального профессио-
    нального образования являются органы местного самоуправления.
        Допускается совместное  учредительство образовательных учреж-
    дений, основанное на объединении имущества,  находящегося в  рес-
    публиканской, коммунальной и частной собственности, а также собс-
    твенности общественных объединений (организаций), иностранных го-
    сударств, юридических и физических лиц.
        Учредительными документами учреждения  начального  профессио-
    нального образования являются решение о его создании или  договор
    учредителей и Устав.
        6. Учреждение  начального профессионального образования полу-
    чает право на образовательную деятельность и льготы, предоставля-
    емые законодательством  Республики Татарстан с момента выдачи ему
    органом управления профессиональным образованием лицензии (разре-
    шения), в  которой фиксируются контрольные нормативы,  предельная
    численность контингента обучающихся и срок ее действия.
        7. Лицензия  может  быть  изъята у учреждения начального про-
    фессионального образования государственным органом,  выдавшим ее,
    в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицен-
    зии.
        8. Учреждение начального профессионального образования  полу-
    чает право  на  выдачу выпускникам документа об образовании госу-
    дарственного образца,  на включение в схему государственного  фи-
    нансирования, на пользование печатью установленного образца после
    государственной аккредитации,    подтвержденной    свидетельством
    (вступает в  силу по мере развития государственной аттестационной
    службы).
        9. Аттестация учреждения начального профессионального образо-
    вания проводится по его заявлению Республиканской  аттестационной
    службой в установленном порядке один раз в пять лет.
        Учреждение начального  профессионального  образования   может
    быть лишено  государственной аккредитации по результатам аттеста-
    ции.
        10. Учреждение начального профессионального образования может
    иметь вечерние (сменные) отделения (группы), а также филиалы, ко-
    торые проходят регистрацию по фактическому месту нахождения и го-
    сударственную аккредитацию в порядке, установленном Законом  Рес-
    публики Татарстан "Об образовании".  Филиал учреждения начального
    профессионального образования создается образовательным  учрежде-
    нием по согласованию с учредителем, а создание вечерних (сменных)
    отделений (групп),  осуществляется с последующим уведомлением уч-
    редителя и внесением в установленном порядке изменений в свой Ус-
    тав.
        11. Учреждение начального профессионального образования может
    получать общественную  аккредитацию в  республиканских,  Российс-
    ких, зарубежных  и  международных общественных (образовательных),
    научных и промышленных структурах,  что не влечет за собой допол-
    нительных финансовых обязательств со стороны государства.
        12. Учреждение начального  профессионального   образования  в
    соответствии с законодательством Республики Татарстан может обра-
    зовывать ассоциации,  комплексы,  союзы и иные объединения, в том
    числе с участием учреждений, предприятий и общественных организа-
    ций в целях развития и совершенствования образования.
        13. Государственное,  коммунальное учреждение начального про-
    фессионального образования может быть реорганизовано,  перепрофи-
    лировано, ликвидировано  по  решению  соответствующего учредителя
    образовательного учреждения.
        14. Учреждение  начального профессионального образования раз-
    рабатывает и утверждает на основе Закона Республики Татарстан "Об
    образовании" и настоящего Типового положения свой Устав,  в кото-
    ром в обязательном порядке указываются:
        - наименование,  место  нахождения (юридический и фактический
    адреса), статус учреждения начального профессионального образова-
    ния;
        - учредитель;
        - организационно-правовая форма образовательного учреждения;
        - цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых об-
    разовательных программ;
        - основные характеристики организации  образовательного  про-
    цесса, в том числе:
        а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
        б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
        в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
        г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
        д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, по-
    рядок;
        е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
        ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предос-
    тавления;
        з) порядок  регламентации  и  оформления отношений учреждений
    начального профессионального образования и обучающихся, воспитан-
    ников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих);
        - структура финансовой и хозяйственной деятельности  учрежде-
    ния начального профессионального образования, в том числе в части:
        а) использования объектов собственности, закрепленных учреди-
    телем за учреждением начального профессионального образования;
        б) финансирования и материально-технического обеспечения дея-
    тельности учреждения начального профессионального образования;
        в) источников и порядка финансирования собственности учрежде-
    ния начального профессионального образования;
        г) наличия предпринимательской деятельности;
        - имущество учреждения начального профессионального образова-
    ния;
        - порядок управления учреждением начального профессионального
    образования, в том числе:
        а) компетенция учредителя;
        б) структура,  порядок формирования органов управления учреж-
    дением начального профессионального образования,  их компетенция,
    порядок организации деятельности;
        в) порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;
        г) порядок изменения Устава;
        д) порядок реорганизации и ликвидации;
        - права и обязанности участников образовательного процесса;
        - перечень  видов  локальных актов (приказов,  распоряжений и
    других), регламентирующих деятельность учреждения начального про-
    фессионального образования.
        15. В своей деятельности учреждение начального профессиональ-
    ного образования  руководствуется  действующим  законодательством
    Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Респуб-
    лики Татарстан,  постановлениями  и  распоряжениями Правительства
    Республики Татарстан,  решениями Министерства образования Респуб-
    лики Татарстан, настоящим Положением и своим Уставом.
        Устав учреждения начального профессионального  образования  в
    части, определенной законодательством Республики Татарстан,  раз-
    рабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
        16. Для  негосударственных  учреждений  начального профессио-

нального образования данное Положение выполняет функцию примерно-

го.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        17. Образовательный  процесс  в  учреждении  начального  про-
    фессионального образования строится с учетом возрастных и индиви-
    дуальных особенностей обучающихся,  на принципах демократии и гу-
    манизма.
        18. Содержание образования в учреждении начального профессио-
    нального образования  должно  обеспечивать получение обучающимися
    профессии и соответствующей квалификации,  физической подготовки,
    а также  содействовать  взаимопониманию  и  сотрудничеству  между
    людьми, народами,  различными расовыми, национальными, этнически-
    ми, религиозными и социальными группами;  способствовать реализа-
    ции права обучающегося на свободный выбор взглядов и убеждений.
        19. Образовательный процесс в учреждении начального професси-
    онального образования должен быть ориентирован на расширение воз-
    можностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повыше-
    нии квалификации, специальной, физической и общекультурной подго-
    товки его выпускников.
        20. Содержание  образования  и  организации  образовательного
    процесса в  учреждении  начального  профессионального образования
    регламентируются учебными (тематическими)  планами,  программами,
    разработанными образовательным  учреждением самостоятельно с уче-
    том содержания примерных учебных планов,  программ, разработанных
    на основе государственных образовательных стандартов и рекоменду-
    емых органом управления образованием.
        Образовательный процесс включает теоретическое обучение, про-
    изводственное обучение, производственную практику, воспитательную
    работу с обучающимися.
        21. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов
    в неделю.  Время  работы  на  производственной практике не должно
    превышать продолжительности рабочего времени,  установленного за-
    конодательством о труде для соответствующих категорий работников.
    Общая продолжительность каникул составляет не менее 10  недель  в
    год, при сроке обучения более одного года. Продолжительность уро-
    ков по теоретическому и производственному обучению,  длительность
    перемен, режим занятий  определяются Уставом образовательного уч-
    реждения на основе рекомендаций органов здравоохранения.  Обучаю-
    щиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмот-
    ренных учебным планом.
        22. Учреждение  начального  профессионального образования са-
    мостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности теку-
    щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации,  обеспечи-
    вающих получение обучающимися  профессионального  образования  по
    профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.
        23. Производственное обучение осуществляется в  учебно-произ-
    водственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хо-
    зяйствах учреждений начального профессионального  образования,  а
    также в цехах предприятий,  на учебных участках,  полях,  фермах,
    строительных и других объектах.
        Производственная практика,  как правило, проводится на предп-
    риятиях, в организациях,  колхозах,  совхозах, фермерских хозяйс-
    твах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и спе-
    циалистов, на самостоятельных рабочих местах и  штатных  должнос-
    тях. Порядок организации практики определяется двусторонним дого-
    вором.
        Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачислен-
    ные на рабочие места и должности,  включаются в списочный  состав
    предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписоч-
    ной численности.
        24. Обучающиеся учреждения начального профессионального обра-
    зования объединяются по  профессиям  (специальностям)  в  учебные
    группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одно-
    го обучающегося предусматривается,  что количество обучающихся  в
    группе на занятиях теоретического обучения должно быть,  как пра-
    вило, не менее 25 человек.
        В сельских  профессиональных  училищах (агролицеях) малой на-
    полняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответс-
    твующим органом  управления  образованием  с  привлечением других
    внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей числен-
    ности, но не менее 8-10 человек.
        При финансировании подготовки и переподготовки, обучения вто-
    рым профессиям  и  повышения  квалификации рабочих и специалистов
    средствами заказчиков как в государственных,  так и в негосударс-
    твенных учреждениях   начального   профессионального  образования
    комплектование учебных групп учащимися численностью не  ограничи-
    вается.
        Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в
    группах  по  12-15 человек,  если другие условия не предусмотрены
    договором с  предприятием-заказчиком  кадров  рабочих  и  специа-
    листов.
        На теоретических и лабораторно-практических занятиях  по  от-
    дельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учеб-
    ные группы могут делиться на две  подгруппы.  Перечень  дисциплин
    определяется  местным  органом  управления  образованием в рамках
    государственного стандарта начального профессионального образова-
    ния.
        25. Освоение профессиональных образовательных программ  может
    осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения за-
    висит от конкретных условий и требований заказчика на  подготовку
    кадров. Каждая  ступень обучения имеет профессиональную завершен-
    ность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвое-
    нием выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специ-
    альности) и выдачей соответствующего документа.
        26. Для  всех  форм получения профессионального образования в
    рамках основной профессиональной образовательной программы  дейс-
    твует единый  государственный  образовательный стандарт,  в соот-
    ветствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших на-
    чальное профессиональное образование.
        27. Прием на обучение в государственные и коммунальные учреж-
    дения начального  профессионального образования осуществляется по
    заявлениям от поступающих на конкурсной основе,  в порядке, уста-
    новленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.  Ус-
    ловия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в об-
    ласти профессионального  образования и обеспечивать зачисление на
    обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению про-
    фессии (специальности) соответствующего уровня.
        При приеме на обучение образовательное учреждение обязано оз-
    накомить поступающего,  его родителей или лиц,  их заменяющих,  с
    Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующи-
    ми организацию образовательного процесса.
        Порядок приема в учреждение начального профессионального  об-
    разования в части,  не отрегулированной законодательством Респуб-
    лики Татарстан, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
        28. Дисциплина  в учреждении начального профессионального об-
    разования поддерживается на основе уважения человеческого  досто-
    инства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не до-
    пускаются методы физического и психологического воздействия.
        29. В  учреждении  начального  профессионального  образования
    обучение ведется на языке,  который определяется учредителем  или
    Уставом образовательного учреждения.
        30. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов),  пе-
    реподготовка и  повышение квалификации в государственных учрежде-
    ниях начального профессионального образования осуществляются, как
    правило, по  профессиям (специальностям) согласно Перечню профес-
    сий и специальностей начального профессионального образования.
        31. Учреждение начального профессионального образования может
    реализовывать дополнительные   профессиональные   образовательные
    программы и  оказывать  дополнительные  образовательные услуги за
    пределами определяющих его  статус  образовательных  программ,  а
    также осуществлять  в соответствии с законодательством Российской
    Федерации и Республики Татарстан подготовку к военной службе.
        32. Учреждение  начального  профессионального образования мо-
    жет, в том числе в кооперации с другими образовательными учрежде-
    ниями, предприятиями,  организациями,  фирмами,  создавать  учеб-
    но-производственные, учебно-торгово-производственные   структуры,
    которые являются  их подразделениями без права юридического лица,
    обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных  прог-
    рамм, а  в  процессе  производственного  обучения и во внеучебное
    время обучающиеся могут  оказывать  различные  услуги  населению,
    производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары
    народного потребления.
        33. С  учетом потребностей и возможностей личности профессио-
    нальные образовательные программы могут осваиваться как в профес-
    сиональном образовательном  учреждении  (с отрывом или без отрыва
    от производства),  так и в форме самообразования или  экстерната.
    Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва
    от производства и в форме экстерната не допускается, устанавлива-
    ется Кабинетом министров Республики Татарстан.
        34. Учреждение начального профессионального образования, име-
    ющее государственную  аккредитацию и реализующее профессиональные
    и общеобразовательные программы,  выдает выпускникам (лицам  про-
    шедшим курс обучения),  прошедшим аттестацию,  документ государс-
    твенного образца об уровне образования и квалификации по  профес-
    сии (специальности),  а выпускникам,  прошедшим аттестацию только
    по профессии (специальности),  выдает документ об уровне квалифи-
    кации, форма  которого устанавливается органом управления профес-
    сиональным образованием.
        35. Неаккредитованное негосударственное учреждение начального

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»