10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместители, государственные инспекторы и инспекторы по использованию и охране земель Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и их органов на местах, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре и их органов на местах, Государственного комитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора и его учреждений в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель и в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства" и в пределах своей компетенции имеют право:
а) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства, рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно или передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии по контролю за использованием и охраной земель для решения вопроса о привлечении физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд общей компетенции и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эррозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
д) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;
е) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
ж) получать от министерств и ведомств необходимую информацию о состоянии земельного фонда;
з) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
и) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
к) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
В соответствии с Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства" в пределах своей компетенции имеют право составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства на лесных угодьях должностные лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, которые передают их на рассмотрение в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместители, государственные инспекторы по использованию и охране земель и их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, регистрировать заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением законодательства.
Инспекторы по использованию и охране земель пользуются правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах "а" (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "д", "е", "ж", "з" настоящего пункта.
Должностные или физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, несут установленную законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Республики Татарстан в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, несут ответственность за своевременность принятия мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.
Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместителям, государственным инспекторам по использованию и охране земель, а также должностным лицам государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия, после получении лицензии в органах внутренних дел.
11. Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, совместно с другими органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель.