Статья 13. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Лесохозяйственные мероприятия и пользования лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека с учетом интересов нынешних и будущих поколений.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту леса;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;
- проведение комплекса биотехнических мероприятий для создания благоприятных условий для воспроизводства охотничьей фауны.
Статья 14. Основы организации лесного хозяйства
Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию его ведения и пользования лесными ресурсами и включать:
- отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности, предусмотренным статьями 15 - 19 настоящего Кодекса;
- образование хозяйств (хвойных, твердолиственных, мягколиственных и др.);
- образование хозяйственных секций (по продуктивности, целевому назначению и другим признакам);
- установление возрастов и оборотов рубок леса;
- установление норм пользования лесными ресурсами;
- установление систем рубок леса и воспроизводства лесных ресурсов;
- установление систем мер по охране и защите лесов и охране земель лесного фонда;
- иные организационно-технические и правовые мероприятия.
Статья 15. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в Республике Татарстан относится к первой и второй группам лесов, а первая группа лесов - к категориям защитности.
Статья 16. Леса первой группы
К первой группе относятся леса, включающие категории защитности и выполняющие преимущественно функции:
- водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
- защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального и республиканского значения, другие леса в степных, лесостепных и малолесных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
- санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса и лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;
- леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы;
- леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.
Статья 17. Леса второй группы
Ко второй группе относятся леса, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим лесопользования.
Статья 18. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы и категории защитности
При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы и категории защитности.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования - опушки леса по границе с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, берегозащитные участки вдоль рек, озер, приовражных и прибалочных склонов и другие.
Статья 19. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевод их из одной группы в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан.
Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесного хозяйства республики на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются Правительством Республики Татарстан.
В зависимости от группы лесов, категории защитности, устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд.
Статья 20. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса
Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.
Обоснование возрастов и оборотов вырубок производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.
Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством республики.
Статья 21. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Расчетная лесосека, как плановый норматив по рубкам главного пользования лесом на длительный период по каждому владельцу лесного фонда (лесхозу, колхозу, совхозу, другому сельскохозяйственному формированию), рассчитывается при лесоустройстве раздельно по лесничествам, группам лесов, категориям защитности и хозяйствам (хвойным, твердолиственным и мягколиственным) исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.
В тех случаях, когда лесной фонд организации, ведущей лесное хозяйство, расположен на территории двух или нескольких районов, расчетная лесосека исчисляется по каждому району.
Предложения и материалы расчета и обоснования, рекомендуемые к утверждению расчетной лесосеки, готовятся и вносятся Министерством лесного хозяйства республики по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов, государственных органов охраны окружающей природной среды и Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию.
Расчетная лесосека утверждается и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
Расчетная лесосека республики определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным формированиям.
При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происходящих в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.
Статья 22. Порядок перевода лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесользованием
Порядок перевода лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесользованием, устанавливается Правительством Республики Татарстан.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется только в исключительных случаях.
Изъятие и предоставление земель, занятых лесами первой и второй групп, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, независимо от размера участка и вида угодий, производится по решению Правительства Республики Татарстан.
При изъятии или временном занятии земель лесного фонда в связи с переводом в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также ограничении прав владельца лесного фонда и лесопользователей или ухудшении земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридического или физического лица, данными лицами возмещаются убытки и потери лесохозяйственного производства в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан.
Статья 23. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется с разрешения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Статья 24. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
Места строительства объектов, влияющих на состояние воспроизводства лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с администрациями районов (городов), лесхозами, Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, государственными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.