25 декабря 1992 года N 1710-XII
-----------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи и сфера действия Закона
Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки,
заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в це-
лях содействия договорному регулированию трудовых отношений и
согласованию социально-экономических интересов работников и рабо-
тодателей.
Действие Закона распространяется на предприятия, учреждения,
организации, независимо от формы собственности, ведомственной
принадлежности и численности работников.
Статья 2. Основные понятия
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые,
социально-экономические и профессиональные отношения между рабо-
тодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации
(в дальнейшем - предприятие).
Соглашение - правовой акт, содержащий обязательства по уста-
новлению условий труда, занятости и социальных гарантий для ра-
ботников определенной профессии, отрасли, территории.
Статья 3. Соотношение законодательства и коллективного
договора, соглашения, трудового договора
(контракта)
Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в
соответствии с законодательством, являются обязательными для сто-
рон.
Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по
сравнению с законодательством положение работников, недействи-
тельны.
Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия,
ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством,
коллективными договорами и соглашениями.
Статья 4. Принципы заключения коллективных договоров
и соглашений
Принципами заключения коллективных договоров и соглашений яв-
ляются:
соблюдение законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и гласность обсуждения вопросов, составляющих
содержание коллективных договоров, соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Статья 5. Недопустимость воспрепятствования деятельности
по заключению, пересмотру и выполнению коллек-
тивных договоров и соглашений
Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить закон-
ные права работников и их представителей или воспрепятствовать их
осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хо-
зяйственного управления, политических партий и иных общественных
объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполне-
нии коллективных договоров и соглашений.
Hе допускается ведение переговоров и заключение коллективных
договоров и соглашений от имени работников организациями или ор-
ганами, созданными или финансируемыми работодателями, органами
исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими
партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных
законодательством.
Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключе-
нию и изменению коллективного договора, соглашения вправе высту-
пить любая из сторон.
В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего
коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные эти-
ми документами, любая из сторон вправе направить другой стороне
письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового
коллективного договора, соглашения.
Сторона, получившая письменное уведомление о начале перегово-
ров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать перего-
воры.
От имени работников право на ведение коллективных переговоров
предоставляется профсоюзным организациям (в дальнейшем - профсою-
зы) в лице их соответствующих органов, а при их отсутствии -
представителям самих трудящихся, надлежащим образом избранным и
уполномоченным согласно законодательству Республики Татарстан.
При наличии на республиканском, отраслевом и территориальном
уровнях, на предприятии нескольких профсоюзов, каждому из них
предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяе-
мых им членов профсоюза или представляемых им работников.
Работодатели, органы государственного управления обязаны
вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам,
предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, а при их отсутствии -
представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и
уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан.
Статья 7. Порядок ведения переговоров
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта
коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе
образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями
представителей.
Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня пере-
говоров определяются решением сторон.
Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная
свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание
коллективного договора, соглашения.
Органы исполнительной власти, работодатели и их объединения
должны предоставлять профсоюзам, а при их отсутствии - представи-
телям самих трудящихся, надлежащим образом избранным и уполномо-
ченным согласно законодательству Республики Татарстан, имеющуюся
у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.
Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не
должны разглашать полученные сведения, если они являются госу-
дарственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти све-
дения, привлекаются к установленной законодательством ответствен-
ности.
Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию
по не зависящим от них причинам, составляется протокол разног-
ласий, в который вносятся как согласованные сторонами вопросы,
так и разногласия, окончательно сформулированные предложения сто-
рон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а
также о сроке возобновления переговоров.
Статья 8. Разрешение разногласий
Для урегулирования разногласий в ходе коллективных перегово-
ров стороны используют примирительные процедуры.
В течение трех дней после составления протокола разногласий
стороны проводят консультации, формируют из своего состава прими-
рительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются
к посреднику, выбранному по соглашению сторон.
Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней
рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по су-
ществу спора.
При недостижении согласия между сторонами относительно вы-
несенных рекомендаций допускается организация и проведение за-
бастовок в порядке, не противоречащем законодательству.
В поддержку своих требований при ведении переговоров по раз-
работке, заключению или изменению коллективного договора, согла-
шения профсоюзы, а при их отсутствии - представители самих трудя-
щихся, надлежащим образом избранные и уполномоченные согласно за-
конодательству Республики Татарстан, имеют право проводить собра-
ния, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время и без
нарушения деятельности предприятий.
Статья 9. Гарантии и компенсации за время
переговоров
Hа предприятиях и в организациях лица, участвующие в перего-
ворах в качестве представителей сторон, а также специалисты,
приглашенные для участия в работе комиссий, на время переговоров
освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработ-
ка на срок не более трех месяцев в течение года и включением вре-
мени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связан-
ные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, пре-
дусмотренном законодательством о труде, коллективным договором,
соглашением.
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов
и посредников производится по соглашению с ними органами исполни-
тельной власти и хозяйственного управления, работодателями (их
объединениями).
Представители профсоюзных организаций и трудовых коллективов,
участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не
могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на
другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации
без предварительного согласия уполномочившего их на представи-
тельство органа.
Правом на принятие решения о необходимости заключения коллек-
тивного договора с работодателем обладают профсоюз в лице его
полномочного органа или непосредственно общее собрание (конферен-
ция) трудового коллектива.
Статья 11. Стороны коллективного договора
Коллективный договор заключается с одной стороны - работника-
ми в лице одного или нескольких профсоюзов, а при их отсутствии -
представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и
уполномоченными согласно законодательству Республики Татарстан, с
другой стороны - работодателем непосредственно или уполномоченны-
ми им представителями.
Коллективный договор заключается на предприятиях, в их струк-
турных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо
от формы собственности, ведомственной принадлежности и числен-
ности работников.
Статья 12. Порядок и сроки разработки и заключения
коллективного договора
Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного
договора, состав комиссии, предусмотренной статьей семь настояще-
го Закона, место проведения и повестка дня переговоров определя-
ются сторонами и оформляются приказом по предприятию, решением
профсоюза или трудового коллектива.
Если со стороны работников выступает одновременно несколько
профсоюзов, ими формируется объединенный представительный орган
для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения
единого коллективного договора.
Единый проект коллективного договора подлежит обязательному
обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатыва-
ется с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. До-
работанный единый проект утверждается общим собранием (конферен-
цией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников
всеми участниками объединенного представительного органа.
При недостижении согласия в объединенном представительном ор-
гане общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает
наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает
профсоюзу, разработавшему этот проект, на его основе провести пе-
реговоры и заключить после утверждения общим собранием (конферен-
цией) коллективный договор от имени трудового коллектива с рабо-
тодателем.
Каждый профсоюз вправе самостоятельно вести переговоры и зак-
лючать коллективный договор от имени представляемых работников
или предлагать и заключать приложение к единому коллективному до-
говору, защищающее специфические интересы представляемых работни-
ков по профессиональному признаку. Приложение является неотъемле-
мой частью коллективного договора и имеет равную с ним юриди-
ческую силу.
Работодатель обязан обеспечить профсоюзам, а при их
отсутствии - представителям самих трудящихся, надлежащим образом
избранным и уполномоченным согласно законодательству Республики
Татарстан, возможность доведения разработанных ими проектов кол-
лективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся
у него средства внутренней связи и информации, множительную и
иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время соб-
раний, консультаций, места для размещения стендов.
О подписании коллективного договора стороны в семидневный
срок уведомляют соответствующие вышестоящие хозяйственный и
профсоюзный органы, республиканские органы труда и занятости, а