Действующий

Об утверждении Концепции бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы

3.2. Определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ)


Учитывая, что одним из основных направлений развития планирования бюджета, ориентированного на результат, с целью повышения качества государственных услуг (работ) и сокращения затрат на их оказание (выполнение) является определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ), связанное с расширением перечня организаций - исполнителей государственного задания, концептуальные основы раздела базируются на стратегическом видении, что государственные услуги (работы) могут оказываться не только государственными учреждениями, но и частными некоммерческими организациями (далее - НКО) и коммерческими организациями.

Развитие конкуренции между государственными учреждениями и иными юридическими лицами будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, ориентации бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности и, как следствие, повышению эффективности управления государственными учреждениями, оптимизации сети государственных учреждений, развитию ГЧП.

На первом этапе для достижения обозначенного результата необходимо сформировать институциональную среду для развития конкуренции на рынке государственных услуг (работ).

В рамках данного направления должны быть:

1) определены меры, направленные на формирование в социально-культурной сфере модели:

- обеспечивающей выполнение конституционных гарантий и социальных обязательств государства по объему, качеству и доступности (социальной и территориальной) государственных услуг (работ);

- включающей конкурирующие между собой государственные и муниципальные учреждения, а также НКО и коммерческие организации;

- включающей учреждения, способные оказывать (выполнять) услуги (работы), отнесенные к полномочиям одного или нескольких уровней (например, межмуниципальные коррекционные детские сады, оказание социальных услуг населению на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и т.п.);

- обеспечивающей привлечение в социально-культурную сферу средств как из государственных (муниципальных), так и из частных источников (развитие ГЧП).

Такая модель должна стимулировать:

- расширение сети НКО и коммерческих организаций, ориентированных на оказание услуг (работ) в социально-культурной сфере;

- привлечение в социально-культурную сферу дополнительных финансовых и материальных ресурсов;

- объединение финансовых ресурсов бюджетов одного или различных уровней, оптимизацию расходов бюджетов за счет такого объединения;

2) сформированы организационно-правовые основы, регламентирующие процесс оказания (выполнения) государственных услуг (работ) НКО и коммерческими организациям, которые должны включать:

- стандартизацию процесса оказания (выполнения) государственных услуг (работ). Должны быть внедрены стандарты качества по полному перечню государственных услуг (работ), предусматривающие систематизированный набор требований к качеству оказания (выполнения) государственных услуг (работ), определенный исходя из установленных законодательством норм и потребностей получателей услуг (работ), учитывающий технологические, материально-технические, финансовые и иные ресурсные ограничения. Стандарты должны определять минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуг и работ, предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств любым поставщиком услуг на территории Мурманской области. Кроме того, должны быть утверждены нормативы затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из требований к качеству и условиям оказания (выполнения) услуг (работ);

- механизм финансирования юридических лиц при оказании (выполнении) государственных услуг (работ). При разработке данного механизма должен быть проведен сравнительный анализ возможных инструментов и подходов к финансированию (государственный заказ, субсидия, грант) с целью определения наиболее оптимального. Условием для проработки указанного механизма должно стать принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего порядок участия иных юридических лиц в оказании (выполнении) государственных услуг (работ);

- типовую форму контракта на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) юридическими лицами в интересах третьих лиц. Типовая форма контракта может объединить в себе элементы гражданско-правового договора оказания (выполнения) услуг (работ), государственного контракта и государственного задания;

- порядок контроля за реализацией юридическими лицами указанных контрактов. Контроль за реализацией контракта по сути должен представлять собой сопоставление плановых и фактических значений показателей объема и качества государственных услуг, зафиксированных в контракте. Ключевыми вопросами при определении порядка контроля должны стать вопросы о периодичности его осуществления, а также о возможных санкциях при выявлении случаев оказания услуг в недостаточном объеме или недостаточного качества. Закрепление действенных форм контроля и возможного набора санкций позволит защитить интересы потребителей государственных услуг.

В условиях сформированного институционального базиса для развития конкуренции на рынке государственных услуг (работ) актуализируется потребность в анализе и определении эффективных способов поставки государственных услуг (работ).

Внедрение в практику государственного управления обозначенного вида работ потребует методолого-методических разработок, включающих:

- механизм определения возможности государственных учреждений, НКО и коммерческих организаций удовлетворить потребности региона в государственных услугах (работах). Необходимо создать банк данных юридических лиц, который будет содержать информацию об услугах (работах), оказываемых (выполняемых) юридическим лицом, объемы их оказания (выполнения), стоимость и прочие данные;

- методическую базу по отбору юридических лиц для оказания (выполнения) государственных услуг (работ), основой которой должна стать единая методика оценки количественных и качественных критериев оказания (выполнения) государственных услуг (работ) по отношению к издержкам по их оказанию (выполнению) (сравнительный анализ себестоимости и качества оказания (выполнения) услуг (работ) государственными учреждениями и иными юридическими лицами).

Реализация всех перечисленных выше направлений будет способствовать развитию конкуренции среди организаций, оказывающих (выполняющих) государственные услуги (работы), и, как следствие, повышению качества оказываемых (выполняемых) услуг (работ) и эффективности бюджетных расходов.