Статья 1. Регулирование лесных отношений в Республике Татарстан
Лесные отношения в Республике Татарстан регулируются Конституцией Республики Татарстан, настоящим Кодексом, принимаемыми в соответствии с ними иными законодательными актами Республики Татарстан, основами лесного законодательства Российской Федерации в части вопросов, определенных Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", и решениями органов государственной власти и управления районов, принятыми в пределах их компетенции.
Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Республики Татарстан.
Статья 2. Леса - народное достояние
Леса, произрастающие на территории Республики Татарстан, являются достоянием народа республики.
Право владения, пользования и распоряжения лесным фондом от имени народа Татарстана принадлежит Верховному Совету Республики Татарстан, который может поручить распоряжение лесным фондом Правительству республики или специально уполномоченным на то органам, а также передать отдельные вопросы для осуществления совместных полномочий органам государственной власти Российской Федерации в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Статья 3. Лесной фонд Республики Татарстан
Все леса, а также не покрытые лесной растительностью земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Татарстан.
Естественные и искусственные лесонасаждения на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий площадью участка не менее 1 гектара составляют лесной фонд.
В состав земель лесного фонда входят:
лесные земли - покрытые лесом площади, а также не покрытые лесом площади, но предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, прогалины и другие);
нелесные земли (сенокосы, пашни, дороги, просеки и т.д.), используемые для нужд лесного хозяйства.
Статья 4. Древесная и кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд
В лесной фонд не входят:
полезащитные и прибрежные лесные полосы, группы деревьев, а также древесная и кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий площадью менее 1 гектара;
защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог;
озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Создание указанных насаждений, уход за ними, их использование и охрана осуществляются в порядке, определяемом районными (городскими) Советами народных депутатов, если иное не установлено законодательством Республики Татарстан.
Статья 5. Компетенция республиканских органов государственной власти и управления Татарстана в сфере регулирования лесных отношений
Ведению республиканских органов государственной власти и управления Татарстана в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) разработка и совершенствование лесного законодательства республики;
2) распоряжение лесным фондом на территории республики;
3) отнесение лесов к группам и категориям защитности и перевод их из одной группы или категории защитности в другую;
4) установление порядка и размеров взимания платежей за лесные пользования, арендной платы, а также порядка предоставления льгот по платежам; образование и использование республиканского внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
6) установление норм и правил пользования лесным фондом, утверждение ежегодной нормы рубки древесины (расчетной лесосеки) и других нормативов лесных пользований, утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
7) организация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по лесному хозяйству;
8) разработка совместно с органами местного самоуправления государственных программ Республики Татарстан по рациональному использованию лесного фонда, повышению их продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
9) утверждение лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки по районам, в том числе для обеспечения государственных нужд;
10) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
11) ведение государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга, лесоустройства и лесохозяйственного проектирования;
12) осуществление международного сотрудничества в области лесного хозяйства.
Статья 6. Вопросы совместно осуществляемых полномочий органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан в области регулирования лесных отношений
Вопросы совместно осуществляемых полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан в области регулирования лесных отношений определяются Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Статья 7. Компетенция районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) участие в разработке и выполнении программ развития лесного хозяйства;
2) согласование порядка пользования лесным фондом, объемов рубки леса, других нормативов лесных пользований;
3) согласование решения об изъятии и предоставлении земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;
4) согласование принципов определения ставок и размеров взимания платы за лесные пользования и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;
5) предоставление льгот по платежам за пользование лесными ресурсами отдельным категориям лесопользователей;
6) принятие совместно с органами лесного хозяйства решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда;
7) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
8) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке и в пределах своей компетенции.
Статья 8. Компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) учет лесного фонда;
2) распределение лесосечного фонда в пределах утвержденного лимита;
3) обеспечение установленного порядка взимания платы за лесные пользования и арендной платы;
4) организация выполнения мероприятий по лесовосстановлению, охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
5) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
6) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
7) регулирование побочных лесных пользований;
8) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке и в пределах своей компетенции.
Статья 9. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Республики Татарстан осуществляется Правительством Республики Татарстан и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.
В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством входят: государственный орган управления лесным хозяйством Республики Татарстан (Министерство лесного хозяйства) и подведомственные ему лесхозы, лесничества, администрации национальных парков.
Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством республики регламентируется положением, утверждаемым Правительством Республики Татарстан.
Указания государственных органов лесного хозяйства в пределах, установленных законодательством, правила и инструкции по ведению лесного хозяйства обязательны для всех владельцев лесного фонда, пользователей лесными ресурсами, а также для юридических и физических лиц, проводящих в лесу работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Статья 10. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляют Верховный Совет Республики Татарстан, районные (городские) Советы народных депутатов, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной среды.
Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством республики государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Республики Татарстан.
Статья 11. Владение лесным фондом
Лесной фонд Республики Татарстан находится во владении лесхозов, национальных природных парков, заповедников, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Во владении колхозов находится лесной фонд, ранее переданный в бессрочное пользование, во владении совхозов и других сельскохозяйственных формирований - лесной фонд, ранее закрепленный за ними.
Статья 12. Функции владельцев лесного фонда
В функции владельцев лесного фонда входят:
1) обеспечение использования земель лесного фонда по их целевому назначению, повышения их плодородия и охраны;
2) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;
3) проведение рубок, ухода за лесом, санитарных и лесовосстановительных рубок;
4) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, зашита лесов от вредителей, болезней и борьба с ними;
5) подготовка лесосечного фонда и выдача лесорубочных билетов (ордеров);
6) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесоспользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков, лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами, отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;
7) предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) на основании решения районного (городского) Совета народных депутатов и органа управления лесным хозяйством - лесхоза по согласованию региональным комитетом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов;
8) предоставление права осуществления лесных пользований и иной хозяйственной деятельности юридическим и физическим лицам и отвод для этого необходимых участков;
9) привлечение в соответствии с решениями районных администраций для ликвидации лесных пожаров специализированных служб лесопользователей и населения;
10) учет лесного фонда;
11) охрана животного мира и согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела.
Владельцы лесного фонда имеют право осуществлять лесные пользования, а также строить лесные дороги, склады, противопожарные сооружения, жилые и хозяйственные постройки, питомники и иные объекты, необходимые для ведения лесного хозяйства, при этом пользуются правами лесопользователей и выполняют их обязанности.