ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года № 472-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 571-ПП.
____________________________________________________________________
В связи с уточнением объемов финансирования мероприятий и показателей социально-экономической эффективности долгосрочной целевой программы «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы Правительство Мурманской области постановляет:
внести в долгосрочную целевую программу «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 14.09.2010 № 414-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30.07.2012 № 382-ПП), изменения согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
М. Ковтун
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 472-ПП
Изменения в долгосрочную целевую программу «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы
1. Паспорт Программы, разделы 1 и 2 изложить в редакции:
«Паспорт долгосрочной целевой программы «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы
Основание для разработки Программы | ||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | - обеспечение населения региона качественным, комфортным и доступным жильем | |||||
Государственный заказчик-координатор | - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области | |||||
Государственные заказчики | - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; - Министерство имущественных отношений Мурманской области; - Министерство транспорта и связи Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области | |||||
Цель Программы | - поддержка и стимулирование жилищного строительства | |||||
Задачи Программы | 1. Создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство, в том числе под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, обеспеченных коммунальной и инженерной инфраструктурой. 4. Оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в обеспечении жильем. 5. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса, в том числе с целью применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности. | |||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | Целевые показатели (индикаторы) | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Ввод в действие жилья за счет всех источников финансирования (тыс.кв.м) | 23,18 | 55,0 | 58,0 | 67,0 | 79,0 | |
Обеспеченность населения жильем (кв.м на 1 чел.) | 24,5 | 24,7 | 24,8 | 24,8 | 24,9 | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2015 годы | |||||
Краткая характеристика программных мероприятий | - разработка документов территориального планирования и правил землепользования и застройки муниципальных образований Мурманской области; - комплексное освоение и развитие территорий Мурманской области в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного жилья и жилья экономического класса; | |||||
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования Программы - 2 326 750,6 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 1 577 632,2 тыс. руб.; - средства федерального бюджета - 299 936,2 тыс. руб.; - средства местных бюджетов - 259 882,2 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 189 300,0 тыс. руб. В том числе по годам реализации, тыс.руб. | |||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||
Областной бюджет | 199370,0 | 261103,2 | 400293,0 | 274863,0 | 442003,0 | |
Федеральный бюджет | 106862,7 | 122957,6 | 26356,0 | 26759,9 | 17 000,0 | |
Местные бюджеты | 12530,0 | 29271,8 | 67115,0 | 67466,0 | 83499,4 | |
Внебюджетные источники | 0,0 | 46800,0 | 47000,0 | 47500,0 | 48000,00 | |
Итого: | 318762,7 | 460132,6 | 540764,0 | 416588,9 | 590502,4 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - увеличение общей площади ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья экономкласса к 2015 году до 30,0 тыс.кв.м; - обеспечение земельных участков под жилищное строительство объектами коммунальной инфраструктуры; - улучшение жилищных условий 1112 семей отдельных категорий граждан, установленных федеральным и региональным законодательством; - улучшение жилищных условий 829 граждан, проживающих в г.Мурманске, за счет переселения из аварийного жилищного фонда | |||||
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://minstroy.gov-murman.ru |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Жилищная проблема остается нерешенной для подавляющего большинства граждан.
Стратегической целью жилищной политики региона является формирование рынка доступного жилья путем создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, обеспечивающих, с одной стороны, строительство жилья по ценам, соответствующим платежеспособному спросу населения, с другой стороны - участие государства в обеспечении жильем определенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (малоимущие граждане, молодые семьи, инвалиды).
Исходя из анализа сложившейся ситуации в жилищной сфере Мурманской области имеющиеся проблемы требуют длительного времени для их решения. В настоящее время законодательство предусматривает только одну форму государственного управления, позволяющую обеспечить реализацию долгосрочных взаимосвязанных мероприятий, - программно-целевой метод.
Поскольку в настоящее время состояние значительной части жилищного фонда Мурманской области может быть оценено как неудовлетворительное, необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Мурманской области.
В то же время имеющийся жилищный фонд по своим качественным характеристикам не удовлетворяет потребности человека в жилье.
Удельный вес общей площади жилых помещений ветхих и аварийных зданий на 01.01.2011 составлял около 2,3% всего жилищного фонда.
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется в 11 из 40 муниципальных образований Мурманской области.
В целом по области около 70% ветхого и аварийного жилищного фонда находится в городской местности и 30% ветхого и аварийного жилищного фонда - в сельской местности.
Очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.
Решение проблемы увеличения темпов жилищного строительства возможно с учетом использования не только бюджетных средств, но и частных инвестиций граждан.
Среди основных проблем в сфере жилищного строительства вопрос подготовки земельных участков под строительство жилья является одним из ключевых как с точки зрения сокращения сроков строительства, так и с точки зрения возможного снижения его стоимости.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам.
Рост показателей ввода жилья сдерживается недостаточным привлечением инвестиций в строительство, и в первую очередь кредитных ресурсов банков.
Анализ строительного рынка показывает наличие большого количества строительных компаний, не обладающих необходимой финансовой устойчивостью, работающих за счет «бесплатных» средств населения при недостаточной ответственности за сроки, качество и конечную стоимость жилья перед потребителями.
Одним из перспективных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по обеспечению развития массового жилищного строительства является развитие ипотечного жилищного кредитования.
Одним из операторов на рынке ипотечного жилищного кредитования Мурманской области является ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области» (далее - ОАО «АИЖКМО»).
Одним из механизмов достижения целей настоящей Программы является увеличение уставного капитала ОАО «АИЖКМО» за счет средств бюджета Мурманской области. Данная мера должна способствовать активизации деятельности регионального оператора как в сфере ипотечного кредитования и рефинансирования, так и в строительстве. Привлечение дополнительных финансовых участников позволит оптимизировать работу ОАО «АИЖКМО» по дальнейшему продвижению принятых на всех уровнях власти программ по улучшению жилищных условий населения.
В настоящее время остаются актуальными проблемы развития предприятий стройиндустрии области, которые в целом связаны с экономической ситуацией региона и характеризуются следующими признаками:
- отсутствие инвестиционных средств в необходимом объеме;
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
- неэффективность системы управления предприятиями;
- недостаточное качество строительной продукции.
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики Мурманской области.
Выход области на качественно новый экономический уровень развития возможен лишь при условии инновационных подходов к использованию производственного потенциала и естественных конкурентных преимуществ, широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих фондов с опережающим развитием производственного потенциала предприятий стройиндустрии и их материально-технической базы.
Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья (в том числе с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования) позволит расширить возможности жителей Мурманской области по улучшению жилищных условий за счет объединения собственных средств граждан, социальных выплат из средств областного и местных бюджетов и ипотечных кредитов (займов).
Таким образом, развитие массового жилищного строительства требует, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области уделили особое внимание оказанию поддержки отдельным категориям населения при строительстве (приобретении) жилья.
Отбор проблемы развития массового жилищного строительства в Мурманской области для ее программной разработки и решения на региональном уровне определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
- необходимость государственной поддержки для ее решения;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При этом учитываются также приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации и Мурманской области, прогнозы развития общегосударственных и региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического и социального состояния Мурманской области.
2. Цель, задачи Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели
№ п/п | Цель, задачи и показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели | |||||||||
2009 | 2010 | Годы реализации Программы | ||||||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Цель Программы. Поддержка и стимулирование жилищного строительства | ||||||||||||||
Ввод в действие жилья за счет всех источников финансирования | тыс. кв. м | 22,14 | 27,65 | 23,18 | 55,0 | 58,0 | 67,0 | 79,0 | Мурманскстат | |||||
Обеспеченность населения жильем | кв. м на 1 чел. | 23,2 | 24,3 | 24,5 | 24,7 | 24,8 | 24,8 | 24,9 | Мурманскстат | |||||
1 | Задача 1. Создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство, в том числе под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, обеспеченных коммунальной и инженерной инфраструктурой | |||||||||||||
1.1 | Площадь земельных участков, предоставленных под жилищное строительство, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры* | га | + | + | + | 42 | 50 | 60 | 70 | Минтерразвития МО | 10 | |||
1.2 | Общая протяженность улично-дорожной сети в новых микрорайонах застройки в муниципальных образованиях на конец года ** | км | + | + | + | 4,0 | 4,8 | 5,5 | 6 | Минтранс МО | 5 | |||
1.3 | Площадь отремонтированных объектов внешнего благоустройства г.Мурманска** | тыс.кв.м | + | + | + | 2,1 | 10,5 | Минтерразвития МО | ||||||
2 | Задача 2. Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования | |||||||||||||
2.1 | Количество предоставленных жилищных, в том числе ипотечных, кредитов в рамках Программы | ед. | 207 | 350 | 268 | 220 | 225 | 230 | 235 | ОАО «АИЖК МО» | 15 | |||
3 | Задача 3. Содействие развитию жилищного строительства, в том числе малоэтажного, жилья экономического класса, обеспечение соответствия объемов жилищного фонда области потребностям населения, формирование арендного сектора жилья | |||||||||||||
3.1 | Общая площадь введенного в эксплуатацию жилья экономкласса | тыс. кв. м | 7,9 | 11,12 | 5,0 | 10,0 | 20,0 | 25,0 | 30,0 | Минтерразвития МО | 20 | |||
3.2 | Общая площадь введенного в эксплуатацию малоэтажного жилья | тыс. кв. м | 9,61 | 4,8 | 8,9 | 11,0 | 18,0 | 21,5 | 26,0 | Минтерразвития МО | 20 | |||
4 | Задача 4. Оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в обеспечении жильем | |||||||||||||
4.1 | Количество граждан отдельных категорий (семей), улучшивших жилищные условия в рамках Программы (кроме молодых учителей) | ед. | 35 | 93 | 117 | 178 | 293 | 271 | 253 | Минтерразвития МО | 10 | |||
4.2 | Количество молодых учителей (семей), улучивших жилищные условия в рамках Программы** | ед. | … | … | … | 18 | 21 | 20 | 20 | Минобразования и науки МО | 5 | |||
4.3 | Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда г.Мурманска** | ед. | … | … | … | 447 | 85 | 127 | 170 | Минтерразвития МО | 5 | |||
4.4 | Общая площадь жилых помещений, приобретенных (построенных) гражданами | тыс. кв.м | 1,8 | 5,7 | 6,9 | 10,7 | 22,3 | 21,4 | 21,2 | Минтерразвития МО | ||||
5 | Задача 5. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса, в т.ч. с целью применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности | |||||||||||||
5.1 | Число организаций стройиндустрии, получивших субсидии в рамках Программы | ед. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Минтерразвития МО | 5 | |||
6 | Задача 6. Совершенствование системы ценообразования в сфере жилищного строительства | |||||||||||||
6.1 | Количество отчетов по мониторингу сметной стоимости жилищного строительства, созданию банка данных по проектам жилья экономкласса | ед. | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | Минтерразвития МО | 5 |