ПОСТАHОВЛЕHИЕ
от 4 октября 1994 г. N 479
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ И КОММУНАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Во исполнение Закона Республики Татарстан "Об образовании"
Кабинет министров Республики Татарстан ПОСТАHОВЛЯЕТ:
утвердить прилагаемое Типовое положение о государственном и
коммунальном учреждении начального профессионального образования
Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
М.САБИРОВ
Hачальник Секретариата
Кабинета министров
Республики Татарстан
М.МИНГАЗОВ
Утверждено
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 4 октября 1994 г. N 479
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ И КОММУНАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Учреждение начального профессионального образования в Рес-
публике Татарстан является государственным, коммунальным или не-
государственным образовательным учреждением и имеет целью подго-
товить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих)
по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности,
согласно Перечню профессий (специальностей).
2. Главной задачей учреждения начального профессионального
образования является создание необходимых условий для удовлетво-
рения потребности личности в получении начального профессиональ-
ного образования, конкретной профессии (специальности) соответс-
твующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразо-
вательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) об-
щего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навы-
ков для выполнения определенной работы или группы работ.
3. К учреждениям начального профессионального образования от-
носятся:
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей - центр непрерывного профессиональ-
ного образования;
- учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный
центр, техническая школа, вечернее (сменное) и другие учреждения
начального профессионального образования данного уровня.
Профессиональное училище осуществляет реализацию образова-
тельных программ начального профессионального образования, обес-
печивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соот-
ветствующего уровня квалификации с получением или без получения
среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище
является основным типом учреждения начального профессионального
образования, в котором осуществляются наиболее массовая подготов-
ка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и слу-
жащих. На базе профессионального училища могут осуществляться
разработка и внедрение передовых методик в области начального
профессионального образования по соответствующему профилю подго-
товки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень
профессионального образования и профессиональной подготовки,
удовлетворяющих запросы личности и производства.
Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального
образования (коммерческий, технический, строительный, химико-тех-
нологический, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегри-
рованных образовательных программ начального и среднего професси-
онального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися
конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возмож-
ностью получения, в необходимых случаях, среднего профессиональ-
ного образования. Данный тип учреждения начального профессиональ-
ного образования является опорным центром развития начального
профессионального образования, на базе которого могут проводиться
научные исследования по совершенствованию содержания образова-
тельного процесса, учебно-программной документации, обеспечиваю-
щих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных от-
ношений. Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производствен-
ный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение на-
чального профессионального образования осуществляет реализацию
образовательных программ переподготовки, повышения квалификации
рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов
соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обуче-
ния.
4. Учреждение начального профессионального образования по до-
говорам с органами по труду и службам занятости, предприятиями,
учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять
профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное при-
обретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной
работы или группы работ и не сопровождается повышением образова-
тельного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут
быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки от-
дельных лиц за счет их средств или средств предприятий, учрежде-
ний, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и по-
вышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не за-
нятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осущест-
вляются по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом
и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также
посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.
Профессиональная подготовка может быть получена также в про-
фессиональных образовательных подразделениях производственного
объединения, предприятия, учреждения, фирмы и других организаци-
ях, в которых могут создаваться условия для получения профессио-
нальной подготовки лицам, не имеющим основного общего образова-
ния.
5. Учреждение начального профессионального образования созда-
ется учредителем по собственной инициативе, регистрируется в со-
ответствии с законодательством Республики Татарстан уполномочен-
ными органами в заявительном порядке. Права юридического лица у
учреждения начального профессионального образования возникают с
момента регистрации.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-
правовую форму образовательного учреждения.
Учредителями государственного учреждения начального професси-
онального образования могут быть Кабинет министров Республики Та-
тарстан и республиканские органы управления образованием.
Учредителями коммунального учреждения начального профессио-
нального образования являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство образовательных учреж-
дений, основанное на объединении имущества, находящегося в рес-
публиканской, коммунальной и частной собственности, а также собс-
твенности общественных объединений (организаций), иностранных го-
сударств, юридических и физических лиц.
Учредительными документами учреждения начального профессио-
нального образования являются решение о его создании или договор
учредителей и Устав.
6. Учреждение начального профессионального образования полу-
чает право на образовательную деятельность и льготы, предоставля-
емые законодательством Республики Татарстан с момента выдачи ему
органом управления профессиональным образованием лицензии (разре-
шения), в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная
численность контингента обучающихся и срок ее действия.
7. Лицензия может быть изъята у учреждения начального про-
фессионального образования государственным органом, выдавшим ее,
в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицен-
зии.
8. Учреждение начального профессионального образования полу-
чает право на выдачу выпускникам документа об образовании госу-
дарственного образца, на включение в схему государственного фи-
нансирования, на пользование печатью установленного образца после
государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством
(вступает в силу по мере развития государственной аттестационной
службы).
9. Аттестация учреждения начального профессионального образо-
вания проводится по его заявлению Республиканской аттестационной
службой в установленном порядке один раз в пять лет.
Учреждение начального профессионального образования может
быть лишено государственной аккредитации по результатам аттеста-
ции.
10. Учреждение начального профессионального образования может
иметь вечерние (сменные) отделения (группы), а также филиалы, ко-
торые проходят регистрацию по фактическому месту нахождения и го-
сударственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Рес-
публики Татарстан "Об образовании". Филиал учреждения начального
профессионального образования создается образовательным учрежде-
нием по согласованию с учредителем, а создание вечерних (сменных)
отделений (групп), осуществляется с последующим уведомлением уч-
редителя и внесением в установленном порядке изменений в свой Ус-
тав.
11. Учреждение начального профессионального образования может
получать общественную аккредитацию в республиканских, Российс-
ких, зарубежных и международных общественных (образовательных),
научных и промышленных структурах, что не влечет за собой допол-
нительных финансовых обязательств со стороны государства.
12. Учреждение начального профессионального образования в
соответствии с законодательством Республики Татарстан может обра-
зовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том
числе с участием учреждений, предприятий и общественных организа-
ций в целях развития и совершенствования образования.
13. Государственное, коммунальное учреждение начального про-
фессионального образования может быть реорганизовано, перепрофи-
лировано, ликвидировано по решению соответствующего учредителя
образовательного учреждения.
14. Учреждение начального профессионального образования раз-
рабатывает и утверждает на основе Закона Республики Татарстан "Об
образовании" и настоящего Типового положения свой Устав, в кото-
ром в обязательном порядке указываются:
- наименование, место нахождения (юридический и фактический
адреса), статус учреждения начального профессионального образова-
ния;
- учредитель;
- организационно-правовая форма образовательного учреждения;
- цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых об-
разовательных программ;
- основные характеристики организации образовательного про-
цесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, по-
рядок;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предос-
тавления;
з) порядок регламентации и оформления отношений учреждений
начального профессионального образования и обучающихся, воспитан-
ников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих);
- структура финансовой и хозяйственной деятельности учрежде-
ния начального профессионального образования, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учреди-
телем за учреждением начального профессионального образования;
б) финансирования и материально-технического обеспечения дея-
тельности учреждения начального профессионального образования;
в) источников и порядка финансирования собственности учрежде-
ния начального профессионального образования;
г) наличия предпринимательской деятельности;
- имущество учреждения начального профессионального образова-
ния;
- порядок управления учреждением начального профессионального
образования, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления учреж-
дением начального профессионального образования, их компетенция,
порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;
г) порядок изменения Устава;
д) порядок реорганизации и ликвидации;
- права и обязанности участников образовательного процесса;
- перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и
других), регламентирующих деятельность учреждения начального про-
фессионального образования.
15. В своей деятельности учреждение начального профессиональ-
ного образования руководствуется действующим законодательством
Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Респуб-
лики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Правительства
Республики Татарстан, решениями Министерства образования Респуб-
лики Татарстан, настоящим Положением и своим Уставом.
Устав учреждения начального профессионального образования в
части, определенной законодательством Республики Татарстан, раз-
рабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
16. Для негосударственных учреждений начального профессио-
нального образования данное Положение выполняет функцию примерно-
го.
17. Образовательный процесс в учреждении начального про-
фессионального образования строится с учетом возрастных и индиви-
дуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гу-
манизма.
18. Содержание образования в учреждении начального профессио-
нального образования должно обеспечивать получение обучающимися
профессии и соответствующей квалификации, физической подготовки,
а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами, различными расовыми, национальными, этнически-
ми, религиозными и социальными группами; способствовать реализа-
ции права обучающегося на свободный выбор взглядов и убеждений.
19. Образовательный процесс в учреждении начального професси-
онального образования должен быть ориентирован на расширение воз-
можностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повыше-
нии квалификации, специальной, физической и общекультурной подго-
товки его выпускников.
20. Содержание образования и организации образовательного
процесса в учреждении начального профессионального образования
регламентируются учебными (тематическими) планами, программами,
разработанными образовательным учреждением самостоятельно с уче-
том содержания примерных учебных планов, программ, разработанных
на основе государственных образовательных стандартов и рекоменду-
емых органом управления образованием.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение, про-
изводственное обучение, производственную практику, воспитательную
работу с обучающимися.
21. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов
в неделю. Время работы на производственной практике не должно
превышать продолжительности рабочего времени, установленного за-
конодательством о труде для соответствующих категорий работников.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в
год, при сроке обучения более одного года. Продолжительность уро-
ков по теоретическому и производственному обучению, длительность
перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного уч-
реждения на основе рекомендаций органов здравоохранения. Обучаю-
щиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмот-
ренных учебным планом.
22. Учреждение начального профессионального образования са-
мостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности теку-
щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечи-
вающих получение обучающимися профессионального образования по
профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.
23. Производственное обучение осуществляется в учебно-произ-
водственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хо-
зяйствах учреждений начального профессионального образования, а
также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах,
строительных и других объектах.
Производственная практика, как правило, проводится на предп-
риятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйс-
твах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и спе-
циалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должнос-
тях. Порядок организации практики определяется двусторонним дого-
вором.
Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачислен-
ные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав
предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписоч-
ной численности.
24. Обучающиеся учреждения начального профессионального обра-
зования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные
группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одно-
го обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в
группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как пра-
вило, не менее 25 человек.
В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой на-
полняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответс-
твующим органом управления образованием с привлечением других
внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей числен-
ности, но не менее 8-10 человек.
При финансировании подготовки и переподготовки, обучения вто-
рым профессиям и повышения квалификации рабочих и специалистов
средствами заказчиков как в государственных, так и в негосударс-
твенных учреждениях начального профессионального образования
комплектование учебных групп учащимися численностью не ограничи-
вается.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в
группах по 12-15 человек, если другие условия не предусмотрены
договором с предприятием-заказчиком кадров рабочих и специа-
листов.
На теоретических и лабораторно-практических занятиях по от-
дельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учеб-
ные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин
определяется местным органом управления образованием в рамках
государственного стандарта начального профессионального образова-
ния.
25. Освоение профессиональных образовательных программ может
осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения за-
висит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку
кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершен-
ность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвое-
нием выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специ-
альности) и выдачей соответствующего документа.
26. Для всех форм получения профессионального образования в
рамках основной профессиональной образовательной программы дейс-
твует единый государственный образовательный стандарт, в соот-
ветствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших на-
чальное профессиональное образование.
27. Прием на обучение в государственные и коммунальные учреж-
дения начального профессионального образования осуществляется по
заявлениям от поступающих на конкурсной основе, в порядке, уста-
новленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Ус-
ловия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в об-
ласти профессионального образования и обеспечивать зачисление на
обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению про-
фессии (специальности) соответствующего уровня.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано оз-
накомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с
Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующи-
ми организацию образовательного процесса.
Порядок приема в учреждение начального профессионального об-
разования в части, не отрегулированной законодательством Респуб-
лики Татарстан, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
28. Дисциплина в учреждении начального профессионального об-
разования поддерживается на основе уважения человеческого досто-
инства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не до-
пускаются методы физического и психологического воздействия.
29. В учреждении начального профессионального образования
обучение ведется на языке, который определяется учредителем или
Уставом образовательного учреждения.
30. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), пе-
реподготовка и повышение квалификации в государственных учрежде-
ниях начального профессионального образования осуществляются, как
правило, по профессиям (специальностям) согласно Перечню профес-
сий и специальностей начального профессионального образования.
31. Учреждение начального профессионального образования может
реализовывать дополнительные профессиональные образовательные
программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за
пределами определяющих его статус образовательных программ, а
также осуществлять в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Татарстан подготовку к военной службе.
32. Учреждение начального профессионального образования мо-
жет, в том числе в кооперации с другими образовательными учрежде-
ниями, предприятиями, организациями, фирмами, создавать учеб-
но-производственные, учебно-торгово-производственные структуры,
которые являются их подразделениями без права юридического лица,
обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных прог-
рамм, а в процессе производственного обучения и во внеучебное
время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению,
производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары
народного потребления.
33. С учетом потребностей и возможностей личности профессио-
нальные образовательные программы могут осваиваться как в профес-
сиональном образовательном учреждении (с отрывом или без отрыва
от производства), так и в форме самообразования или экстерната.
Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва
от производства и в форме экстерната не допускается, устанавлива-
ется Кабинетом министров Республики Татарстан.
34. Учреждение начального профессионального образования, име-
ющее государственную аккредитацию и реализующее профессиональные
и общеобразовательные программы, выдает выпускникам (лицам про-
шедшим курс обучения), прошедшим аттестацию, документ государс-
твенного образца об уровне образования и квалификации по профес-
сии (специальности), а выпускникам, прошедшим аттестацию только
по профессии (специальности), выдает документ об уровне квалифи-
кации, форма которого устанавливается органом управления профес-
сиональным образованием.
35. Неаккредитованное негосударственное учреждение начального