Недействующий

О региональной целевой программе "Отходы" на 2009-2013 годы (с изменениями на 21 декабря 2010 года)

Таблица 1

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10


Обращение с ртутьсодержащими отходами


Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы) образуются практически у всех природопользователей Мурманской области.

В 2007 году на предприятиях области образовалось 29,7 тонны ртутьсодержащих ламп.  Накоплено на предприятиях области 6,4 тонны ламп. За год переработано 2,83 тонны ртутных термометров.

Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть, и самой металлической ртути.

Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.

Обращение с нефтесодержащими отходами


В 2007 году, по данным предприятий области, образовалось 3060 тонн отработанных нефтепродуктов и их смесей: отработанные масла моторные, автомобильные, дизельные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные, турбинные и т.д., а также отходы смазочно-охлаждающих жидкостей, остатки дизтоплива, всплывающая пленка нефтеловушек.

Из них использовано, обезврежено 2205 тонн (72% от общего количества образования данного вида отходов). Нефтепродукты сжигаются на котельных, ТЭЦ. Незначительная часть отходов отработанных масел используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию.

В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных масел, бензинов и др. видов топлива.

На предприятии по приему и переработке отработанных продуктов (ООО «Крондекс») нефтепродукты очищаются от механических примесей и воды в сепараторе и далее как котельное топливо передаются для сжигания в котельных.

Проблемой является отсутствие сети приема отработанных нефтепродуктов (например, муниципальной). Такую сеть целесообразно организовать на базе автозаправочных станций, нефтебаз, возможна организация выездного приема отработанных масел от предприятий, автогородков и т.д.

На территории области функционируют предприятия, занимающиеся приемом и утилизацией нефтесодержащих вод, эмульсий (в том числе льяльных вод).

Технологии и оборудование, применяемые для очистки нефтесодержащих вод от нефтепродуктов, устарели и не обеспечивают нормативную степень очистки сточных вод от нефтепродуктов.

Остро стоит проблема утилизации твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка и т.п.

В 2007 году образовалось 506 тонн нефтешламов (в результате очистки резервуаров), 559 тонн переданы другим организациям. Накоплена на предприятиях области 771 тонна нефтешламов, наибольшее количество - в шламохранилищах ООО «Первый Мурманский терминал».

Часть твердых отходов с нефтепродуктами попадает на свалки бытовых и промышленных отходов и в дальнейшем в окружающую среду.

Обращение с отработанными автошинами

Образование отработанных автошин и резинотехнических изделий в 2007 году составило 3641 тонну, переработано на территории области только 348 тонн (менее 10% от образования). Значительное количество - 4749 тонн автошин и отходов резины - накоплено на промплощадках предприятий.

Многие из образующихся на территории Мурманской области отходы обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.

В настоящее время только начинает создаваться инфраструктура по переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления. Производства, действующие в данной сфере, немногочисленны, имеют малую производительность и не могут ликвидировать дефицит перерабатывающих мощностей.

Масштабной переработке большинства видов отходов препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья на основе единой достоверной системы учета отходов, образующихся в области.

Информация по обращению с отходами является разобщенной, разрозненной по ведомствам, узко специализированной, малодоступной и зачастую противоречивой. В то же время для эффективного управления процессами обращения с отходами для принятия управляющими структурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадиях обращения с отходами - от образования отходов до их захоронения.

Сохранение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на прежнем уровне, непринятие мер по ее улучшению в ближайшем будущем неизбежно приведет к дальнейшему росту объемов отходов, вывозимых на существующие и стихийно образовываемые свалки в области, и, как следствие, к негативному воздействию на все компоненты природной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в области единой системы управления обращением с отходами производства и потребления.