Подготавливает с участием структурных подразделений органов исполнительной власти области предложения в основные направления социальной политики по вопросам социально-трудовой сферы и доклады руководителям администрации области и в Министрество труда Российской Федерации по их реализации.
Осуществляет с участием структурных подразделений администрации области организацию и ведение мониторинга социально-трудовой сферы.
Разрабатывает региональные прогнозы развития социальнотрудовой сферы;
Подготавливает проекты региональных законодательных и иных нормативных актов по вопросам, входящим в его компетенцию, замечания и предложения по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов и представляет их в Минтруд России.
Осуществляет координацию научных исследований по труду и социальным вопросам в регионе, организует апробацию научных разработок и реализацию централизованных мероприятий в социально-трудовой сфере.
Организует доведение до заинтересованных предприятий, организаций и учреждений правовых, нормативных, методических и иных актов по социально-трудовым вопросам.
Рассматривает предложения и заявления граждан, ведет их прием по вопросам своей компетенции и принимает соответствующие решения.
II. Повышение мотивации труда, уровня жизни и доходов населения
Разрабатывает с другими органами исполнительной власти региональные целевые программы содействия повышению производительности, стимулированию роста объемов производства, его эффективности, инвестированию, совершенствованию нормирования труда.
Принимает меры по повышению роли тарифных соглашений между работодателями и наемными работниками в обеспечении обоснованного распределения средств, направляемых на потребление, между профессионально-квалификационными категориями работников на основе установления ставок и окладов, межразрядных тарифных коэффициентов и иных условий оплаты труда с учетом квалификации, сложности и качества их труда.
Подготавливает предложения по повышению за счет соответствующих бюджетов ставок и окладов работников бюджетной сферы, казенных фабрик, казенных хозяйств и осуществляет контроль за применением Единой тарифной сетки (ЕТС).
Осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда (минимальный размер оплаты труда, минимальные гарантии по оплате труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС, минимальные размеры компенсационных выплат, установленных государством, районные коэффициенты, северные надбавки и гарантии, предусмотренные региональными тарифными соглашениями).
Рассматривает обращения предприятий и организаций, органов исполнительной власти по определению трудового стажа для назначения надбавок к заработной плате за выслугу лет и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Осуществляет по единой методологии с участием структурных подразделений исполнительной власти разработку потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения и информирует население об уровне социальных индикаторов на территории области.
Разрабатывает и проводит меры по реализации программы по стабилизации и повышению уровня жизни населения, в том числе за счет повышения социальных гарантий из местных источников финансирования и предложения по выработке мер социальной защиты населения.
Совместно с финансовыми, социальной защиты и другими органами исполнительной власти области подготавливает предложения об установлении дополнительных компенсационных выплат отдельным категориям населения или повышении размеров оплаты труда работников бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат за счет бюджета области; о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, размеров пособий, стипендий и других социальных выплат для рассмотрения на федеральном уровне.
III. Социальное партнерство
Участвует в создании трехсторонней комиссии области по регулированию социально-трудовых отношений, организует ведение переговоров, разработку и заключение соглашений между органами исполнительной власти области, соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками, представительными органами и работодателями (объединениями работодателей).
Осуществляет организационно-методическое руководство на территории области работой по подготовке и заключению специальных соглашений и коллективных договоров, предусмотренных действующим законодательством.
Организует проведение местными органами по труду уведомительной регистрации коллективных договоров и (по поручению Мин труда России) специальных соглашений, осуществляет контроль за их выполнением и соответствием законодательству.
Во взаимодействии со Службой разрешения коллективных трудовых конфликтов при Мин труде России изучает причины возникновения трудовых споров, участвует в их предотвращении и разрешении, осуществляет посредничество в решении индивидуальных трудовых споров.
IV. Рынок труда, занятость и народонаселение
Составляет баланс трудовых ресурсов области.
Разрабатывает программы вывода персонала из трудоизбыточных (депрессивных) отраслей с переводом его с предварительной профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в развивающиеся отрасли. Выявляет в трудоизбыточных отраслях и прежде всего лиц с неполной занятостью, желающих перейти на другую работу. Заключает соглашения с работодателями развивающихся отраслей о потребности в кадрах по профессиональным группам.
Совместно со службой занятости:
разрабатывает предложения по формированию политики занятости на территории в период структурной перестройки экономики, смягчению социальных последствий санации производства и социальной защите работников при банкротстве предприятий;
прогнозирует рынок труда, безработицу, неполную занятость;
разрабатывает меры по решению социальных проблем рынка труда согласно действующему законодательству;
проводит оценку состояния трудовых ресурсов на территории области.