1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение
земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный
гражданин Республики Татарстан, достигший 18-летнего возраста,
имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную
квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае
наличия нескольких претендентов преимущественное право на
организацию крестьянского хозяйства имеют граждане, проживающие в
данной местности.
2. При создании одним из членов семьи крестьянского хозяйства
остальные ее члены самостоятельно принимают решение об участии в
его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
3. При наличии нескольких претендентов на один и тот же
земельный участок право выбора принадлежит сельскому
(поселковому) Совету народных депутатов с последующим
утверждением и оформлением районным (городским) Советом народных
депутатов.
4. Споры о преимущественном праве на землю и на организацию
крестьянского хозяйства рассматриваются в судебном порядке.
5. Государственным органам управления, органам управления
агропромышленным комплексом, общественным организациям, колхозам,
совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям запрещается
принудительное создание крестьянских хозяйств и передача им
земли.
Статья 5. Условия предоставления земельного участка
1. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства
предоставляется по заявлению его главы в аренду, пожизненное
наследуемое владение по решению сельского (поселкового) Совета
народных депутатов с последующим утверждением районным
(городским) Советом народных депутатов.
Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать
земельный участок для производства сельскохозяйственной
продукции. При этом общая площадь земельного участка не должна
превышать предельного размера, установленного Верховным Советом
Республики Татарстан. Арендодателями земли по согласованию с
местными Советами народных депутатов могут быть и граждане,
имеющие землю во владении с правом наследования.
2. Лицам, не имеющим профессиональных навыков ведения
сельскохозяйственного производства, земельный участок может
предоставляться в аренду сроком до трех лет. Если в течение
данного срока претендент подтверждает способность к рациональному
хозяйствованию, ему предоставляется право на продление аренды,
получение земельного участка в пожизненное наследуемое владение в
порядке, указанном в п. 1 настоящей статьи.
3. Право владения, пользования землей определяется
государственным актом, выдаваемым районным (городским) Советом
народных депутатов, при передаче земли в аренду - договором
аренды.
4. Земельный участок выделяется крестьянскому хозяйству, как
правило, единым массивом. При выделении земельных участков
крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не
затрагиваются земли приусадебного фонда и земли общественного
пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под
спортивными и другими сооружениями.
5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного
акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации,
землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и
экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств
бюджета.
Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и
финансировать землеустроительные работы.
Статья 6. Порядок предоставления земельных участков из земель
запаса
1. Гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками
сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для
организации крестьянского хозяйства предоставляются из земель
запаса. При отсутствии или недостатке таких земель районным
комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе создается
специальный фонд земельного запаса за счет:
а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или
переведенных в менее ценные земли;
б) земель всех категорий, используемых не по целевому
назначению;
в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного
производства и не использованных в течение одного года, а также
предоставленных для несельскохозяйственных целей и не
использованных в течение двух лет;
г) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая
продуктивность которых за последние 5 лет ниже нормативной,
определяемой по кадастровой оценке.
Выявленные и рекомендованные для зачисления в земельный запас
угодья изымаются у колхозов, совхозов, иных предприятий,
учреждений, организаций районным (городским) Советом народных
депутатов по мере необходимости. Согласия землевладельцев на
изъятие этих земель не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство,
включая и тех, кто переезжает из других регионов Союза ССР на
постоянное жительство, для получения земельного участка из земель
запасов подают заявление с указанием цели использования
спрашиваемого земельного участка, предполагаемой площади и его
местоположения, состава членов крестьянского хозяйства в сельский
(поселковый) Совет народных депутатов по месту расположения
земельного участка.
3. Решение о предоставлении земельного участка принимает
районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более
двух месяцев со дня подачи заявления с учетом решения сельского
(поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения
сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии
земельного фонда виновные должностные лица несут административную
ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч
рублей, налагаемого Государственным комитетом Республики
Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
Решение районного (городского) Совета народных депутатов об
отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано
в судебном порядке.
Статья 7. Порядок предоставления земельных участков для
ведения крестьянского хозяйства членам колхозов, работникам
совхозов и других организаций, учреждений, обслуживающих сельское
население
1. Члены колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов
имеют право на основе их заявлений выйти из состава
соответствующих организаций с земельным наделом. Работники
совхозов и других сельскохозяйственных предприятий после
расторжения трудового договора имеют право на земельный надел.
Согласие трудовых коллективов на создание крестьянских хозяйств
не требуется.
Работникам организаций и учреждений, обслуживающих сельское
население, земельный участок для организации крестьянского
хозяйства предоставляется из земель колхозов, совхозов в
установленном порядке.
Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства
определяется районным (городским) Советом народных депутатов с
учетом численного состава крестьянского хозяйства, специализации,
качества и площади земель, приходящихся на одного работающего в
хозяйстве, с учетом работников организаций и учреждений,
обслуживающих сельское население данного хозяйства, но не более
предельных размеров, установленных Верховным Советом Республики
Татарстан.
В целях создания равных условий хозяйствования для ведения
крестьянского хозяйства предоставляются земельные участки,
кадастровая оценка которых, как правило, должна быть на уровне
средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей
используются в первую очередь внесевооборотные угодья, отдельные
поля севооборота (по возможности без нарушения целостности
отдельных земельных участков и образования черезполосицы) или
другие сельскохозяйственные угодья. При предоставлении земельных
участков с качественной оценкой выше или ниже средней кадастровой
по хозяйству районными (городскими) Советами народных депутатов
налоговые и другие выплаты увеличиваются или уменьшаются
соответственно их качества.
2. Работнику, выходящему из колхоза (совхоза) с целью
организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен
выдать средства производства в счет долевого фонда, созданного за
счет собственных средств. Если колхоз (совхоз) не имеет такой
возможности, то он обязан определить срок расчетов и выступить на
указанный срок гарантом получения кредитов в банке для
крестьянского хозяйства на эту сумму, погашать их по срокам и
компенсировать проценты за пользование ими.
3. Граждане, являющиеся членами колхозов или работниками
совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пожелавшие
выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают
заявление, в котором указываются предполагаемая площадь
земельного участка, его местоположение, форма владения, вид
деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое
сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривает
заявление гражданина и вместе с протоколом заседания правления
колхоза или приказом руководителя предприятия передает материалы
в сельский (поселковый) Совет народных депутатов. При отказе в
выделении конкретного земельного участка для желающих выйти из
состава предприятия районный (городской) Совет народных депутатов
в месячный срок вправе самостоятельно определить земельный
участок.
Земли учебных хозяйств, высших, средних специальных,
профессионально-технических, общеобразовательных школ и других
учебных заведений, опытных участков, научно-исследовательских
организаций, птицеводческих, звероводческих хозяйств, тепличных
комбинатов, государственных специализированных животноводческих
комплексов, племенных предприятий по искусственному осеменению
сельскохозяйственных животных, государственной ветеринарной сети,
семенных инспекций, государственных сортоиспытательных участков,
рыбоводческих питомников не могут быть изъяты для организации
крестьянских хозяйств без их согласия. Земельный спор разрешается
в судебном порядке.
Статья 8. Регистрация крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство считается созданным после выдачи
районным (городским) Советом народных депутатов государственного
акта на право владения землей, а при арендных отношениях -
подписания договора на аренду земельного участка.
2. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на
каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский
(поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.
3. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает
статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета в
учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с
другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами,
учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя
советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при
разработке программы экономического и социального развития
региона.