Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан (прилагается).
2. Считать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.91 г. N 346 "Об утверждении Положения о государственном контроле за использованием и охраной земель".
Премьер-министр
Республики Татарстан М.Г.Сабиров
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан. Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.
2. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами. Задачей государственного контроля за использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства.
3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются:
Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и его органы на местах;
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и его органы на местах;
Государственный комитет Республики Татарстан по строительству и архитектуре и его органы на местах;
Государственный комитет Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии как с органами представительной и исполнительной власти, так и между собой.
4. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Татарстан является председатель Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, а заместители председателя и начальник отдела государственного контроля за использованием и охраной земель Государственного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе - заместителями главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан.
Начальниками отделов, подотделов, главные и ведущие специалисты Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, на которых в соответствии с должностными обязанностями возложено осуществление государственного контроля, председатели городских (районных) комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе и их заместители являются одновременно государственными инспекторами по использованию и охране земель. Главные специалисты, ведущие специалисты районных и городских комитетов по земельным ресурсам и земельной реформе являются одновременно инспекторами по использованию и охране земель.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместители несут персональную ответственность за организацию и осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан, а государственные инспекторы по использованию и охране земель районов и городов - на соответствующих территориях.
Главному государственному инспектору, его заместителям Кабинетом Министров Республики Татарстан выдаются удостоверения установленного образца. Государственным инспекторам и инспекторам по использованию и охране земель удостоверения выдаются главным государственным инспектором.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Татарстан и государственные инспектора по использованию и охране земель районов и городов имеют печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан со своим наименованием.
5. Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по строительству и архитектуре, Государственный комитет Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора и их органы на местах:
осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель;
принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
участвуют в подготовке законодательных и нормативных актов, касающихся использования и охраны земель;
вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
участвуют в согласовании градостроительства и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.
6. Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
недопущением самовольного занятия земельных участков;
предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, сохранением, использованием плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
предоставлении земельных участков предприятиям, организациям, учреждения, гражданам и их объединениям;
проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эррозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков;
своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.
7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;
предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;
соблюдением установленного режима использования земель природнозаповедного и ресурсоохранного назначения;
осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, рациональному использованию земельных ресурсов;
пресечением самовольного занятия земель, природно-заповедного и ресурсоохранного назначения;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель, и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель;
достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлением мониторинга земель;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель.
8. Государственный комитет Республики Татарстан по строительству и архитектуре осуществляет государственный контроль за соблюдением порядка отводов земельных участков в населенных пунктах, проектирования и утверждения градостроительной документации.
Государственный комитет Республики Татарстан по строительству и архитектуре и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями;
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением несанкционированного сноса зданий и сооружений в городах и других поселениях.
Органы Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан осуществляют контроль за предотвращением самовольного строительства.
В городах и районах, где органы Государственного архитектурностроительного надзора Республики Татарстан отсутствуют, указанный контроль осуществляют соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
9. Государственный комитет Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора и его учреждения на местах осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемической безопасности населения, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при:
разработке проектов генеральных планов городов, планировки и застройки населенных мест, выборе и отводе земельных участков под строительство объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, инженерных сетей и сооружений, вводе их в эксплуатацию;
производстве, применении, хранении, транспортировке и захоронении радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений;
сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов;
установлении и эксплуатации охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон;
невыполнении необходимых организационных, инженерно-технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий по защите почв от загрязнения возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний, токсичными веществами, пестицидами, минеральными удобрениями повлекшие или могущие повлечь инфекционные, паразитарные, массовые неинфекционные заболевания, отравления и поражения людей.
10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместители, государственные инспекторы и инспекторы по использованию и охране земель Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и их органов на местах, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре и их органов на местах, Государственного комитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора и его учреждений в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель и в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства" и в пределах своей компетенции имеют право:
а) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства, рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно или передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии по контролю за использованием и охраной земель для решения вопроса о привлечении физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд общей компетенции и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эррозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
д) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;
е) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
ж) получать от министерств и ведомств необходимую информацию о состоянии земельного фонда;
з) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
и) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
к) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
В соответствии с Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства" в пределах своей компетенции имеют право составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства на лесных угодьях должностные лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, которые передают их на рассмотрение в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместители, государственные инспекторы по использованию и охране земель и их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, регистрировать заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением законодательства.
Инспекторы по использованию и охране земель пользуются правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах "а" (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "д", "е", "ж", "з" настоящего пункта.
Должностные или физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, несут установленную законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Республики Татарстан в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, несут ответственность за своевременность принятия мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.
Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Республики Татарстан и его заместителям, государственным инспекторам по использованию и охране земель, а также должностным лицам государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия, после получении лицензии в органах внутренних дел.
11. Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, совместно с другими органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель.
12. Органы Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре, Государственного комитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со своей компетенцией налагают штрафы за нарушение земельного законодательства в административном порядке не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.