Лесной кодекс Республики Татарстан
(введен в действие постановлением ВС РТ от 20 июля 1994 г. N 2195-XII)
Лес - это элемент географического ландшафта, представляющий совокупность земли, древесной, кустарниковой и иной растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга в своем развитии.
Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие при владении, распоряжении, пользовании лесным фондом (далее - лесные отношения) в Республике Татарстан, в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Статья 1. Регулирование лесных отношений в Республике Татарстан
Лесные отношения в Республике Татарстан регулируются Конституцией Республики Татарстан, настоящим Кодексом, принимаемыми в соответствии с ними иными законодательными актами Республики Татарстан, основами лесного законодательства Российской Федерации в части вопросов, определенных Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", и решениями органов государственной власти и управления районов, принятыми в пределах их компетенции.
Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Республики Татарстан.
Статья 2. Леса - народное достояние
Леса, произрастающие на территории Республики Татарстан, являются достоянием народа республики.
Право владения, пользования и распоряжения лесным фондом от имени народа Татарстана принадлежит Верховному Совету Республики Татарстан, который может поручить распоряжение лесным фондом Правительству республики или специально уполномоченным на то органам, а также передать отдельные вопросы для осуществления совместных полномочий органам государственной власти Российской Федерации в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Статья 3. Лесной фонд Республики Татарстан
Все леса, а также не покрытые лесной растительностью земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Татарстан.
Естественные и искусственные лесонасаждения на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий площадью участка не менее 1 гектара составляют лесной фонд.
В состав земель лесного фонда входят:
лесные земли - покрытые лесом площади, а также не покрытые лесом площади, но предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, прогалины и другие);
нелесные земли (сенокосы, пашни, дороги, просеки и т.д.), используемые для нужд лесного хозяйства.
Статья 4. Древесная и кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд
В лесной фонд не входят:
полезащитные и прибрежные лесные полосы, группы деревьев, а также древесная и кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий площадью менее 1 гектара;
защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог;
озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Создание указанных насаждений, уход за ними, их использование и охрана осуществляются в порядке, определяемом районными (городскими) Советами народных депутатов, если иное не установлено законодательством Республики Татарстан.
Статья 5. Компетенция республиканских органов государственной власти и управления Татарстана в сфере регулирования лесных отношений
Ведению республиканских органов государственной власти и управления Татарстана в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) разработка и совершенствование лесного законодательства республики;
2) распоряжение лесным фондом на территории республики;
3) отнесение лесов к группам и категориям защитности и перевод их из одной группы или категории защитности в другую;
4) установление порядка и размеров взимания платежей за лесные пользования, арендной платы, а также порядка предоставления льгот по платежам; образование и использование республиканского внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
6) установление норм и правил пользования лесным фондом, утверждение ежегодной нормы рубки древесины (расчетной лесосеки) и других нормативов лесных пользований, утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
7) организация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по лесному хозяйству;
8) разработка совместно с органами местного самоуправления государственных программ Республики Татарстан по рациональному использованию лесного фонда, повышению их продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
9) утверждение лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки по районам, в том числе для обеспечения государственных нужд;
10) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
11) ведение государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга, лесоустройства и лесохозяйственного проектирования;
12) осуществление международного сотрудничества в области лесного хозяйства.
Статья 6. Вопросы совместно осуществляемых полномочий органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан в области регулирования лесных отношений
Вопросы совместно осуществляемых полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан в области регулирования лесных отношений определяются Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Статья 7. Компетенция районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) участие в разработке и выполнении программ развития лесного хозяйства;
2) согласование порядка пользования лесным фондом, объемов рубки леса, других нормативов лесных пользований;
3) согласование решения об изъятии и предоставлении земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;
4) согласование принципов определения ставок и размеров взимания платы за лесные пользования и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;
5) предоставление льгот по платежам за пользование лесными ресурсами отдельным категориям лесопользователей;
6) принятие совместно с органами лесного хозяйства решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда;
7) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
8) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке и в пределах своей компетенции.
Статья 8. Компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) учет лесного фонда;
2) распределение лесосечного фонда в пределах утвержденного лимита;
3) обеспечение установленного порядка взимания платы за лесные пользования и арендной платы;
4) организация выполнения мероприятий по лесовосстановлению, охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
5) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
6) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
7) регулирование побочных лесных пользований;
8) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке и в пределах своей компетенции.
Статья 9. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Республики Татарстан осуществляется Правительством Республики Татарстан и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.
В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством входят: государственный орган управления лесным хозяйством Республики Татарстан (Министерство лесного хозяйства) и подведомственные ему лесхозы, лесничества, администрации национальных парков.
Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством республики регламентируется положением, утверждаемым Правительством Республики Татарстан.
Указания государственных органов лесного хозяйства в пределах, установленных законодательством, правила и инструкции по ведению лесного хозяйства обязательны для всех владельцев лесного фонда, пользователей лесными ресурсами, а также для юридических и физических лиц, проводящих в лесу работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Статья 10. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляют Верховный Совет Республики Татарстан, районные (городские) Советы народных депутатов, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной среды.
Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством республики государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Республики Татарстан.
Статья 11. Владение лесным фондом
Лесной фонд Республики Татарстан находится во владении лесхозов, национальных природных парков, заповедников, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Во владении колхозов находится лесной фонд, ранее переданный в бессрочное пользование, во владении совхозов и других сельскохозяйственных формирований - лесной фонд, ранее закрепленный за ними.
Статья 12. Функции владельцев лесного фонда
В функции владельцев лесного фонда входят:
1) обеспечение использования земель лесного фонда по их целевому назначению, повышения их плодородия и охраны;
2) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;
3) проведение рубок, ухода за лесом, санитарных и лесовосстановительных рубок;
4) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, зашита лесов от вредителей, болезней и борьба с ними;
5) подготовка лесосечного фонда и выдача лесорубочных билетов (ордеров);
6) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесоспользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков, лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами, отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;
7) предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) на основании решения районного (городского) Совета народных депутатов и органа управления лесным хозяйством - лесхоза по согласованию региональным комитетом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов;
8) предоставление права осуществления лесных пользований и иной хозяйственной деятельности юридическим и физическим лицам и отвод для этого необходимых участков;
9) привлечение в соответствии с решениями районных администраций для ликвидации лесных пожаров специализированных служб лесопользователей и населения;
10) учет лесного фонда;
11) охрана животного мира и согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела.
Владельцы лесного фонда имеют право осуществлять лесные пользования, а также строить лесные дороги, склады, противопожарные сооружения, жилые и хозяйственные постройки, питомники и иные объекты, необходимые для ведения лесного хозяйства, при этом пользуются правами лесопользователей и выполняют их обязанности.
Статья 13. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Лесохозяйственные мероприятия и пользования лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека с учетом интересов нынешних и будущих поколений.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту леса;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;
- проведение комплекса биотехнических мероприятий для создания благоприятных условий для воспроизводства охотничьей фауны.
Статья 14. Основы организации лесного хозяйства
Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию его ведения и пользования лесными ресурсами и включать:
- отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности, предусмотренным статьями 15 - 19 настоящего Кодекса;
- образование хозяйств (хвойных, твердолиственных, мягколиственных и др.);
- образование хозяйственных секций (по продуктивности, целевому назначению и другим признакам);
- установление возрастов и оборотов рубок леса;
- установление норм пользования лесными ресурсами;
- установление систем рубок леса и воспроизводства лесных ресурсов;
- установление систем мер по охране и защите лесов и охране земель лесного фонда;
- иные организационно-технические и правовые мероприятия.
Статья 15. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в Республике Татарстан относится к первой и второй группам лесов, а первая группа лесов - к категориям защитности.
Статья 16. Леса первой группы
К первой группе относятся леса, включающие категории защитности и выполняющие преимущественно функции:
- водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
- защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального и республиканского значения, другие леса в степных, лесостепных и малолесных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
- санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса и лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;
- леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы;
- леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.
Статья 17. Леса второй группы
Ко второй группе относятся леса, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим лесопользования.
Статья 18. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы и категории защитности
При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы и категории защитности.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования - опушки леса по границе с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, берегозащитные участки вдоль рек, озер, приовражных и прибалочных склонов и другие.
Статья 19. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевод их из одной группы в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан.
Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесного хозяйства республики на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются Правительством Республики Татарстан.
В зависимости от группы лесов, категории защитности, устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд.
Статья 20. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса
Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.
Обоснование возрастов и оборотов вырубок производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.
Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством республики.
Статья 21. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Расчетная лесосека, как плановый норматив по рубкам главного пользования лесом на длительный период по каждому владельцу лесного фонда (лесхозу, колхозу, совхозу, другому сельскохозяйственному формированию), рассчитывается при лесоустройстве раздельно по лесничествам, группам лесов, категориям защитности и хозяйствам (хвойным, твердолиственным и мягколиственным) исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.
В тех случаях, когда лесной фонд организации, ведущей лесное хозяйство, расположен на территории двух или нескольких районов, расчетная лесосека исчисляется по каждому району.
Предложения и материалы расчета и обоснования, рекомендуемые к утверждению расчетной лесосеки, готовятся и вносятся Министерством лесного хозяйства республики по согласованию с районными (городскими) Советами народных депутатов, государственных органов охраны окружающей природной среды и Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию.
Расчетная лесосека утверждается и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
Расчетная лесосека республики определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным формированиям.
При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происходящих в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.
Статья 22. Порядок перевода лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесользованием
Порядок перевода лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесользованием, устанавливается Правительством Республики Татарстан.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется только в исключительных случаях.
Изъятие и предоставление земель, занятых лесами первой и второй групп, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, независимо от размера участка и вида угодий, производится по решению Правительства Республики Татарстан.
При изъятии или временном занятии земель лесного фонда в связи с переводом в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также ограничении прав владельца лесного фонда и лесопользователей или ухудшении земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридического или физического лица, данными лицами возмещаются убытки и потери лесохозяйственного производства в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Татарстан.
Статья 23. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется с разрешения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Статья 24. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
Места строительства объектов, влияющих на состояние воспроизводства лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с администрациями районов (городов), лесхозами, Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, государственными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
Статья 25. Лесные ресурсы и лесные пользования
Древесные, технические, кормовые, лекарственные, пищевые продукты, защитные и рекреационные полезности леса, воспроизводимые в процессе ведения лесного хозяйства и используемые для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, составляют лесные ресурсы.
Лесопользование (пользование лесными ресурсами) осуществляется на договорных условиях или по разовому разрешению владельцев лесного фонда в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 26. Виды и сроки пользования лесным фондом
В лесном фонде при соблюдении предусмотренных требований и условий могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, лапки);
4) побочные лесные пользования (заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод древесных соков и других лесных пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья, сенокошение, размещение ульев и пасек);
5) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях;
6) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
7) пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях.
Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до пятидесяти лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
Статья 27. Лесопользователи
Лесопользователями в Республике Татарстан могут быть юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
Статья 28. Порядок предоставления лесных ресурсов в пользование
Осуществление лесных пользований, за исключением предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса, допускается только по специальному разрешению.
Лесные ресурсы предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документом, удостоверяющим право их владельцев на краткосрочное пользование лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования.
Лесные пользования осуществляются с учетом интересов местного населения.
Статья 29. Аренда участков лесного фонда
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании решения районного (городского) Совета народных депутатов и государственного органа управления лесным хозяйством - лесхоза.
В Республике Татарстан участки лесного фонда передаются для пользования в культурно-оздоровительных, научно-исследовательских целях, для нужд охотничьего хозяйства и побочных лесных пользований.
Передача участков лесного фонда в аренду производится на основании лицензии.
Субаренда участков лесного фонда запрещается. Арендаторы лесного фонда пользуются всеми правами пользователя, должны соблюдать порядок осуществления лесных пользований и выполнять возложенные на лесопользователей обязанности.
Положение об аренде лесного фонда утверждается Правительством Республики Татарстан.
Статья 30. Лицензия на пользование лесным фондом
Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями должна содержать:
- описание границ участка лесного фонда;
- виды, размеры и порядок лесных пользований, сроки аренды;
- обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий;
- размер арендной платы и сроки ее внесения;
- характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии.
Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящему Кодексу.
Лицензия выдается органами управления лесного хозяйства по решению районного (городского) Совета народных депутатов по согласованию с органами охраны окружающей природной среды.
Статья 31. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет
Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете указывается количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, срок производства работ, условий восстановления леса и очистки мест рубок.
Лесорубочный билет выдается лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица.
Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании выписанного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов.
Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение краткосрочных лесных пользований. В нем указываются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за пользование. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон.
Владельцы лесного фонда при осуществлении ими лесных пользований обязаны оформлять право пользования на общих основаниях.
Статья 32. Права лесопользователей
Лесопользователи имеют право:
- в установленные сроки, в зависимости от вида осуществляемого пользования, получать участки для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, а также участки лесного фонда для побочного пользования и иных целей;
- в зависимости от вида лесного пользования в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить временные производственные и хозяйственные постройки, устраивать стоянки транспорта, устанавливать оборудование, приспособления для осуществления лесных пользований, согласовав места их расположения с лесхозом.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.
При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.
Статья 33. Обязанности лесопользователей
Лесопользователи обязаны:
- вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
- соблюдать правила пожарной безопасности, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;
- полно и рационально использовать переданный им лесосечный фонд и насаждения, отведенные под подсочку, а также участки сенокосов и других лесных пользований;
- не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины на местах рубок после истечения сроков ее заготовки и вывозки;
- приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате лесных пользований, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;
- своевременно производить очистку лесосек от порубочных остатков;
- производить сдачу владельцам лесного фонда участку лесного фонда после окончания на них работ;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках и других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет;
- выполнять условия, установленные лицензией;
- своевременно и в установленном порядке вносить плату за пользование лесным фондом;
- соблюдать санитарные правила в лесах, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписание должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;
- предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы.
Статья 34. Основания прекращения права лесопользования
Право лесопользования прекращается в случаях:
1) истечения установленного в разрешительных документах срока пользования;
2) отказ лесопользователя от права на лесопользование;
3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление лесопользования.
Право лесопользования может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению лесхозов в случаях:
1) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий);
2) систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования, наносящих значительный вред лесному фонду;
3) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию;
4) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;
5) систематического невнесения платежей за лесопользование;
6) выдачи лицензий, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;
7) возникновение и распространение лесного пожара по вине лесопользователя;
8) осуществления лесных пользований не в соответствии с целями, предусмотренными в разрешительных документах.
Статья 35. Порядок прекращения права лесопользования
Прекращение права лесопользования оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета органами, выдавшими эти разрешительные документы.
При несогласии лесопользователя с решением о прекращении или ограничении его права пользования он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
Статья 36. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях:
- нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе;
- невнесения в установленный срок платежа за лесопользование;
- ухудшения санитарного и экологического состояния лесов по вине лесопользователя.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права лесопользования устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
Статья 37. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов леса, лекарственного, технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц, а также вести сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, травянистых растений в сроки и способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Республики Татарстан, в интересах пожарной безопасности, ведения лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парках и на других особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
Статья 38. Виды рубок леса
Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке:
рубок главного пользования - рубки в спелых и перестройных древостоях в установленном порядке;
рубок промежуточного пользования - рубки в порядке мер ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные в реконструкцией малоценных, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции насаждений;
прочих рубок - рубки при очистке отчуждаемых лесных площадей, прорубке просек, противопожарных разрывов и других подобных целей.
Статья 39. Способы и виды рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности
В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно-ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов, позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию.
В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление их защитных, водоохранных и других полезных природных свойств, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев.
В лесах, национальных природных парков, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и в лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, противоэрозионных лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных и теряющих защитные, водоохранные и другие экологические функции насаждений, а также прочие рубки: расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с созданием противопожарных разрывов, дорог, просек и других подобных целей, связанных с ведением лесного хозяйства.
В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, связанные с деятельностью заповедника.
На особо защитных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования. Решение о запрещении рубок принимается государственным органом управления лесным хозяйством Республики Татарстан по предложению районных органов местного самоуправления.
Статья 40. Порядок заготовки древесины
Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования осуществляется в соответствии с правилами (наставлениями), утверждаемыми Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Республики Татарстан, утверждаемыми Правительством Республики Татарстан.
Статья 41. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования
Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку запрещается.
Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда лесозаготовителям определяется в порядке, определенном настоящим Кодексом.
Статья 42. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования
Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства, исходя из установленных форм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке прочих рубок - в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладки просек и для других подобных целей.
Статья 43. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста и поступят в рубку.
Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубки леса и подсочки этих древостоев.
Правила подсочки древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Статья 44. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований
Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящим Кодексом порядке.
Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований утверждаются Правительством Республики Татарстан.
Статья 45. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных целях
В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также по согласованию с ними лесопользователи проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству участков лесного фонда и культурно-бытовому обслуживанию населения с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением требований архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных требований.
Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных целях регулируются типовыми правилами, утвержденными Правительством Республики Татарстан.
Статья 46. Порядок пользования лесным фондов в научно-исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде научным учреждениям, организациям могут выделяться специальные участки лесного фонда. На выделенных участках может быть ограничено или полностью запрещено пользование лесным фондов иным юридическим, а также физическим лицам, если это несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.
Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских устанавливаются Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан.
Статья 47. Порядок пользования лесным фондов для нужд охотничьего хозяйства
Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированных охотничьим хозяйствам, общественным охотничьим организациям, другим юридическим лицам в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случае превышения их сверх установленных нормативов плотности.
Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных.
Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми Правительством Республики Татарстан.
Статья 48. Пользование лесным фондом в лесах заповедников, национальных природных парках
В лесах заповедников, национальных природных парках запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением.
Статья 49. Особенности ведения лесного хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований
Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.
Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим Кодексом, положением по ведению лесного хозяйства, в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утвержденным Правительством Республики Татарстан.
Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется Советами народных депутатов, государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды.
Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования могут быть лишены права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства Правительством Республики Татарстан с последующей передачей указанного лесного фонда государственным органам управления лесным хозяйством.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесными ресурсами в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.