В целях стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления региональными финансами Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Установлена возможность самостоятельного определения субъектами Российской Федерации необходимого размера предоставляемого обеспечения соответствующих обязательств при предоставлении субъектами Российской Федерации государственных гарантий по банковским кредитам, привлекаемым юридическими лицами, расширены возможности регионов и муниципалитетов по привлечению бюджетных кредитов за счет установления права предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на срок до 3 лет, а также предоставлено право формирования фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.
Региональную политику в области межбюджетных отношений следует выстраивать таким образом, чтобы обеспечить условия для институционального развития местного самоуправления. Система межбюджетного регулирования должна способствовать решению следующих задач:
- дальнейшее увеличение доходной базы областного и местных бюджетов;
- обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в решении вопросов местного значения и определении направлений использования собственных доходов местных бюджетов;
- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом развитии соответствующих территорий и увеличении собираемости налогов;
- создание условий для роста эффективности функционирования бюджетного сектора на местном уровне;
- оптимизация сети бюджетных учреждений посредством укрупнения, преобразования в автономные некоммерческие организации;
- создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом для муниципальных образований;
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления области.
Муниципальным образованиям, эффективно управляющим муниципальными финансами, реализующим муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов и достигшим существенных результатов в этом процессе, необходимо предусмотреть поощрение.
Оценка результатов, достигнутых муниципальными образованиями в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, должна проводиться в соответствии с методикой, включающей в себя следующие индикаторы:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов;
- внедрение программно-целевых принципов в организацию деятельности органов местного самоуправления;
- реструктуризация бюджетного сектора;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
- развитие автоматизированных информационных систем управления муниципальными финансами.
Решение задачи эффективности использования бюджетных средств и стимулирования муниципальных образований к внедрению новых механизмов управления бюджетным процессом предполагает мониторинг и оценку показателей качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях до уровня поселений, а также создание механизма предоставления финансовых стимулов для повышения качества и результативности муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
В целях дальнейшего совершенствования мониторинга качества управления бюджетным процессом по его результатам следует формировать рейтинг муниципальных образований. По результатам проводимого мониторинга муниципальным образованиям в зависимости от полученной оценки присваивается соответствующая степень качества управления муниципальными финансами. Муниципальным образованиям, которым будут присвоены II и III степени, направляется информация о мерах, которые необходимо принять для повышения качества управления муниципальными финансами.
Необходимо продолжать регулярный контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления областной финансовой поддержки, включая соблюдение требований бюджетного законодательства.
В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности регионального уровня власти возрастает значение механизмов поддержки реализуемых на региональном уровне реформ и установления правильного вектора их проведения. Повышение качества финансового менеджмента региональных и муниципальных финансов должно осуществляться по линии расширения горизонта бюджетного планирования; стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами; формирования рейтинга качества финансового менеджмента, позволяющего на основе показателей оценки эффективности использования бюджетных средств увязывать полученные результаты деятельности ИОГВ Мурманской области в части предоставления бюджетных услуг с объемом затраченных на эти цели средств и др.
Оценка качества управления региональными финансами должна проводиться по следующим направлениям:
- качество бюджетного планирования;
- качество исполнения бюджета;
- качество управления долговыми обязательствами;
- качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;
- степень прозрачности бюджетного процесса;
- соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.