1. Владельцы земли имеют право:
а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
б) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных
культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную
продукцию и доходы от ее реализации;
в) использовать в установленном порядке только для нужд
хозяйств имеющиеся на земельном участке нерудные полезные
ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные
подземные воды, а также эксплуатировать другие полезные свойства
земли;
г) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и
иные строения и сооружения в соответствии с действующими
нормативами и по согласованию с соответствующими Советами
народных депутатов, предоставившими землю;
д) в установленном порядке проводить оросительные,
осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы,
строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными
требованиями использования земельных участков, влияющими на
эффективность использования их земель;
е) в случае принудительного изъятия земельного участка
получать полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли,
а также возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
ж) обменять в установленном порядке земельный участок,
передать его по наследству;
з) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае
временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в
ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу;
и) огораживать предоставленный во владение участок при
условии сохранения возможности прохода людей, проезда транспорта
по дорогам общего пользования, перемещения диких животных.
2. Арендаторы имеют те же права, что и землевладельцы, кроме
права обмена, наследования и сдачи полученного земельного участка
в субаренду. Строительство жилых и производственных объектов на
арендованном участке производится с согласия землевладельца.
Другие права арендаторов регулируются договором.
При истечении срока аренды земли преимущественным правом
заключения нового договора, а также получения во владение с
правом наследования имеют прежние члены крестьянского хозяйства.
3. В случае предоставления во владение гражданину для ведения
крестьянского хозяйства земельного участка с посевами урожай
становится его собственностью, а бывшему землевладельцу или
арендатору крестьянское хозяйство возмещает производственные
фактические затраты, если стороны не договорились об ином.
4. Если на предоставленном во владение или в аренду земельном
участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные
объекты, которые невозможно переместить на другой участок,
крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их
остаточную стоимость, если стороны не договорились об ином
порядке. После этого данные объекты переходят в собственность
крестьянского хозяйства.
Оценка произведенных затрат и остаточной стоимости объектов
производится депутатскими комиссиями сельского и районного Совета
народных депутатов.
5. Действия предприятий, организаций и граждан, которые могут
причинить материальный ущерб или неудобства крестьянскому
хозяйству, могут осуществляться только с согласия главы
крестьянского хозяйства.
6. Землевладельцы и арендаторы обязаны:
а) рационально использовать землю в соответствии с целевым
назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные
технологии производства, не допускать ухудшения экологической
обстановки на территории в результате своей хозяйственной
деятельности;
б) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель и
окружающей среды;
в) своевременно вносить земельный налог или арендную плату за
землю;
г) не нарушать права других землевладельцев и
землепользователей;
д) своевременно представлять в соответствующий Совет народных
депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и
использовании земель;
е) возмещать в установленном порядке ущерб от снижения
плодородия земель, которое произошло по вине землевладельца и
арендатора.
7. Предоставленный во владение или аренду семье земельный
участок для организации крестьянского хозяйства разделу не
подлежит, кроме случаев, указанных в настоящем Законе.
Статья 10. Плата за землю
1. Землевладение, аренда земли и другие виды временного
пользования в Республике Татарстан являются платными.
Плата за землю ежегодно взимается в формах земельного налога
или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и
местоположения земельного участка с учетом кадастровой оценки.
2. Земельный налог и арендная плата за землю
сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда
определяются в зависимости от качества и местоположения
земельного участка с учетом кадастровой оценки.
Основой расчета ставок налога и арендной платы за землю
является цена баллогектара, которая утверждается Верховным
Советом Республики Татарстан. Они должны быть стабильными в
течение 5 лет, могут изменяться в случае пересмотра цен и тарифов
на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также после
уточнения материалов государственного земельного кадастра.
3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут
устанавливать льготы в виде частичного освобождения от платежей
за землю на определенный срок. Крестьянские хозяйства,
сельскохозяйственные кооперативы и арендаторы освобождаются от
уплаты земельного налога и арендной платы в течение пяти лет с
момента предоставления им земельного участка, а при передаче
земель, требующих осушения, проведения культуртехнических и
других видов мелиоративных работ - на период, предусмотренный
проектом их производства. От земельного налога освобождаются
полностью при получении во владение или аренду нарушенных и
малопродуктивных земель, требующих рекультивации.
Платежи за земельные участки поступают в районные бюджеты и
используются исключительно на охрану земель, повышение их
плодородия, на землеустройство, на оказание помощи на первичное
обустройство крестьянских хозяйств и социально-культурных
объектов на селе.
4. Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно
отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств,
полученных в порядке платежей за землю.
Статья 11. Контроль за использованием и охраной земель
Государственный контроль за использованием и охраной земель
осуществляется Советами народных депутатов и Государственным
комитетом Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной
реформе и его органами на местах в соответствии с действующим
законодательством.