В соответствии с Земельным кодексом Республики Татарстан, предусматривающим введение мониторинга земель, Кабинет министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о мониторинге земель в Республике Татарстан (прилагается).
2. Государственному комитету Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать и до 1 июля 1993 года представить в Кабинет министров Республики Татарстан Государственную программу мониторинга земель на 1993-1995 годы, предусматривающую поэтапное введение мониторинга земель.
3. Государственному комитету Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, органам исполни- тельной власти районов и городов на основе материалов мониторинга земель обеспечить своевременное принятие мер по предупреждению и устранению последствий, выявленных при наблюдении за состоянием земельного фонда.
Премьер-министр
Республики Татарстан
М.САБИРОВ
Начальник Секретариата
Кабинета министров
Республики Татарстан
М.МИНГАЗОВ
Утверждено
постановлением
Кабинета министров
Республики Татарстан
от 3 мая 1993 г. N 245
Положение
о мониторинге земель в Республике Татарстан
1. В Республике Татарстан в соответствии с Земельным кодексом ведется мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
3. Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Татарстан, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
4. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
мониторинг земель населенных пунктов;
мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
мониторинг земель лесного фонда;
мониторинг земель водного фонда;
мониторинг земель запаса.
5. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель.
Республиканский мониторинг охватывает всю территорию Республики Татарстан.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
6. В соответствии с межреспубликанскими и международными научно-техническими программами Республики Татарстан может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
7. При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы: эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);
цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями).
8. Основными задачами мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение государственного земельного кадастра рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
9. Содержание мониторинга земель составляет систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
состояния землепользований, угодий, полей, участков;
процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами;
состояния береговых линий рек, озер, заливов, водохранилищ и гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, карстовыми и другими явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче - смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также состояние земель других промышленных объектов.
10. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Показания состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
11. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
12. Мониторинг земель ведется Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан при участии Государственного комитета Республики Татарстан по строительству и архитектуре, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, других заинтересованных министерств и ведомств.
Организация и координация деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
13. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
14. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
15. Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, высотных самолетов, средств малой авиации);
наземные съемки и наблюдения;
фондовые данные.
Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях.
Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации. Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.
16. В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
периодические (через год и более);
оперативные (фиксирующие текущие изменения).
17. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам и республике в целом, а также по отдел ным природным комплексам.
18. По результатам оценки состояния земель Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан с участием заинтересованных министерств и ведомств разрабатывают и представляют в Кабинет министров Республики Татарстан республиканскую программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно уточняют ее с учетом поступивших предложений.
19. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в республике органами Государственного комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и других заинтересованных министерств и ведомств.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельным ресурсам и земельной реформе районов и городов и использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные данные накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
20. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и зе- мельной реформе совместно с региональными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие республиканские органы доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов направляют оперативные сводки.
21. Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 1 апреля, представляют в Кабинет министров Республики Татарстан Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Татарстан.
22. Предприятия, организации и учреждения, граждане, междуна- родные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
23. Финансирование республиканской программы мониторинга зе- мель осуществляется за счет средств, поступающих от взимания земельного налога, платы за пользование природными ресурсами, и средств, предназначенных для возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.